Конспект урока русского языка по теме «Повторение и обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения»

На уроках русского языка я  использую  технологию модульного обучения, которая позволяет  индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить форму общения учителя и ученика;  идет совершенствование процесса обучения:  от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, от обучения, ориентированного на усредненного ученика к дифференцированному и индивидуализированному обучению.          При использовании технологии модульного обучения учащимся предлагается карта — модуль, по которой они работают самостоятельно под руководством учителя. Таким образом, использование данной технологии помогает мне привить ученикам навыки самостоятельного добывания знаний по мере их индивидуальных способностей, желания и темпов развития. Карты-модули делятся на теоретические и практические. Теоретические модули либо предлагаются учителем в готовом виде, либо составляются совместно с учащимися в процессе работы над темой. Проблема состоит в том, чтобы научить работать с теорией и применять её на практике. Для примера предлагается один из уроков— модулей.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторение и обобщение изученного по теме

«Предложения с обособленными определениями и приложениями».

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Управление обучением

УЭ - 0

4 минуты

- Сформулируйте цель, которой мы должны достигнуть на уроке.

- Что вы должны знать и уметь? Какие должны решить проблемные задачи? (знать правила обособления определений и приложений, уметь выделять их графически и использовать в речи, выполнить контрольное упражнение).

- Для чего вам необходимо знать об обособленных определениях и приложениях и уметь употреблять их в речи? (свободно владеть русским языком, совершенствовать культуру речи).

Определите для себя самое сложное в этой теме.

Запишите в тетрадь свою цель урока.

УЭ - 1

4 минуты

Цель: проверить владение теоретическим материалом.

1. Вспомни, что такое обособленные члены предложения, какие признаки они имеют.

2. Тест (2 минуты)

Укажи неверные утверждения:

А. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.

Б. На письме обособленные члены предложения выделяются запятыми, реже - тире.

В. Обособляются определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного.

Г. Не обособляются определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.

Д. Может обособляться определение, выраженное причастным оборотом, если оно стоит перед определяемым словом


  1. Работайте в парах.

  2. При затруднении используй в работе теоретический модуль по обособленным членам предложения.

(часть I, II).

  1. Проверьте друг друга по теоретическому модулю.

  2. Поставьте оценку в оценочный лист.

УЭ - 2

7 минут.

Цель: повторить, закрепить правила обособления определений и приложений. (Задание распечатано для каждой пары отдельно.

Условия обособления

Примеры

1.Определение относится к личному местоимению

1. Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы

2. Причастный оборот после определяемого существительного

2. Ночь, вьюжная, морозная, кажется длинной.

3. Прилагательные с зависимыми словами или ≥ 2 одиночных прилагательных после определяемого сущ-ного

3. Мы, врачи, обязаны помогать людям.

4. Причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами перед определяемым сущ-ным имеет добавочное обстоятельственное значение (= будучи, поскольку, так как, хотя)

4. Кусты голубики, усеянные лиловыми ягодами, виднеются на поляне.

5. Определение, оторванное от определяемого слова.

5. На берег еще катилась мертвая сыпь - отголосок отдаленного шторма.

6. Приложение стоит после имени собственного

6. Нину Ивановну, как отличного педагога, уважали и дети, и родители.

7. Приложение относится к личному местоимению.

7. Мы, окрылённые надеждой, шли вперёд.

8. В конце предложения отделяется тире

8. Перепачканный краской, малыш выглядел смешно.

9. Приложение с союзом как обособляется = по причине (обычно перед сказуемым)

9. Иванов, мой коллега, был смелым человеком.

10. Приложение с союзом как не обособляется = в качестве (обычно после сказуемого)

10. Телевизионные уроки хороши как дополнительный материал, расширяющий знания.


  1. Работайте в парах.

  2. Соотнесите предложения и условия обособления в них определений и приложений.

  3. Самопроверка по ключу.

  4. Ключ:1-7; 2-4; 3-2; 4-8; 5-1; 6-9; 7-3; 8-5; 9-6; 10-10.

10 правильных ответов - «5»;

9-8 - «4»;

6-7 - «3»;

менее 6 - «2».


  1. Выполнив задание, переходите к следующему УЭ.

УЭ - 3

8 минут.

Цель: применить теоретические знания на практике, научиться распространять предложения обособленными определениями и приложениями, выделять их графически и использовать в речи.

Дополните предложения:

1) причастным оборотом: На берегу растут ивы….;

2) прилагательными с зависимыми определениями: Высоко в небе зажглись звёзды…;

3) распространённым приложением: Лев Толстой… создал шедевры мировой литературы.

