Литературно-художественный альманах (интегрированное занятие) «Пять страниц о Крыме»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Любовь Владимировна Гребенникова

старший методист Бахчисарайского

колледжа строительства, архитектуры

и дизайна «Крымского федерального

университета имени В.И. Вернадского»,

г. Бахчисарай, Республика Крым


Литературная гостиная


Тема: Литературно-художественный альманах (интегрированное занятие) «Пять страниц о Крыме».

Цель: Формировать представление обучающихся об образе малой Родины на основе данных географии, истории, литературы, произведений других видов искусств, прививая и закрепляя у обучающихся интерес к литературе народов и народностей, населяющих Крым, воспитывать у них чувство патриотизма и взаимоуважения, высокую культуру межнациональных отношений; развивать навыки самостоятельной и групповой работы, прививать вкус к хореографии, пению, выразительному чтению.

Оборудование: На всю длину и ширину классной доски помещается пейзаж Крыма. На нём наподобие книги закрепляются страницы альманаха (размер ватмановского листа). Каждая из пяти страниц, имея свой поэтический и музыкальный эпиграф, оформляется в соответствии с избранной тематикой: на неё крепятся портреты, фото, цветные и чёрно-белые иллюстрации, схемы, рисунки, ноты.

Ход занятия:

I. Сообщение темы и целей занятия

Это не только литературно-художественный альманах, но и занятие-конкурс, целью которого является определение наиболее достойных на замещение вакантных должностей заместителей главного редактора, т.е. самого преподавателя «Готовясь к этому занятию, - напоминает преподаватель, - вы разделились на группы по интересам, каждая из которых самостоятельно представит свою страницу. Назовём их условно так: география, история, литература, живопись и музыка Крыма».

II. Первая страница.

Переворачивается первая страница альманаха. Видна географическая карта Крыма и цветные иллюстрации вокруг неё. Надпись - эпиграф: «Кто видел край, где роскошью природы оживлены дубравы и луга...» (A.C. Пушкин).

1-й ведущий. Родина! Какое замечательное слово ... Слово, соединяющее в себе множество близких понятий, начиная от рода, происхождения человека до того чувства, которое он испытывает к своему народу, планете Земля. Именно слово Родина, употребляемое в широком смысле, объединяет нас, людей разных рас, национальностей и вероисповеданий, одним понятием - земляне, именно оно сегодня настоятельно требует от всех нас бережного отношения друг к другу, требует предпринять все усилия для того, чтобы не ширилась межнациональная вражда, а торжествовали мир, доброта, милосердие и дружба!

2-й ведущий. По своим размерам Крымский полуостров невелик: с севера на юг он протянулся на 207 км, а с запада на восток - на 324 км, общая же площадь Крыма равна площади Сицилии и составляет всего 25880 км2. Однако, несмотря на свои небольшие размеры, полуостров в природном отношении напоминает сразу несколько континентов, поскольку в нём представлены три разноликие зоны: равнинная, холмистая, предгорная и горная (показывает на карте). А у каждой зоны свой особый климат, облик, жизнь.

1-й ведущий. В одном из путеводителей по Крыму эти зоны характеризуются так: «Присивашские засоленные степи переходят в плодородную равнину: всюду сады, посевы, поля овощей, кукурузы, подсолнечника. Здесь царит культурный ландшафт и разместились города - Красноперекопск, Джанкой, Саки, Евпатория. Предгорная зона, окаймляющая равнину с юга, имеет иной облик. Сухие каменистые склоны, местами низкорослый лес и кустарники чередуются с садами, виноградниками и полями эфиромасличных культур. Крымские города в основном сосредоточены здесь: Севастополь, Бахчисарай, Симферополь, Белогорск, Старый Крым.

Крымские горы живописной дугой поднимаются над Чёрным морем и тянутся от Балаклавы до Феодосии. Крутой, обращенный к морю склон главной гряды Крымских гор, известен как Южный берег. Это зона курортов: Форос, Алупка, Симеиз, Мисхор, Ливадия, Гурзуф во главе с Ялтой».

2-й ведущий. Крымская земля необыкновенно красива. Красота гор, трав, деревьев, рек, водопадов и, конечно же окружающих полуостров Азовского и Чёрного морей, пробуждает у людей творческое вдохновение. Не случайно, например, по этому поводу поэт Владимир Маяковский заметил следующее:

Не Крым,

а копия древнего рая!

Какая фауна,

флора

и климат!

Пою,

восторгаясь

и озирая.

1-й ведущий. Подобное чувство выразил и татарский поэт Муса Джалиль:

Вы в Крым приезжайте!

Здесь нежные бризы

Подарят вам ласковый свой поцелуй,

Вас к морю, построясь в ряды, кипарисы

Проводят, до самых сверкающих струй.

2-й ведущий. В заключение нашей географической страницы уместно, я думаю, будет вспомнить и еще некоторых поэтов, почувствовавших и передавших в своём творчестве красоту крымских пейзажей.

Чтение стихов

1. Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга,

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега,

Где на холмах под лавровые своды

Не смеют лечь угрюмые снега?

Скажите мне: кто видел край прелестный,

Где я любил, изгнанник неизвестный?

(А. Пушкин)

2. Светает... над морем, под пологом туч,

Лазурное утро светлеет;

Вершины байдарских причудливых круч

Неясно и мягко синеют.

Как зеркало - море ... Не плещет прибой …

В ущельях, где сумрак теснится ночной,

Ещё и прохладно и рано ...

Но с каждой минутой в рассветных лучах

Яснеют и берег, и море ...

Как чудны здесь, в этих зелёных горах,

Весенние свежие зори!

(И. Бунин)

3. Виноградники Ай-Даниля,

саперави, токай, мускат,

птичья стая, легкие крылья,

многоцветный живой каскад.

По крутым и пологим склонам,

как на праздник, бежите вы,

наполняя долины звоном

молодой кудрявой листвы.

Вы хлопочете и цветёте,

поспешая за летом вслед,

не на празднике, на работе

уж который десяток лет.

Виноградники Ай-Даниля,

ркацители и пино-гри,

в смуглых ягодах сохранили

краски сумерек и зари,

силу солнца и звон прибоя,

горных трав ночной аромат.

До чего ж ты хорош собою,

Крымский труженик - виноград!

(М. Алигер)

III. Вторая страница.

Перед классом - трое ведущих его исторической части.

Эпиграф:

Каких последов в этой почве нет

Для археолога и нумизмата -

От римских блях и эллинских монет

До пуговицы русского солдата ...

(М. Волошин)

1-й ведущий. Крым - древняя земля, которая, как считают ученые, могла быть одной из частей человечества. Во всяком случае, найдены убедительные доказательства того, что ранние неандертальцы жили здесь уже не менее чем 250-300 тыс. лет тому назад.

2-й ведущий. Не вызывает сомнения у ученых и тот факт, что по ходу эволюции человечества роль Крыма как экономического субъекта европейского и мирового сообщества постоянно возрастала. Здесь скрещивались морские и сухопутные торговые пути, бурно развивались ремесла, росли поселения и города, появлялись и исчезали целые племена и народности, оставляя после себя памятные знаки, которые сегодня предстают перед нами то в виде всевозможных усыпальниц и погребальных украшений, то в виде музейных экспонатов, то в виде пещерных городов и остатков мощных крепостных сооружений, то в виде фрезок, икон, мифов и легенд, устных и письменных сказаний, как, например, «Одиссея» Гомера.

3-й ведущий. Невозможно за короткое время поведать о всех исторических процессах, которые происходили в Крыму. В разное время его населяли разные народы со своими обычаями, традициями и культурой. Но жизнь не терпит застоя, постоянных границ. Они исчезают там, где люди желают понять друг друга, где хотят мира, дружбы, любви, где думают о счастливой судьбе своего народа.

1-й ведущий. Как раз об этом и говорится в стихотворении русского поэта Ильи Львовича Сельвинского, кстати, караима по национальности.

Чтецы

1. Бывают края, что недвижны веками,

Зарывшись во мглу да мох.

Но есть и такие, где каждый камень

Гудит голосами эпох,

Где версты по горам не проехать,

Не обогнуть мыс,

Чтоб скальная надпись или древнее эхо

Не пробуждали мысль,

Чтоб пройдя сквозь туманы столетий,

Яснее дня становясь,

Вдруг величайшая тайна на свете

Не окликала вас...

2. Были здесь орды, фаланги, когорты,

Кордоны, колонны и «цепь».

Школою битвы зовет себя гордо

Кровавая крымская степь.

