- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка по теме «Повторение и обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения»
Конспект урока русского языка по теме «Повторение и обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гапонова Т.В. |
Дата | 17.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Повторение и обобщение изученного по теме
«Предложения с обособленными определениями и приложениями».
№ УЭ
Учебный материал с указанием заданий
Управление обучением
УЭ - 0
4 минуты
- Сформулируйте цель, которой мы должны достигнуть на уроке.
- Что вы должны знать и уметь? Какие должны решить проблемные задачи? (знать правила обособления определений и приложений, уметь выделять их графически и использовать в речи, выполнить контрольное упражнение).
- Для чего вам необходимо знать об обособленных определениях и приложениях и уметь употреблять их в речи? (свободно владеть русским языком, совершенствовать культуру речи).
Определите для себя самое сложное в этой теме.
Запишите в тетрадь свою цель урока.
УЭ - 1
4 минуты
Цель: проверить владение теоретическим материалом.
1. Вспомни, что такое обособленные члены предложения, какие признаки они имеют.
2. Тест (2 минуты)
Укажи неверные утверждения:
А. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.
Б. На письме обособленные члены предложения выделяются запятыми, реже - тире.
В. Обособляются определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного.
Г. Не обособляются определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.
Д. Может обособляться определение, выраженное причастным оборотом, если оно стоит перед определяемым словом
-
Работайте в парах.
-
При затруднении используй в работе теоретический модуль по обособленным членам предложения.
(часть I, II).
-
Проверьте друг друга по теоретическому модулю.
-
Поставьте оценку в оценочный лист.
УЭ - 2
7 минут.
Цель: повторить, закрепить правила обособления определений и приложений. (Задание распечатано для каждой пары отдельно.
Условия обособления
Примеры
1.Определение относится к личному местоимению
1. Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы
2. Причастный оборот после определяемого существительного
2. Ночь, вьюжная, морозная, кажется длинной.
3. Прилагательные с зависимыми словами или ≥ 2 одиночных прилагательных после определяемого сущ-ного
3. Мы, врачи, обязаны помогать людям.
4. Причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами перед определяемым сущ-ным имеет добавочное обстоятельственное значение (= будучи, поскольку, так как, хотя)
4. Кусты голубики, усеянные лиловыми ягодами, виднеются на поляне.
5. Определение, оторванное от определяемого слова.
5. На берег еще катилась мертвая сыпь - отголосок отдаленного шторма.
6. Приложение стоит после имени собственного
6. Нину Ивановну, как отличного педагога, уважали и дети, и родители.
7. Приложение относится к личному местоимению.
7. Мы, окрылённые надеждой, шли вперёд.
8. В конце предложения отделяется тире
8. Перепачканный краской, малыш выглядел смешно.
9. Приложение с союзом как обособляется = по причине (обычно перед сказуемым)
9. Иванов, мой коллега, был смелым человеком.
10. Приложение с союзом как не обособляется = в качестве (обычно после сказуемого)
10. Телевизионные уроки хороши как дополнительный материал, расширяющий знания.
-
Работайте в парах.
-
Соотнесите предложения и условия обособления в них определений и приложений.
-
Самопроверка по ключу.
-
Ключ:1-7; 2-4; 3-2; 4-8; 5-1; 6-9; 7-3; 8-5; 9-6; 10-10.
10 правильных ответов - «5»;
9-8 - «4»;
6-7 - «3»;
менее 6 - «2».
-
Выполнив задание, переходите к следующему УЭ.
УЭ - 3
8 минут.
Цель: применить теоретические знания на практике, научиться распространять предложения обособленными определениями и приложениями, выделять их графически и использовать в речи.
Дополните предложения:
1) причастным оборотом: На берегу растут ивы….;
2) прилагательными с зависимыми определениями: Высоко в небе зажглись звёзды…;
3) распространённым приложением: Лев Толстой… создал шедевры мировой литературы.
4) определением с обстоятельственным оттенком причины или уступки:
Изнемогающий от жары…
Взволнованный этой вестью…
-
Взаимопроверка.
-
Выставление оценки в оценочный лист.
УЭ - 4
6 минут
Цель: закрепление знаний, умений и навыков по обособлению определений и приложений.