4) определением с обстоятельственным оттенком причины или уступки:

Изнемогающий от жары…

Взволнованный этой вестью…


  1. Взаимопроверка.

  2. Выставление оценки в оценочный лист.

УЭ - 4

6 минут

Цель: закрепление знаний, умений и навыков по обособлению определений и приложений.

Задание: прочитайте предложенный текст и подумайте, из какого произведения взят этот отрывок? Укажите стиль и тип речи текста. Найдите обособленные члены предложения и определите их роль в тексте. Для чего вводит их автор?

Текст.

Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба и теперь только что вернулся оттуда. Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу - инструментальную съемку местности. Верочка, когда увидела его лицо, насупленное и нервное, сразу поняла, что произошло очень большое несчастье. Два года Алмазов, торжественно проваливающийся на экзаменах, только на третий преодолел все препятствия. Благодаря жене, энергичной и неунывающей, Николай Евграфович находил в себе силы продолжать работу. Верочка, его спутница, переписчица, чертежница, репетиторша, не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость. Прошло пять минут тяжелого молчания, тоскливо нарушаемого хромым ходом будильника. Верочка, как верная жена, решила заговорить первой.


  1. Работа в парах.

  2. Прочитайте выразительно предложения.

  3. Найдите обособленные определения и приложения.

  4. Устно объясните условия их обособления.

  5. Используйте в работе таблицу по обособленным членам предложения (часть I, II,III).

  6. Поставьте друг другу оценку за знание теоретического материала:

  7. Выполнив задание, переходите к следующему УЭ.

УЭ - 5

12 минут.

Контроль: проверка уровня обученности.

Уровень А. Выполните предложенное упражнение.

Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные определения и приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания.

  1. Мелкий дождь предвес..ник осени кропит землю.

  2. А он мятежный пр__сит бури как будто в бурях есть покой.

  3. Солнце еще не вошедшее в полную силу греет бережно и ласково.

  4. А.С.Пушкин великий русский поэт родился в Москве.

  5. Истоще__ый усилиями и лишениями старик слег в постель.

  6. Санкт-Петербург северная ст.лица нашей страны ра..положен на берегах Невы.

  7. Я ваш стари..ый сват и кум пр..шёл мирит..ся к вам.

  8. Молодые люди друзья с де__ства о чём(то) увлечё..о спорили.

  9. Герасиму как отличному работнику тут же дали в руки косу.

  10. Ровес__ники годами бли__кие родственники они (н..)когда (не) разлучались.

Уровень Б. Выполните тест (см. приложение.)

Сдайте работу на проверку учителю.

УЭ - 6

2 минуты

Рефлексия (подведение итогов урока).

Достиг ли урок цели?

Что, по-вашему, удалось на уроке и над чем ещё нужно работать?

Итак, оцените свой результат усвоения знаний по теме.

Что изменилось в ваших знаниях после урока?


  1. Поставьте себе оценку за урок в оценочный лист.

  2. Сдайте оценочные листы учителю.

УЭ -7

2 минуты

Домашнее задание (на выбор):

1) напишите сочинение - миниатюру по теме «Приход весны», используя обособленные определения и приложения;

2) найдите в художественном тексте 10 предложений с обособленными определениями и приложениями, выпишите их, выделяя графически.

Запишите домашнее задание

Приложение №1

Оценочный лист ____________________________

УЭ - 0

Запишите свою

цель урока

УЭ - 1

Взаимооценка

УЭ - 2

Самооценка

УЭ - 3

Взаимооценка

УЭ - 4

Само- и взаимооценка

УЭ - 5

Экспертная оценка

УЭ - 6

Самооценка

Итоговая оценка




Приложение№2

Обособленные определения и приложения Обособленные определения и приложения

Тест. I вариант Тест. II вариант

I. Укажите предложение с обособленным определением:

1)Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком.

2) За столом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод.

I. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Река, неудержимая, неумолимая, быстро отделила от берега льдину.

2)Огромные и мощные льдины плывут вниз по течению.

II.Объясните постановку запятых в предложении: Уже верба, вся пушистая, раскинулась кругом.

  1. определение стоит после определяемого имени существительного

  2. определение обособляется всегда.

II.Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.

  1. определение стоит после определяемого существительного

  2. определение обособляется всегда.