Недаром по ней могильные знаки

Уходят во все концы,

Недаром цветы её - красные маки

Да алые солонцы.

За племенем племя, народ за народом,

Их лошади да божества

Тянулись к просторам её плодородным,

Где соль, вода и трава.

3. И не на чем было врагам примириться:

Враги попирали врагов,

Легендой туманились здесь киммерийцы

Ещё на заре веков;

Но вот налетели гривастые скифы,

Засеяла степи кость -

И навсегда киммерийские мифы

Ушли, как уходит гость.

4. Затем прорываются рыжие готы

К лазури южных лагун;

Пришёл и осел на долгие годы

Овеянный ржанием гунн,

Хазары кровью солили реки,

Татары когтили Крым,

Покуда приморье держали греки,

А греков теснил Рим,

5. Чтоб, наступая на польский панцирь

Медью швейцарских лат,

Дрались с генуэзцами венецианцы

Кровью наёмных солдат.

Мешались обычаи, боги, жёны,

Народ вливался в народ,

Где победивший, где побеждённый -

Никто уж не разберёт.

Копнёшь язык - и услышишь нередко

Отзвуки чуждых фраз,

Семью копнёшь и увидишь предка

Непостижимых рас.

6. Здесь уж не только летопись Крыма -

Тут его вся душа.

Узнай в полукруглых бровях караима

Половца из Сиваша,

Найди в рыжеватом крымском еврее

Гота, истлевшего тут, -

И вникнешь в то, что всего мудрее

Изменчивостью зовут.

7. Она говорит языком столетий,

Что жизнь не терпит границ,

Что расам вокруг своего наследья

Изгородь не сохранить,

Что даже за спесью своей броненосной

Не обособлен народ,

А судьбы народа не в лепке носа,

Не в том, как очерчен рот ...

IV. Третья страница - литературная.

Эпиграф:

Ведь все, что творчеством зовут ...

Любовь или стихосложенье,

Берут начало только тут ...

(О. Берггольц)

1-й ведущий. С давних пор и до наших дней Крым является неиссякаемым источником вдохновения для многих художников, писателей и поэтов. О нём писали: русский Пушкин, американец Марк Твен, француз Анри Барбюс, украинцы Леся Украинка, Михайло Коцюбинский, Павло Тычина, Остап Вишня, поляк Адам Мицкевич, немец Фридрих Вольф, крымский татарин Исмаил Гаспринский, чилиец Пабло Неруда, англичанин Джеймс Олдридж и другие.


Стихотворение И. Гаспринского

«Крым»

Зовут его зелёный рай под Чатырдагом вечным.

Сады его - один лишь край, а степи бесконечны.

Весной ручьи дарит яйла, как чудны их потоки,

Когда стада овец в полях земли питают соком.

А летом над страною роз с утра до ночи птицы

Все славят винограда гроздь и золото пшеницы.

Яйла и степь, степь и яйла повеют ветром рая,

Напомнят древность Карасу и мощь Бахчасарая.

Был светлый Крым в седую старь храним моим народом,

Батыров и героев стать дала, ему природа.

Пришла беда, погас очаг, обманут, оклеветан,

Ушёл народ, пришёл чужак, язык его неведом.

Но, дети, помните всегда, ЛИШЬ ВАША КРЫМ ОТЧИЗНА!

Трудитесь, как велит судьба, и Крым вернётся к жизни.

Зовут его зелёный рай под Чатыр-дагом вечным.

Сады его - из края в край, а степи бесконечны.

2-й ведущий. Глубокие корни пустила крымская тема в русской литературе. Особенно она заявила о себе после присоединения его к России в 1783 году. Именно к этому периоду относится появление книг В. Измайлова «Путешествие в полуденную Россию» (1799), П. Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии» (1860), В. Броневицкого «Обозрение южного берега Тавриды» (1815), И. Муравьева-Апостола «Путешествие в Тавриду в 1820 году», а также стихи поэтов: Г. Державина, В. Капниста, С. Боброва и К. Батюшкова.

1-й ведущий. Но первооткрывателем Крыма как жемчужины поэтического вдохновения, думается, всё же справедливо будет считать A.C. Пушкина. Ведь он не только воспел наш полуостров в стихах, поэме «Бахчисарайский фонтан», романе «Евгений Онегин», но и вызвал пристальный интерес к этому краю у других любителей истории и российской словесности. Вслед за Пушкиным в Крыму побывали Вяземский, Гоголь, Грибоедов, Костомаров, а позже Л. Толстой, Некрасов, Чехов, Горький, Бунин, Куприн.

