Односоставные предложения и их виды

Данная методическая разработка составленадля урока русского языка в6 классе по учебнику С.И.Львовойв разделе «Синтаксис и пунктуации».Работа представляет некую методическую ценность, так как представлена в форме технологической карты урока в соответствии с новыми стандартами и сопровождается презентациями.Методическую разработку и презентации можно использовать дляпроведения уроковпо русскому языку для подачи новой темы по односоставным предложениям. Используются необходимые этапы в работе в соо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Односоставные предложения и их виды» 2 часа, 6 класс по учебнику С.И.Львовой

Раздел конкурса: русский язык

Автор : Шаучулене Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Онгудайская средняя общеобразовательная школа» ВКК

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.















2.



















3.

Мотивация.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством подводящего диалога.












Этап актуализации и пробного учебного действия

Подготовка к работе на основном этапе.

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися учебного действия









Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, обозначить необходимость изучения этой темы

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством подводящего диалога





Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи;

развивать умения учащихся работать с мини-текстом в формате ГИА (задания к тексту)




Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия



Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия











Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

Цель: организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке; организовать запись домашнего задания на уроке

Рефлексия

Цель: организовать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками

Презентация «Осень в октябре)

zolotoj_oktjabr.pps

E:\открытый урок завтра\Презентация1.pptx











Opera - [Глагол]

saharina.ru/tests/test.php?name=test20.xml

Opera - [Тест 02.1. Род имён существительных]

E:\6 русский класс эл тесты\Русский_язык.exe














E:\открытый урок завтра\барбарики.avi




















vu 08-027-odnosostavnye predlozheniya

E:\урок 18 сентября\видеоуроки\односоставные




E:\открытый урок завтра\osenija-pora.pps

Демонстрация с музыкальным сопровождением идёт Дети, как вы думаете, почему мы начинаем урок с этого ролика об осени.

А что необычного в этом времени года?

А вы знаете стихотворения про осень?

Молодцы!

А если бы вы сами написали стихотворение, каким словариком вы бы воспользовались?

Зачем авторы используют эпитеты в своей речи?

Молодцы, вы всё правильно сказали?

Что, ребята, вы должны получить от урока?

А как вы думаете, какая должна быть цель, независимо от цели урок?

Подсказка. Ученик получил задание по эпиграфу к уроку, выбрать из слов Сухомлинского основные слова для ответа на этот вопрос.

Урок - первый очаг, согревшись у которого, человек стремится стать мыслителем. Я вижу важнейшую воспитательную цель урока в том, чтобы зажечь у маленького человека огонёк жажды познания.

В.А. Сухомлинский.

Молодец! Дети, вы согласны?

С темы осени мы начали неслучайно, так как будем разбирать новые темы\. Используя тексты об осени, предложения на эту тему. Сами поставим цели и задачи урока, сделаем выводы.

Продолжите пословицу: Повторение -

Как вы её понимаете?

Молодцы!

Пожалуйста, кто желает к доске?

Учитель следит за выполнением всех заданий, помогает. Подсказывает.

Класс работает в тетради № 1 к учебнику Львовой на странице 31 и исправляет орфографические ошибки в тексте. 5 слабых учеников получают карточки с таким же заданием, ошибки уже исправлены. Только надо написать какую букву вставляешь.

Карточка №1.

Зар…сли трос..ника. к..снут..ся волос. Неясный ш…пот, з…р я ра..г..рается, спят девч..нки, ж..лтый ц..плёнок, сверх..нтересное событие.

Карточка №2. Наступила ноч…, думаеш… о друге, пр..открыть печ…, стало невмоч…. Грозовых туч.., в под…езде, молодой ад...ютант.

Карточка №3. Лё…кий ветерок к…снулся пр…брежных ив и лист…я тихо поплылы по воде. Заб…раемся например в камыш…вые зар…сли и тихо сидим там с удочками. Ос..нь. Подморозило. Ц..плят по осени считают.

Интерактивные тесты (приложение №1).

После изучения орфографии проводился конкурс на лучшую творческую работу, послушаем сказку победителя про Ъ и ь знаки.

Проверяю работу класса, задание, если при проверке обнаруживаете ненайденную ошибку, подчёркиваем её на полях орфографической(!) и дома выносите в тетрадь для работы над ошибками, объяснения находим в памятке.




По какой причине, дети, возникло затруднение?

Правильно. А что мы не знаем?

А что мы должны узнать?

Давайте выявим их основной признак. Чем эти предложения отличаются от первого ССП?


А если у предложения есть и подлежащее и сказуемое, как мы называем такое предложение?

Проведите параллель- а если один?

Молодцы, всё верно. Сделаем вывод.

А что мы должны сначала сделать. Чтобы понять. Какое предложение односоставное, какое двусоставное?

Верно, значит главное - это грамматическая основа.

Попробуйте самостоятельно определить тему и цели нашего урока.


Работа с учебником, стр.48, читаем правило и выделяем карандашом + и -, что знали, а что узнали.

Правило схематично занести в памятку.

Физкультминутка

Применяем новые знания с комментированием вслух



Решим задачу повышенной сложности.

Как вы думаете, односоставные предложения ведь все разные, значит, они должны как-то называться? А вот как? Вам помогут ключи подсказки- 4 человека у доски решают эту задачу

Молодцы! Всё верно, а как называются эти предложения в зависимости от подтравленного местоимения или нет, вам поможет класс. Откройте свои подсказки и зачитайте.

Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на презентацию и сделайте вывод об односоставных предложениях (приложение 3).

Работаем по учебнику. Упражнение 94, по заданию.

Закрепляем и тренируемся в выполнении заданий в форме ГИА, работа с текстом по карточке.

Зачётная работа № 2 . Ф.И ___________________________________________________

Прочитай тест и выполни задания.

Осень

1) Осень - причудливая волшебница. 2)Она расстилает желтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и легкого морозца.3)Похолодало.
4)Иду по жёлтым листьям, собираю букеты. 5)Деревья объяты пламенем. 6)Теперь никому не остановить осеннего пожара. 7)Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от нее пошел полыхать клен. 8)Он прикоснулся к березке, и вспыхнула она желтым костром. 9)Долго бродишь по аллеям и не замечаешь, как быстро смеркается.
10)Кажется, что осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. 11)Печальный дождь падает из туч на землю. 12)Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы».

13)Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди,я хочу остаться».
14) Но мчится бессердечное время, и осень уходит.

В1. Из предложения № 1,4,6 выпиши грамматическую основу

В2. Из предложения №2, 4,7 выпиши слова с чередующейся гласной в корне

В3. Предложение № 10, 13 ( в прямой речи) укажите, чем осложнено это предложение

В4. Дайте характеристику предложения по наличию главных членов № 4, 8,9, 14

В5. Можно ли назвать эти предложения текстом?

В6. Выпиши слово со значением «дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, или дорожка в саду, в парке», найди происхождение этого слова по этимологическому словарю.

В7. Напишите номера ССП - 1)

СПП - 2)-задание повышенной сложности на 3 балла.

В8. Из предложения № 2, 7, выпиши слово с орфограммами о-ё после шипящих.

В9. Заполни таблицу примерами из предложения №2, 8 , выдели нужную морфему в глаголах и существительных.

Если затрудняемся, ставим номер задания в план работы над ошибками.

(текст с заданиями, приложение № 4).

Проверка по мере появления новых рук и выполненных заданий.

Просмотр видеоролика аудио-видео файл. «Односоставные предложения» (приложение № 5)

Домашняя работа. Несколько заданий на выбор по уровню сложности:

  1. Сочинение-миниатюра (С1) на карточке.

  2. Рабочая тетрадь № 1 «Учимся читать, слушать, говорить, писать» стр. 31 упражнение 29 (задания 1, 2, 4).

  3. Учебник. Страница 49 упражнение 95 по всем заданиям.

  4. Обязательно - страница 48 правило:

- схематично в памятку из учебника,

- правило на листочках приклеить в памятку!


Ребята, вы сегодня хорошо поработали, какую тему мы с вами изучали?

Какие цели ставили, получили ли результат?

А как мы нашли решение этой проблемы?

Мы достигли цели?

Ребята, можем мы сказать. Что Сухомлинский был прав. Говоря, что на уроке каждый ребёнок должен быть мыслителем?

Спасибо за работу. Оценки выставьте в дневник

Дети отвечают, что сейчас прекрасное время года- осень.

Золотой лес, листва

«Унылая пора….

«Уж небо осенью дышало…»

Словари эпитетов

Чтобы сделать нашу речь яркой и образной

Знания. Хорошее настроение

Чтобы мы хотели еще раз прийти и задержаться на уроке. Любить свой предмет, мыслить.

Урок, очаг. Согревшись,, мыслить, узнавать

Урок-это очаг, на котором хорошо, тепло, хочется самому мыслить и узнавать новое.

Да




Мать учения. Все запомним. Если будем повторять.

Дети работают у доски

2 обучающихся - на карточке.

Карточка 1. Задания: Вставьте буквы, объясните орфограммы, разберите словосочетания. Укажите вид. Что такое словосочетание? Что не является словосочетанием? (задание на карточке одинаковое).

1 учащийся работает у доски. Задание:

Запишите предложения. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы. Сколько их? Дайте характеристику первого предложения. Объясните орфограммы. Сделайте схему первого предложения. Что вас затруднило?

2 человека работают у интерактивной доски по повторению орфографии и синтаксиса. Друг друга проверяют. Самостоятельное оценивание

Проверяем все вместе 1 и 2 карточку. Опрос по теме словосочетание. Дети ищут словосочетания согласование, управление, примыкание. Делают выводы по изученным орфограммам.

Переходят по ссылке к указанным тестам и решают.

Сказку читает ученица (приложение №3)

Ответ ученика по 3 карточке.

-Первое предложение сложное, сложносочинённое, 2 грамматических основы, предложения простые в составе сложного двусоставные. Предложение по цели высказывания повествовательное. По эмоциональной окраске невосклицательное, по наличию главных членов сложносочинённое, по наличию второстепенных членов распространённое, простые предложения в составе сложного двусоставные.



Остальные предложения вызвали затруднения, так как в них нет одного члена либо подлежащего. Либо сказуемого.

Такую тему мы ещё не изучали.

Виды таких предложений

Как называются такие предложения.

У них один главный член.

Двусоставное

Односоставное

Два главных члена - двусоставное

Один главный член - односоставное

Нужно подчеркнуть грамматическую основу.

Тема: грамматическая основа. Односоставное предложение. Знать какие предложения бывают двусоставными, а какие двусоставными. Уметь определять их вид, подчёркивать грамматическую основу.

Ответы по учебнику

Выводы об односоставных предложениях.

Дети танцуют под видеоролик «Барбарики»

Дети выходят к доске и подчёркивают в готовых предложениях на обратной стороне доски грамматическую основу и определяют односоставное или двусоставное предложение.

Иду по лесу.

Жёлтые листья шелестят под ногами.

Осенний вечер.

Похолодало.

Дни поздней осени бранят обыкновенно.

Дети читают ключи и совещаются

Я, мы, ты, вы - это личные местоимения, их мы можем подставить к одним предложениям.

Они - неопределённо-личное местоимение - его подставляем к другим предложениям.

В третьих только одно подлежащее, которое называет предмет.

В четвёртых предложениях - нельзя подставить никакого лица.

Класс по названным признакам называет 4 вида односоставных предложений:

Назывные, определённо-личные, неопределённо-личные. Безличные.

Ученик без затруднений отвечает по предложенной схеме.

Проверка по цепочке.

Работа в парах. Совещаются, обсуждаем.

Отвечают на вопросы В1-В9, кто справился, поднимают руку и говорят В1, В2 и тд, проверяем по эталону.

Запись встретившихся предложений в памятку. Вывод по правилу.













Задание на карточке для каждого на выбор по уровню сложности, дети рассматривают и задают вопросы.




Односоставные предложения

Всё поняли, результатов достигли, правило -подсказку вклеим в дневник и выполним на выбор. Узнали, что предложения бывают двусоставными и односоставными. Чтобы определить это, нужно подчеркнуть грамматические основы.

Узнали, что предложения бывают 4 видов- назывные, определённо-личные. Неопределённо-личные. Безличные.

Мы сами выявили все главные признаки односоставных предложений с помощью примеров и наводящих вопросов.

Да, мы согласны. Каждый человек должен уметь решать проблемы и находить выводы.

4








10 минут













7







3

1

3



4



3


4


14













4



4







Приложение.

  1. E:\открытый урок завтра\09 Дорожка 9.wma

  2. E:\открытый урок завтра\Презентация1.pptx

  3. C:\Users\DNS\Desktop\09-10-2013_19-15-07.zip

Сказка про мягкий и твёрдый знаки.

  1. Жила-была страна под названием « АЛФАВИТ». Там жили тридцать три буквы. Они были СОГЛАСНЫМИ и ГЛАСНЫМИ, ПАРНЫМИ и НЕПАРНЫМИ, ГЛУХИМИ и ЗВОНКИМИ. И жили там два брата. Одного звали МЯГКИЙ ЗНАК, он был круглый и толстенький, мягкий по характеру. А другого звали ТВЁРДЫЙ ЗНАК. Он часто задирал нос и был твёрдый по характеру. Другие буквы их не любили, не дружили и не ходили к ним в гости. Многие не считали их буквами. Гласные буквы хвалились, что умеют мелодично петь: «И-и-и-и, А-а-а-а, О-о-о-о». Буква «Р» хвасталась, что умеет грозно рычать и без неё не могут жить ни тигр, ни лев, и даже ни одна машина без неё не сможет ездить. Шипящие решили ,что без них все змеи будут немыми. По их мнению «ь» и «ъ» знаки не были полноценными буквами, потому что не произносили звуков. Но вот однажды все буквы начали играть в слова. Хотели составить слово «СЕМЬЯ», а про ь знак забыли. Получилось слово «СЕМЯ». Решили составить слово «СЪЕЛ», а получилось «СЕЛ». Тогда буквы растерялись, так как не могли составить многих слов. Думали-думали и вспомнили про «ь» и «ъ» знаки, пригласили их в игру и извинились перед ними. Поняли тогда буквы, что перед алфавитом они все равны, а для правописания слов каждая буква играет свою роль. Ни одну букву из алфавита не выкинешь. С тех пор все жители страны «АЛФАВИТ» стали жить дружно.

Пяткова Маша 5 «А» класс.


© 2010-2022