III. Объясните постановку запятых в предложении: Изнурённые, грязные, мокрые, мы достигли берега.

  1. определение стоит перед определяемым словом

  2. определение относится к личному местоимению

III. Объясните постановку запятых в предложении: Охваченный волнением, я побежал им навстречу.

  1. определение стоит перед определяемым словом

  2. определение относится к личному местоимению

IV. Объясните постановку запятых в предложении: Отрезанные от всего мира, уральцы с честью выдержали казачью осаду.

  1. определение стоит перед определяемым словом

  2. определение имеет уступительное значение

IV. Объясните постановку запятых в предложении: Привлечённые светом, бабочки прилетели к лампе.

  1. определение стоит перед определяемым словом

  2. определение имеет причинное значение

V. Укажите правильно построенное предложение:

1) Жителям села, пострадавшим от наводнения, была оказана своевременная помощь.

2) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь.

V. Укажите правильно построенное предложение:

1) Издалека были плывущие бревна по воде.

2) Издалека были видны бревна, плывущие по воде.

VI.Укажите предложение с обособленным приложением:

  1. Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.

  2. Мягкое и серебристое, оно (море) слилось с синим небом

VI.Укажите предложение с обособленным приложением:

  1. Киров стоит на реке Вятке, правом притоке Камы.

  2. Успокоенный сладкими надеждами, он (Ванька) час спустя сладко спал.

VII. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:

  1. Он сейчас работает как техник.

  2. Разумеется как добрый человек ,он больше любил, чем не

любил людей.

VII. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:

  1. Везде был принят как жених.

2) Сосна как дерево смолистое с трудом поддается гниению.

VIII.Объясните, почему не нужна запятая: Я пришёл усталый.

  1. прилагательное отделено от определяемого слова другим словом.

  2. прилагательное входит в состав сказуемого.

VIII.Объясните, почему не нужна запятая: Дед вернулся днем довольный

  1. прилагательное отделено от определяемого слова другим словом.

  2. прилагательное входит в состав сказуемого.


Обособленные определения и приложения Обособленные определения и приложения

Тест. III вариант Тест. IV вариант

I. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют.

2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зелёной травой.

I. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Скалы, покрытые снегом, уходили в неясную даль.

2)Огромные и мощные льдины плывут вниз по течению.

II.Объясните постановку запятых в предложении: Туча, нависшая над полем, не дала ни капли дождя.

  1. определение стоит после определяемого имени существительного

  2. определение обособляется всегда.

II.Объясните постановку запятых в предложении: По другую сторону улицы тянулся забор, пыльный и серый.

  1. определение стоит после определяемого существительного

  2. определение обособляется всегда.

III. Объясните постановку запятых в предложении: Добрая и мудрая, она привлекала к себе людей.

  1. определение стоит перед определяемым словом

  2. определение относится к личному местоимению

III. Объясните постановку запятых в предложении: Вдохновленный успехом, он обдумывал положение спокойно, деловито.

  1. определение стоит перед определяемым словом

  2. определение относится к личному местоимению

IV. Объясните постановку запятых в предложении: Утомленные дневным переходом, геологи быстро уснули.

  1. определение стоит перед определяемым словом

  2. определение имеет причинное значение

IV. Объясните постановку запятых в предложении: Привлечённые светом, бабочки прилетели к лампе.

  1. определение стоит перед определяемым словом

  2. определение имеет причинное значение

V. Укажите правильно построенное предложение:

1) Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом.

2) Покрытые тополи росой наполняли воздух нежным ароматом.

V. Укажите правильно построенное предложение:

1) Издалека были плывущие бревна по воде.

2) Издалека были видны бревна, плывущие по воде.

VI.Укажите предложение с обособленным приложением:

  1. Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.

  2. Мягкое и серебристое, оно (море) слилось с синим небом

VI.Укажите предложение с обособленным приложением:

  1. Орлы, спутники войск, поднялись над горой.

  2. Полученный ответ рассматривался как согласие.

VII. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:

  1. Он сейчас работает как техник.

  2. Разумеется как добрый человек, он больше любил, чем не

любил людей.

VII. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:

  1. Он представил нам Павла как своего близкого друга.

2) Как тонкий психолог писатель правдиво изобразил мир человеческих чувств.

VIII.Объясните, почему не нужна запятая: Он пошел домой грустный.

  1. прилагательное отделено от определяемого слова другим словом.

  2. прилагательное входит в состав сказуемого.

VIII.Объясните, почему не нужна запятая: Дед вернулся днем довольный

  1. прилагательное отделено от определяемого слова другим словом.

  2. прилагательное входит в состав сказуемого.




© 2010-2022