Задание: прочитайте предложенный текст и подумайте, из какого произведения взят этот отрывок? Укажите стиль и тип речи текста. Найдите обособленные члены предложения и определите их роль в тексте. Для чего вводит их автор?
Текст.
Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба и теперь только что вернулся оттуда. Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу - инструментальную съемку местности. Верочка, когда увидела его лицо, насупленное и нервное, сразу поняла, что произошло очень большое несчастье. Два года Алмазов, торжественно проваливающийся на экзаменах, только на третий преодолел все препятствия. Благодаря жене, энергичной и неунывающей, Николай Евграфович находил в себе силы продолжать работу. Верочка, его спутница, переписчица, чертежница, репетиторша, не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость. Прошло пять минут тяжелого молчания, тоскливо нарушаемого хромым ходом будильника. Верочка, как верная жена, решила заговорить первой.
-
Работа в парах.
-
Прочитайте выразительно предложения.
-
Найдите обособленные определения и приложения.
-
Устно объясните условия их обособления.
-
Используйте в работе таблицу по обособленным членам предложения (часть I, II,III).
-
Поставьте друг другу оценку за знание теоретического материала:
-
Выполнив задание, переходите к следующему УЭ.
УЭ - 5
12 минут.
Контроль: проверка уровня обученности.
Уровень А. Выполните предложенное упражнение.
Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные определения и приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания.
-
Мелкий дождь предвес..ник осени кропит землю.
-
А он мятежный пр__сит бури как будто в бурях есть покой.
-
Солнце еще не вошедшее в полную силу греет бережно и ласково.
-
А.С.Пушкин великий русский поэт родился в Москве.
-
Истоще__ый усилиями и лишениями старик слег в постель.
-
Санкт-Петербург северная ст.лица нашей страны ра..положен на берегах Невы.
-
Я ваш стари..ый сват и кум пр..шёл мирит..ся к вам.
-
Молодые люди друзья с де__ства о чём(то) увлечё..о спорили.
-
Герасиму как отличному работнику тут же дали в руки косу.
-
Ровес__ники годами бли__кие родственники они (н..)когда (не) разлучались.
Уровень Б. Выполните тест (см. приложение.)
Сдайте работу на проверку учителю.
УЭ - 6
2 минуты
Рефлексия (подведение итогов урока).
Достиг ли урок цели?
Что, по-вашему, удалось на уроке и над чем ещё нужно работать?
Итак, оцените свой результат усвоения знаний по теме.
Что изменилось в ваших знаниях после урока?
-
Поставьте себе оценку за урок в оценочный лист.
-
Сдайте оценочные листы учителю.
УЭ -7
2 минуты
Домашнее задание (на выбор):
1) напишите сочинение - миниатюру по теме «Приход весны», используя обособленные определения и приложения;
2) найдите в художественном тексте 10 предложений с обособленными определениями и приложениями, выпишите их, выделяя графически.
Запишите домашнее задание
Приложение №1
Оценочный лист ____________________________
УЭ - 0
Запишите свою
цель урока
УЭ - 1
Взаимооценка
УЭ - 2
Самооценка
УЭ - 3
Взаимооценка
УЭ - 4
Само- и взаимооценка
УЭ - 5
Экспертная оценка
УЭ - 6
Самооценка
Итоговая оценка
Приложение№2
Обособленные определения и приложения Обособленные определения и приложения
Тест. I вариант Тест. II вариант
I. Укажите предложение с обособленным определением:
1)Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком.
2) За столом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод.
I. Укажите предложение с обособленным определением:
1) Река, неудержимая, неумолимая, быстро отделила от берега льдину.
2)Огромные и мощные льдины плывут вниз по течению.
II.Объясните постановку запятых в предложении: Уже верба, вся пушистая, раскинулась кругом.
-
определение стоит после определяемого имени существительного
-
определение обособляется всегда.
II.Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.
-
определение стоит после определяемого существительного
-
определение обособляется всегда.