Пушкин «Фонтану Бахчисарайского дворца»

Фонтан любви, фонтан живой!

Принёс я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль...

Фонтан любви, фонтан печальный!

И я твой мрамор вопрошал:

Хвалу стране прочел я дальной;

Но о Марии ты молчал ...

Светило бледное гарема!

И здесь ужель забвенно ты?

Или Мария и Зарема

Одни счастливые мечты?

Иль только сон воображенья

В пустынной мгле нарисовал

Свои минутные виденья,

Души неясный идеал?

2-й ведущий. К этому списку можно добавить еще несколько десятков имен, которые составляют гордость русской литературы. Назовём хотя бы некоторых. Это и Бальмонт, и Берггольц, и Заболоцкий, и Мандельштам, и Маяковский, и Хлебников. Список можно продолжать и продолжать, но мне кажется, что сегодня мы должны, прежде всего, вспомнить те имена и те места, которые особенно дороги крымчанам.

1-й ведущий. Согласен. Однако таких мест тоже довольно много. Придётся выбирать. И начинать, вероятно, следует с дома-музея Антона Павловича Чехова, расположенного в Ялте.

1-й ведущий. Это место всегда было одним из центров культурной жизни Крыма. И не столько потому, что здесь написаны «Невеста», «Дама с собачкой», «Вишневый сад», сколько из-за того, что в этом доме всегда царила атмосфера доброты, гостеприимства, милосердия, дружеского участия.

1-й ведущий. На Орлиной горе в городе Алушта расположен ещё один известный музей. Это дом, в котором жил и работал более полувека Сергей Николаевич Сергеев-Ценский. Он очень любил искусство, особенно литературу и живопись. Сам прекрасно рисовал, был дружен с И.Е. Репиным и другими передвижниками. Это был ещё и энциклопедически образованный человек с огромным трудолюбием. Его перу принадлежат две грандиозные эпопеи: «Севастопольская страда» и «Преображение России».

2-й ведущий. Сергеев-Ценский известен еще как драматург и поэт. Мне, например, очень нравятся его стихи о Крыме, особенно - «В горных лугах»:

Воздух так чист и прозрачен,

Как и не снилося мне

Каждым пером обозначен

Ястреб, несясь в вышине.

И в трескотне трясогузок

Слышу я робкий привет,

Мир этот не был мне узок

С давних ребяческих лет.

В лёгкости этой безмерной

Я прохожу, невесом ...

Пахнет лиловой люцерной

Донником и чабрецом.

1-й ведущий. Однако отправимся дальше в наше небольшое путешествие по литературной карте и войдем ещё в один дом - дом поэта, философа и художника.

1. Войди, мой гость, стряхни житейский прах

И плесень дум и моего порога ...

Огромный лик царицы Танах.

Мой кров убог. И времена - суровы?

Но полки книг возносятся стеной,

Тут по ночам беседуют со мной

Историки, поэты, богословы,

И здесь их голос, властный, как орган,

Глухую речь и самый тихий шёпот

Не заглушит ни зимний ураган,

Ни грохот волн, ни Понта Мрачный рокот

2. Мои ж уста давно замкнуты ... Пусть

Почётней твердимым наизусть

И списываться тайно и украдкой,

При жизни быть не книгой, а тетрадкой.

И ты, и я - мы все имели честь

«Мир посетить в минуты роковые»

И стать грустней, и зорче, чем мы есть.

Я - не изгой, а пасынок России

И в эти дни - немой её укор.

Я сам избрал пустынный сей затор

Землею добровольного изгнанья,

Чтоб в годы лжи, падений и разрух

В уединенье выплавить свой дух

И выстрадать великое познанье.

3. Пойми простой урок моей земли:

Как Греция и Генуя прошли,

Так минет все - Европа и Россия.

Гражданских смут горючая стихия

Развеется ... Расставит новый век

В житейских заводях иные мрежи ...

Ветшают дни, проходит человек,

Но небо и земля извечно те же.

Поэтому живи текущим днём

Благослови свой синий окоем.

Будь прост, как ветер, неистощим, как море,

И памятью насыщен, как земля.

