Урок по русскому языку на тему Обобщающие слова при однородных членах предложения (5 класс)

Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения Цель: Сформировать  умение указывать обобщающие слова при однородных членах предложения, правильно  интонировать и использовать их речи, правильно расставлять знаки препинания. Тип урока: формирование новых знаний ХОД УРОКА I.                  Проверка домашнего задания. Задание – продолжить предложение рядом однородных членов (три ученика работают по карточкам): Это была работа незаметная, но важная, нужная и полезная. II.               О...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения

Цель:

Сформировать умение указывать обобщающие слова при однородных членах предложения, правильно интонировать и использовать их речи, правильно расставлять знаки препинания.

Тип урока: формирование новых знаний

ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания.

Задание - продолжить предложение рядом однородных членов (три ученика работают по карточкам):

Это была работа незаметная, но важная, нужная и полезная.

  1. Объявление темы и цели урока

  2. Актуализация опорных знаний учащихся

Словарный диктант (карточный)

-Подберите общее название для перечисленных предметов и запишите его

(Фрукты): яблоко, груша, абрикос.

(Овощи): капуста, огурцы, помидоры.

(Цветы): ромашка, гвоздика, тюльпан.

(Транспорт): автобус, трамвай, метро.

(Сказочные герои): Буратино, Чебурашка, Колобок.

  1. Работа по теме

  1. Тренировочные задания

-Составьте устно предложение с этими группами слов. (Одно из них учитель записывает на доске). Например:

У бабушки в огороде растут разные овощи: и огурцы, и капуста, и морковь.

-Подчеркните обобщающее слово и однородные члены предложения.

-Как ставятся знаки препинания в таких предложениях?

-Поменяйте местами однородные члены и обобщающее слово. Как изменится при этом пунктуация?

2. Работа с учебником.

Знакомство с теоретическим материалом (учебник стр.54)

Употребление обобщающего слова подчеркивает, выделяет группу однородных членов в смысловом и грамматическом значении.

3.Работа у доски.

-Запишите предложение под диктовку, найдите обобщающее слово и однородные члены предложения.

А)Ни дождь, ни ветер, ни холод - ничто не могло остановить юных туристов.

Б)Дорога постоянно меняла уклон: то поднималась вверх, то опускалась.

В)Ребятам приходилось сложно в любое время: и утром, и вечером, и ночью.

4. Работа с учебником.

Упражнение 85 с комментариями.

Для сильных учащихся - по иллюстрациям составить предложения с обобщающим словом и однородными членами предложения.

5. Физкультминутка.

6. «Черный ящик» - кроссворд.

На столе лежит сундучок и в нем - яблоко. Чтобы узнать, что лежит в ларце, нужно разгадать сказочный кроссворд:

1)Железные зубы, костяная нога, все люди знают - это Баба… (Яга).

2)У отца был мальчик странный, необычный, деревянный, но любил папаша сына, шалунишку…(Буратино).

3)Фруктово-огородная страна, в одной из книжек - сказок есть она, а в ней - герой - мальчишка овощной, он храбрый, справедливый, озорной. ..(Чиполлино).

4)Появилась девочка в чашечке цветка, а была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала. Вот такая девочка, как она мила…(Дюймовочка).

5)Скачет лошадь непростая, чудо-грива золотая. По горам парнишку носит, да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок - удивительный конек - по прозванью…(Горбунок).

6)Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал, чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал. Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь, но лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь… (Золушка).

V. Итог урока.

- Какую тему мы сегодня прошли?

-Что такое обобщающие слова?

-Как мы выделяем их в предложении?

VI. Домашнее задание: выучить теоретический материал, составить 3-4 предложения с обобщающими словами.





© 2010-2022