III. Объясните постановку запятых в предложении: Изнурённые, грязные, мокрые, мы достигли берега.
-
определение стоит перед определяемым словом
-
определение относится к личному местоимению
III. Объясните постановку запятых в предложении: Охваченный волнением, я побежал им навстречу.
-
определение стоит перед определяемым словом
-
определение относится к личному местоимению
IV. Объясните постановку запятых в предложении: Отрезанные от всего мира, уральцы с честью выдержали казачью осаду.
-
определение стоит перед определяемым словом
-
определение имеет уступительное значение
IV. Объясните постановку запятых в предложении: Привлечённые светом, бабочки прилетели к лампе.
-
определение стоит перед определяемым словом
-
определение имеет причинное значение
V. Укажите правильно построенное предложение:
1) Жителям села, пострадавшим от наводнения, была оказана своевременная помощь.
2) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь.
V. Укажите правильно построенное предложение:
1) Издалека были плывущие бревна по воде.
2) Издалека были видны бревна, плывущие по воде.
VI.Укажите предложение с обособленным приложением:
-
Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.
-
Мягкое и серебристое, оно (море) слилось с синим небом
VI.Укажите предложение с обособленным приложением:
-
Киров стоит на реке Вятке, правом притоке Камы.
-
Успокоенный сладкими надеждами, он (Ванька) час спустя сладко спал.
VII. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:
-
Он сейчас работает как техник.
-
Разумеется как добрый человек ,он больше любил, чем не
любил людей.
VII. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:
-
Везде был принят как жених.
2) Сосна как дерево смолистое с трудом поддается гниению.
VIII.Объясните, почему не нужна запятая: Я пришёл усталый.
-
прилагательное отделено от определяемого слова другим словом.
-
прилагательное входит в состав сказуемого.
VIII.Объясните, почему не нужна запятая: Дед вернулся днем довольный
-
прилагательное отделено от определяемого слова другим словом.
-
прилагательное входит в состав сказуемого.
Обособленные определения и приложения Обособленные определения и приложения
Тест. III вариант Тест. IV вариант
I. Укажите предложение с обособленным определением:
1) Птицы не то спят, не то дремлют.
2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зелёной травой.
I. Укажите предложение с обособленным определением:
1) Скалы, покрытые снегом, уходили в неясную даль.
2)Огромные и мощные льдины плывут вниз по течению.
II.Объясните постановку запятых в предложении: Туча, нависшая над полем, не дала ни капли дождя.
-
определение стоит после определяемого имени существительного
-
определение обособляется всегда.
II.Объясните постановку запятых в предложении: По другую сторону улицы тянулся забор, пыльный и серый.
-
определение стоит после определяемого существительного
-
определение обособляется всегда.
III. Объясните постановку запятых в предложении: Добрая и мудрая, она привлекала к себе людей.
-
определение стоит перед определяемым словом
-
определение относится к личному местоимению
III. Объясните постановку запятых в предложении: Вдохновленный успехом, он обдумывал положение спокойно, деловито.
-
определение стоит перед определяемым словом
-
определение относится к личному местоимению
IV. Объясните постановку запятых в предложении: Утомленные дневным переходом, геологи быстро уснули.
-
определение стоит перед определяемым словом
-
определение имеет причинное значение
IV. Объясните постановку запятых в предложении: Привлечённые светом, бабочки прилетели к лампе.
-
определение стоит перед определяемым словом
-
определение имеет причинное значение
V. Укажите правильно построенное предложение:
1) Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом.
2) Покрытые тополи росой наполняли воздух нежным ароматом.
V. Укажите правильно построенное предложение:
1) Издалека были плывущие бревна по воде.
2) Издалека были видны бревна, плывущие по воде.
VI.Укажите предложение с обособленным приложением:
-
Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.
-
Мягкое и серебристое, оно (море) слилось с синим небом
VI.Укажите предложение с обособленным приложением:
-
Орлы, спутники войск, поднялись над горой.
-
Полученный ответ рассматривался как согласие.
VII. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:
-
Он сейчас работает как техник.
-
Разумеется как добрый человек, он больше любил, чем не
любил людей.
VII. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:
-
Он представил нам Павла как своего близкого друга.
2) Как тонкий психолог писатель правдиво изобразил мир человеческих чувств.
VIII.Объясните, почему не нужна запятая: Он пошел домой грустный.
-
прилагательное отделено от определяемого слова другим словом.
-
прилагательное входит в состав сказуемого.
VIII.Объясните, почему не нужна запятая: Дед вернулся днем довольный
-
прилагательное отделено от определяемого слова другим словом.
-
прилагательное входит в состав сказуемого.