Люби далекий парус корабля

И песню волн, шумящих на просторе.

Весь трепет жизни всех веков и рас

Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

2-й ведущий. Вы, конечно, догадались, что дом поэта, который мы только что с трепетом посетили, был домом Максимилиана Александровича Волошина. Но его дом - ещё и храм дружбы. Сколько творчески одарённых людей были гостями в его коктебельском доме, как они дружили и сотрудничали! Воспоминания о нем хранили и М. Булгаков, и М. Пришвин, и Н. Гумилев, и В. Ходасевич, и Э. Эренбург, и В. Рождественский, и многие другие.

1-й ведущий. В этом доме рождались не только стихи, картины, музыка, но и возникла любовь. Здесь, в доме у «Макса», зародилось и светлое чувство между Сергеем Эфроном и Мариной Цветаевой. Трепет и нежность этой любви переданы в стихах, письмах, но еще лучше это может передать музыка (музыка).

2-й ведущий. Любовь невозможна без мечты. Наверное, это начинаешь понимать, когда прочитаешь удивительную сказку-феерию Александра Грина «Алые паруса». У нас же есть замечательная возможность побывать в Гренландии, т.е. посетить музей этого писателя в Старом Крыму и Феодосии.

Читается отрывок из произведений А. Грина

«… - Не знаю, сколько пройдёт лет, - только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. - «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» - спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. - «Здравствуй, Ассоль! - скажет он. - Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.»

V. Четвёртая страница - художественная.

Эпиграф:

Мне,

По существу, у Айвазовского

Нравится одна картина - «Взрыв».

(Л. Мартынов)

1-й ведущий. Жителям Крыма хорошо известны имена художников - земляков: М. Волошина, К. Богаевского, Ф. Васильева, Н. Самокиша. Но с особой гордостью произносят они имя Ивана Константиновича Айвазовского, человека, чей талант, воспевающий море, получил всемирное признание.

2-й ведущий. Иван Константинович большую часть своей жизни провел в Феодосии, здесь он создал целый ряд изумительных картин, таких, как «Вечер в Крыму», «Чесменский бой», «Кораблекрушение», «Среди волн», «Девятый вал», «Солнечный день».

1-й ведущий. Однако сегодня мы хотим рассказать лишь об одной его картине последней, названной «Взрыв». Айвазовский задумал посвятить полотно событиям греко-турецкой войны, изобразив взрыв турецкого корабля, подожженного греческими повстанцами.

2-й ведущий. Художник почти закончил работу над зрительным и смысловым центром произведения. Он оставил прописку остальных деталей на следующий сеанс. Для окончательного завершения картины ему, вероятно, потребовалось бы несколько часов. Однако сделать этого он не успел.

1-й ведущий. Ему помешала смерть. Он умер рядом с картиной. Было это в ночь на 19 апреля 1900 года.

2-й ведущий. Поэт Леонид Мартынов посвятил этой картине стихотворение:

Мне,

По существу, у Айвазовского

Нравится одна картина - «Взрыв».

За день до кончины Айвазовского

Начата, - наутро не был жив.

Он её бы зализал, наверное,

Если бы не умер. И она,

Думаю, что мне бы не понравилась,

Если бы была завершена.

Но, незавершенное, завещано

Мне оно и будущим векам.

Это будто яростная трещина -

Так вот извергается вулкан.

Это не корабль, а мироздание

Рушится на жёстком полотне

И незавершённое создание:

«Берегись!» - напоминает мне.

Руки, дрогнув, кисть к чертям отбросили.

Озарила мглу глубокой осени

Бездна взрыва, бледное пятно.

«Съездите однажды в Феодосию

Посмотреть на это полотно».

VI. Пятая страница - музыкальная.

Эпиграф:

И вместе с поэтом он пел, -

и певцам

Внимая, природа смолкала!

(Н. Некрасов)

1-й ведущий. Музыка и песни в Крыму.

Трудно и, пожалуй, невозможно ответить на вопросы, когда и на каком языке прозвучали они здесь впервые, кто был их первым сочинителем и исполнителем. История не сохранила многих имен. Нам известны лишь некоторые, творившие сравнительно недавно, в конце 19 - начале 20 веков. Известно, например, что с Крымом связана творческая биография основоположника армянской музыкальной школы Александра Афанасьевича Спендиарова, крымско-татарских композиторов И. Бахшиша, Я. Шерфединова.

2-й ведущий. Кстати, Спендиаров считал себя учеником русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, который тоже посещал наш край в 1881 году.

1-й ведущий. А за два года до этого в Ялту с концертами приезжал другой замечательный русский композитор Модест Петрович Мусорский. Сохранились воспоминания о том, что и Римский-Корсаков, и Мусорский останавливались в одной и той же ялтинской гостинице.

2-й ведущий. И это не простое совпадение. Ведь управительницей этой гостиницы была Софья Владимировна Фортунато, дочь известного музыкального и художественного критика В.В. Стасова. Софья Владимировна прекрасно разбиралась в музыке и старалась всячески помочь одаренным людям.

1-й ведущий. Перечень знаменитых композиторов, живших и творивших в Крыму, будет неполным, если не вспомнить еще одно имя - Сергея Васильевича Рахманинова. На Южном берегу солнечного полуострова Рахманинов бывал несколько раз. Особенно счастливыми для композитора оказались 1898 и 1900 годы. Сергей встречался тогда с А.П. Чеховым и приехавшими в Ялту артистами Московского художественного театра, познакомился с И.А. Буниным, навещал больного композитора B.C. Калинникова, аккомпанировал на концертах Ф.И. Шаляпину. Одновременно с этим он много и увлеченно работал, завершая свою Вторую сюиту для двух фортепиано.

2-й ведущий. Во время повествования о Рахманинове мы мельком упомянули о его творческой дружбе с Федором Ивановичем Шаляпиным, и сразу вспомнилась другая крымская легенда - история покупки великим певцом скалы, недалеко от Гурзуфа, где, как гласит предание, он собирался построить замечательный дом-дворец искусства.

1-й ведущий. Да. Шаляпин мог стать нашим земляком. Он любил бывать в Крыму, любил петь со скалы, окруженной морем. Этот факт засвидетельствовал и Сергеев-Ценский в своем стихотворении «Скала Шаляпина».

2-й ведущий. А сейчас, уважаемые участники конкурса и гости, мы хотим предложить вам небольшую викторину.

1-й ведущий. Прозвучат фрагменты мелодий некоторых народностей, проживающих в Крыму. Определите эти национальные мелодии. Для того, чтобы не возникло особых затруднений, мы решили некоторые из них сопроводить характерными танцами.

Звучат мелодии: греческая, еврейская, украинская, татарская, болгарская, армянская, цыганская. Обучающиеся в костюмах исполняют танцевальные фрагменты.

Пока жюри проводит итоги занятия, слово предоставляется преподавателю.

Преподаватель. Большое спасибо за внимание гостям, благодарю выступающих. Не забывайте, что Крым - наша родина, Крым многонационален и интернационален. Мы за дружбу и взаимопонимание между народами, населяющими Крым. Мы должны с уважением относиться ко всем культурам разных народов. Полуостров многолик, полиэтичен. Крым - часть большого «открытого» мира, уютный уголок нашей планеты, Крым - часть нашей великой России.

Литература:

1. Абызов Е. Модест Петрович Мусорский. - М., 1985.

2. Апетян 3. Воспоминания о Рахманинове. - М., 1973.

3. Волошин М. Коктебельские берега. - Симферополь, 1989.

4. Грин A.C. Новеллы / Сост. и предисл. В. Амлинского. - М., 1984.

5. Дегтярев В., Вуль Р. У литературной карты Крыма. - Симферополь, 1965.

6. Крым. Поэтический атлас. Справочник туриста и краеведа. / Сост. А.Н. Рудаков, В.П. Казарин. - Симферополь, 1989.

7. Крымский пейзаж в творчестве художников: альбом / Автор вступит, статьи и сост. Р.Д. Бащенко. К., 1990.

8. Кунин И.Н., Я. Римский-Корсаков. - М., 1981.

9. Сергеев-Цепский С.Н. Севастопольская страда / Собр. соч.: в 12-и томах / Под общ. ред. Любимова Н.М. - М., 1967.

10. Ступель A.M., Серов А.Н. (1820-1871). - Ленинград, 1981.

11. Сухоруков В. Знаете ли вы Крым? - Симферополь, 1983.

12. Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Воспоминания в 3-х томах, - М., 1990.

13. Эфрон А.О. О Марине Цветаевой. - М., 1989.


Инфоурок


© 2010-2022