«Оценка качества знаний на уроках русского языка» (дидактические материалы)

Целью работы «Оценка качества знаний на уроках русского языка» (дидактические материалы) является создание системы организации контроля, обобщения и систематизации знаний учащихся по русскому языку в 5-9 классах, которая позволяет не только установить, насколько глубоко и прочно ученики усвоили программный материал, как научились пользоваться приобретенными знаниями,  но и вскрыть причины выявленных пробелов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – структура оценки качества знаний на уроках русского языка) Диагностика, контроль, проверка и оценка знаний учащихся по каждой теме осуществляется в последовательности,  отраженной в структуре оценки качества знаний. Первый этап в системе проверки – предварительное выявление уровня знаний учащихся, который необходим для того, чтобы зафиксировать исходный уровень обученности. Сравнение начального уровня с достигнутым позволяет измерить «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность образовательного процесса. Второй этап проверки знаний – текущая проверка в процессе изучения каждой темы. Главная ее функция – обучающая. Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления его динамики, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд ребенка, способствует своевременному определению пробелов в усвоении им материала и их ликвидации. Третий этап проверки знаний, умений – закрепляющая проверка, которая должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученное ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний. Четвертый этап – контрольная проверка знаний и умений школьников, целью которой является систематизация и обобщение знаний. Эффек­тивными формами контроля считаю зачетные уроки и контрольные работы (контрольный диктант и тест). Ос­новное назначение зачетов — систематизи­ровать и обобщить материал по теме или разделу, уточнить знания по основ­ным вопросам, закрепить умения и на­выки. Кроме того, зачеты способствуют повы­шению ответственности школьников за качество учебы по русскому языку, соб­люд... Специальным видом является комплексная проверка (комплексный анализ текста), которая дает возможность повторить все правила орфографии, пунктуации по изученным темам, подготовиться к итоговой аттестации. Все результаты сводятся в единую базу результатов образовательного процесса. 1.Сводная ведомость составляется по каждой учебной теме курса русского языка,  в которой отражаются все этапы проверки (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Все дидактические материалы для текущей, закрепляющей, контрольной, комплексной проверок систематизированы в папке по каждой теме в каждом классе (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). 2.Мониторинг результативности на основе анализа контрольный работ.  (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Анализ контрольной работы начинается с определения количества заданий, выполненных каждым учеником, из числа заданий, данных учителем. Составляется рабочая таблица, проводится анализ результатов, полученные показатели сравниваются с прогнозируемыми, что позволяет сделать вывод об эффективности или неэффективности учебного процесса. 3.Мониторинг на основе тематических зачетов  (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) 4.Результаты итоговой аттестации  (ПРИЛОЖЕНИЕ 6), которые фиксируются в таблице предметных результатов. Каждый ученик заполняет свою ведомость. Работа с такими ведомостями дает возможность вести систематический контроль, помогает обнаружить пробелы в знаниях каждого ученика, позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков. Организуется систематическая работа по ликвидации пробелов знаний (уроки работы над ошибками, индивидуальная работа с учащимися, «пятиминутки», корректировка знаний, работа с родителями). Благодаря различным формам организации контроля и оценки знаний, умений и навыков, своевременно обнаруживаются и устраняются пробелы в знаниях, формируются навыки само- и взаимоконтроля, повы­шается ответственность школьников за результаты учебной деятельности, качество знаний. Конкретные результаты использования системы организации контроля, обобщения и систематизации знаний учащихся по русскому языку можно проследить на примере динамики результатов успеваемости и качества в одном классе в тече...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Целью работы «Оценка качества знаний на уроках русского языка» (дидактические материалы) является создание системы организации контроля, обобщения и систематизации знаний учащихся по русскому языку в 5-9 классах, которая позволяет не только установить, насколько глубоко и прочно ученики усвоили программный материал, как научились пользоваться приобретенными знаниями, но и вскрыть причины выявленных пробелов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - структура оценки качества знаний на уроках русского языка)

Диагностика, контроль, проверка и оценка знаний учащихся по каждой теме осуществляется в последовательности, отраженной в структуре оценки качества знаний.

Первый этап в системе проверки - предварительное выявление уровня знаний учащихся, который необходим для того, чтобы зафиксировать исходный уровень обученности. Сравнение начального уровня с достигнутым позволяет измерить «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность образовательного процесса.

Второй этап проверки знаний - текущая проверка в процессе изучения каждой темы. Главная ее функция - обучающая. Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления его динамики, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд ребенка, способствует своевременному определению пробелов в усвоении им материала и их ликвидации.

Третий этап проверки знаний, умений - закрепляющая проверка, которая должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученное ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний.

Четвертый этап - контрольная проверка знаний и умений школьников, целью которой является систематизация и обобщение знаний. Эффективными формами контроля считаю зачетные уроки и контрольные работы (контрольный диктант и тест). Основное назначение зачетов - систематизировать и обобщить материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам, закрепить умения и навыки. Кроме того, зачеты способствуют повышению ответственности школьников за качество учебы по русскому языку, соблюдению учебной и трудовой дисциплины, помогают воспитывать чувство коллективизма. К сожалению, имеющийся УМК по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской не содержит вопросов контроля по теме, поэтому возникла необходимость создания системы организации контроля, обобщения и систематизации теоретических знаний учащихся по русскому языку.

Специальным видом является комплексная проверка (комплексный анализ текста), которая дает возможность повторить все правила орфографии, пунктуации по изученным темам, подготовиться к итоговой аттестации.

Все результаты сводятся в единую базу результатов образовательного процесса.

1.Сводная ведомость составляется по каждой учебной теме курса русского языка, в которой отражаются все этапы проверки (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Все дидактические материалы для текущей, закрепляющей, контрольной, комплексной проверок систематизированы в папке по каждой теме в каждом классе (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

2.Мониторинг результативности на основе анализа контрольный работ. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Анализ контрольной работы начинается с определения количества заданий, выполненных каждым учеником, из числа заданий, данных учителем. Составляется рабочая таблица, проводится анализ результатов, полученные показатели сравниваются с прогнозируемыми, что позволяет сделать вывод об эффективности или неэффективности учебного процесса.

3.Мониторинг на основе тематических зачетов (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

4.Результаты итоговой аттестации (ПРИЛОЖЕНИЕ 6), которые фиксируются в таблице предметных результатов. Каждый ученик заполняет свою ведомость. Работа с такими ведомостями дает возможность вести систематический контроль, помогает обнаружить пробелы в знаниях каждого ученика, позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков.

Организуется систематическая работа по ликвидации пробелов знаний (уроки работы над ошибками, индивидуальная работа с учащимися, «пятиминутки», корректировка знаний, работа с родителями).

Благодаря различным формам организации контроля и оценки знаний, умений и навыков, своевременно обнаруживаются и устраняются пробелы в знаниях, формируются навыки само- и взаимоконтроля, повышается ответственность школьников за результаты учебной деятельности, качество знаний. Конкретные результаты использования системы организации контроля, обобщения и систематизации знаний учащихся по русскому языку можно проследить на примере динамики результатов успеваемости и качества в одном классе в течение нескольких лет:



© 2010-2022