- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Оценка качества знаний на уроках русского языка» (дидактические материалы)
«Оценка качества знаний на уроках русского языка» (дидактические материалы)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Черепанова Е.К. |
Дата | 06.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Целью работы «Оценка качества знаний на уроках русского языка» (дидактические материалы) является создание системы организации контроля, обобщения и систематизации знаний учащихся по русскому языку в 5-9 классах, которая позволяет не только установить, насколько глубоко и прочно ученики усвоили программный материал, как научились пользоваться приобретенными знаниями, но и вскрыть причины выявленных пробелов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - структура оценки качества знаний на уроках русского языка)
Диагностика, контроль, проверка и оценка знаний учащихся по каждой теме осуществляется в последовательности, отраженной в структуре оценки качества знаний.
Первый этап в системе проверки - предварительное выявление уровня знаний учащихся, который необходим для того, чтобы зафиксировать исходный уровень обученности. Сравнение начального уровня с достигнутым позволяет измерить «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность образовательного процесса.
Второй этап проверки знаний - текущая проверка в процессе изучения каждой темы. Главная ее функция - обучающая. Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления его динамики, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд ребенка, способствует своевременному определению пробелов в усвоении им материала и их ликвидации.
Третий этап проверки знаний, умений - закрепляющая проверка, которая должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученное ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний.
Четвертый этап - контрольная проверка знаний и умений школьников, целью которой является систематизация и обобщение знаний. Эффективными формами контроля считаю зачетные уроки и контрольные работы (контрольный диктант и тест). Основное назначение зачетов - систематизировать и обобщить материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам, закрепить умения и навыки. Кроме того, зачеты способствуют повышению ответственности школьников за качество учебы по русскому языку, соблюдению учебной и трудовой дисциплины, помогают воспитывать чувство коллективизма. К сожалению, имеющийся УМК по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской не содержит вопросов контроля по теме, поэтому возникла необходимость создания системы организации контроля, обобщения и систематизации теоретических знаний учащихся по русскому языку.
Специальным видом является комплексная проверка (комплексный анализ текста), которая дает возможность повторить все правила орфографии, пунктуации по изученным темам, подготовиться к итоговой аттестации.
Все результаты сводятся в единую базу результатов образовательного процесса.
1.Сводная ведомость составляется по каждой учебной теме курса русского языка, в которой отражаются все этапы проверки (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Все дидактические материалы для текущей, закрепляющей, контрольной, комплексной проверок систематизированы в папке по каждой теме в каждом классе (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
2.Мониторинг результативности на основе анализа контрольный работ. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Анализ контрольной работы начинается с определения количества заданий, выполненных каждым учеником, из числа заданий, данных учителем. Составляется рабочая таблица, проводится анализ результатов, полученные показатели сравниваются с прогнозируемыми, что позволяет сделать вывод об эффективности или неэффективности учебного процесса.
3.Мониторинг на основе тематических зачетов (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
4.Результаты итоговой аттестации (ПРИЛОЖЕНИЕ 6), которые фиксируются в таблице предметных результатов. Каждый ученик заполняет свою ведомость. Работа с такими ведомостями дает возможность вести систематический контроль, помогает обнаружить пробелы в знаниях каждого ученика, позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков.
Организуется систематическая работа по ликвидации пробелов знаний (уроки работы над ошибками, индивидуальная работа с учащимися, «пятиминутки», корректировка знаний, работа с родителями).
Благодаря различным формам организации контроля и оценки знаний, умений и навыков, своевременно обнаруживаются и устраняются пробелы в знаниях, формируются навыки само- и взаимоконтроля, повышается ответственность школьников за результаты учебной деятельности, качество знаний. Конкретные результаты использования системы организации контроля, обобщения и систематизации знаний учащихся по русскому языку можно проследить на примере динамики результатов успеваемости и качества в одном классе в течение нескольких лет: