«Чудики» В. Шукшина

Разработка урока  литературы предназначена для внеклассного чтения по рассказам Василия Шукшина. Для урока необходимо организовать выставку книг с произведением писателя,сделать презентацию по биографии и творчеству Шукшина, запись песни «Глухой неведомой тайгою...» .    Урок состоит из этапов. Начинаю урок с объявления цели,что нам предстоит сделать на уроке. Второй этап - актуализация. Провожу беседу по фотографии Шукшина. Учащиеся выступают с презентацией о  Шукшине -писателе, второй-рассказы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Старочурилинская средняя общеобразовательная школа»


Арского района Республики Татарстан






«Чудики»

В.Шукшина.















Разработка урока внеклассного чтения,

проведенного в 8 классе

учитель Сафиуллина Ф.Н













Цели: 1.Вызвать интерес к творчеству Шукшина и его героям.

2.Познакомить учащихся с многогранной личностью В.Шукшина.

3.Закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть авторскую позицию.

4.Выявить своеобразие рассказов писателя.

I.Слово учителя.

Наверное, вам уже приходилось слышать имя В.Шукшина, смотреть его фильмы, в которых он участвовал как актер и режиссер. Сегодня нам предстоит познакомиться с Шукшиным писателем, мастером короткого рассказа.

II.Работа по фотографии.

Рассмотрите фотографию В.Шукшина. Ответьте на вопросы:

-Как вам кажется, откуда родом этот человек?

-Много ли довелось пережить ему в жизни?

-Как вы думаете, какой характер скрывается за этой внешностью?

III.Сообщение подготовленного ученика.

(биография Шукшина)

IV.Слово учителя.

Да, действительно, много трудностей выпало на долю этого человека: не выпустят на экран его первый дипломный фильм, пять лет живет в Москве полулегально, не имея своего жилья, затем ютится в маленькой квартире на окраине Москвы. Жил в напряжении, стиснув зубы, но постоять за себя он умел. В борьбе с житейскими трудностями, в преодолении их и произошло становление писателя. Вот что он сказал о своем творчестве:

«Мне хочется рассказать об этих странных людях, пример которых учит тому, как жить интересно.»

(учащиеся записывают в тетради эту цитату как эпиграф)

Герои Шукшина не выдуманы, а взяты из живой жизни и про любого из них можно сказать: это только «нравственный», а другой «безнравственный». В них, как во всяком человеке, «намешано» разного: и хорошего, и плохого.

V.Словарная работа.

«Чудики»-странный с виду человек, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к знаниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю.

VI.Шукшин-мастер короткого рассказа.

По определению Шукшина, рассказы должны быть трех видов:

1)рассказ-судьба

2)рассказ-характер

3)рассказ-исповедь, самое мелкое, что может быть это рассказ-анекдот.

Какие рассказы В.Шукшина вы прочитали?

Беседа по содержанию рассказа «Мастер»

Прочитав рассказ, мы все свои симпатии отдаем этому человеку.

И сам Шукшин пишет: «Мне бы только правду рассказать о жизни…Не было бы добрых людей, жизнь давно бы остановилась…»

Чем же нам симпатичен Сёмка Рысь?

Найдите портретные характеристики, детали, которые помогают представить Сёмку, попа, митрополита, Игоря Александровича. Удается ли вам представить героев?

-Почему Сёмка Рысь решил отреставрировать церковь?

-Почему никто не согласился Сёмке помочь?

-Игорь Александрович говорит, что тоже обманулся, как и он. Обманулся ли Сёмка? Если да, то в чём?

-Почему Сёмка перестал ходить к талицкой церкви?

-Прочитайте еще раз портретную характеристику главного героя.

-Какого литературного героя напоминает вам Сёмка Рысь? (Левшу Лескова).

-Что общего в их судьбе?

-Почему рассказ называется «Мастер»?

-Кто этот мастер?

(Их двое: Сёмка и неизвестный создатель талицкой церкви)

-Почему же слово стоит в единственном числе? (Мастер, а е мастера)

(Говорит о слияние двух душ: Сёмки и мастера, во-вторых, слово мастер имеет обобщенное значение.)

-Умерло ли в нем чувство красоты?

(Перекликаются две судьбы Сёмки и Левши)

-Какими словами заканчивает свой рассказ? Почему?

-Где в рассказе «Мастер» заложено зерно цели жизни?

Учащиеся находят цитату.

«Умеешь радоваться - радуйся, умеешь радовать - радуй…Не умеешь -воюй, командуй или что-нибудь такое делай - можно разрушить вот эту сказку: «подложи пару килограммов динамита - дроболызнет, и все дела. Каждому свое».

Запишем эту цитату в тетради.

А теперь на время станем режиссерами и нам нужно снять фильм по рассказу «Мастер».Какой эпизод считаете главным, наиболее интересным?

(ответы учащихся)

В одном из фильмов В.Шукшина звучит песня «Глухой неведомой тайгою…»

Песня обрывается на последней строчке:

«Умру, в чужой земле зароют,

Заплачет маменька моя.

Жена найдет себе другого,

А мать сыночка никогда.»

(слушание песни «Глухой неведомой тайгою»)

Недопетая песня В .Шукшина оборвалась так неожиданно.

Я хочу вам прочитать строки письма матери В.Шукшина Марии Сергеевны Шукшиной на могилу сыну (зима, 1975 год):

«Сыночка, дитё моё милое, не могу я до тебя докликаться, сердечушку моему в груди места мало. Горло мое сжимает. Хочу вслух кликнуть - голоса нет…Никого не обижал, сын мой ненаглядный, дитя моё, дитя милое. Дитёнок, мой дитёнок, прости меня.»

VII.Подведение итогов урока.


  1. Чему научил вас рассказ?

  2. Какие черты характера вам хочется воспитать в себе?

VIII.Домашнее задание.

Написать сочинение «Чудики В.Шукшина»


© 2010-2022