Проектирование и анализ уроков русского языка и литературы в условиях ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектирование и анализ

уроков русского языка и литературы

в условиях ФГОС

Курошина Л.Н., методист кафедры филологического образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО

На современном этапе развития образования основная форма обучения в школе - урок. Урок как основная форма организации учебной работы имеет более чем трёхвековую историю. С развитием педагогических наук и накоплением опыта преподавания школьных дисциплин данная форма учебной деятельности постоянно совершенствуется. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Как же построить урок русского языка, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока, требования к его подготовке и проведению, анализу и самоанализу деятельности учителя и учащихся.

Известно, что наряду с общими подходами к планированию уроков по всем предметам (продуманные цели и задачи; оптимальные методы, приёмы и формы работы с классом; грамотное использование новых педагогических технологий, в том числе ИКТ; сотрудничество учителя и учащегося, основанное на проблемно-поисковых формах работы и т.д.) преподавание каждого предмета имеет свою специфику, свои особенности: учитель русского языка на уроке должен осуществлять функциональный подход к изучению лингвистических явлений; организовывать систематическую работу по развитию речи и словарно-орфографическую работу, реализовывать принципы текстоцентризма, посредством познания языка приобщать школьников к русской и мировой культуре и др. В условиях введения ФГОС основного общего образования всё большую актуальность в школьном образовании приобретает проблема деятельностной модели урока, содержащей определённые структурно-содержательные этапы. Этому вопросу посвящено множество педагогических и методических материалов и разработок. В качестве рекомендации предлагаем модели урока русского языка, представленные в 2-х учебных пособиях [1], [2]:

Структура урока русского языка

Р.Б. Сабаткоева (2008 г.)

С.В. Зуева (2011 г.)

1) оргмомент (предназначен для быстрого включения учащихся в учебную деятельность, создания в классе рабочей обстановки);

2) проверка домашнего задания (имеет целью выяснение степени усвоения знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках);

3) объяснение нового материала (главная часть урока, предназначенная для получения учащимися новых знаний);

4) закрепление нового материала (призвано формировать первичные умения и навыки практического применения полученных на уроке знаний);

5) подведение итогов урока (рефлексия, характеристика результатов урока);

6) домашнее задание (одна из форм закрепления полученных на уроке знаний)

1) мотивационно-мобилизующий этап (цель - активизация субъектного опыта учащихся, вовлечение их в совместную учебную деятельность через привлечение к совместному планированию);

2) исследовательский этап (цель - осмысление и решение учебной задачи путём исследования языкового материала или учебного текста);

3) этап контроля (цель - осуществление контроля, переходящего в самоконтроль);

4) рефлексия (цель - познание и анализ человеком явлений собственного сознания, оценивание результатов осуществлённой собственной деятельности)

Если сравнить обе модели, то можно сделать вывод о том, что основные этапы урока одинаковы, хотя первая модель представляется более традиционной, классической, а вторая - более современной, соответствующей требованиям ФГОС.

Что касается уроков литературы, то требования, предъявляемые к их построению, в принципе не устарели: триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) - обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания литературы. Чтобы урок был интересен детям, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала, использовать в своей практике нестандартные приёмы и инновационные технологии. Поскольку современный учитель призван строить на учебном занятии субъект-субъектные отношения, то оптимальной моделью урока литературы по освоению художественного произведения можно считать диалогическую модель. Урок-диалог включает несколько этапов:

- предварительный, или предкоммуникативный. Этот этап связывают с формированием художественно-психологической установки, как общей - ожиданию радости общения с искусством, так и частной - подготовке к предстоящей встрече с данным конкретным произведением, то есть этот этап может быть назван мотивационным;

- этап предпонимания, или первоначального самоопределения. У школьника возникают вопросы: «Так ли я понял, как этого хотел автор?», «Почему моё понимание этого эпизода отличается от понимания учителя?» и т.д.;

- этап анализа текста, или коммуникативный этап, на котором происходит постижение учеником авторской модели действительности, заключенной в произведении. Учебная деятельность направлена на выявление сюжетных схем и мотивов, различных типов и функций героев и персонажей. Учитель, ориентируясь на предложенные на уроке варианты трактовки произведения или эпизода, ставит новые вопросы, ориентирующие школьников на дальнейший поиск смысла произведения;

- посткоммуникативный этап собственной читательской интерпретации художественного текста на основе осмысления того, что было воспринято, пережито, передумано в результате прямого контакта с произведением искусства.

Главным методом обучения на диалогическом уроке литературы является метод творческого («медленного» или «пошагового») чтения, приёмами - выразительное (акцентно-смысловое) чтение; комментированное чтение; чтение с попутной формулировкой вопросов, активизирующее впечатления и размышления читателей; приём прогнозированного чтения (или угадывания).

Типы заданий: выразительно прочтите следующий фрагмент; прокомментируйте слова героя, автора; сформулируйте вопрос; ответьте на поставленный вопрос; выделите в тексте наиболее непонятные места; продолжите сюжет произведения; реконструируйте отсутствующую часть текста; назовите элементы произведения, с которыми вы уже встречались в литературе; сформулируйте и обоснуйте свою гипотезу продолжения и завершения произведения.

Необходимо помнить о том, что структура любого урока не может быть незыблемой и постоянной: исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, учитель создаёт свою логику его изучения, свою последовательность, осуществляет свой выбор содержательного материала в зависимости от уровня усвоения предыдущего материала, состава класса и т.д. Это определяется многообразием возможных конкретных способов, методик и приёмов обучения.

Приведём примеры фрагментов разных этапов уроков ульяновских учителей русского языка и литературы, проведённых в 2010-2012 гг.

Мотивационно-мобилизующий этап

Ольга Викторовна Макарова (гимназия № 34 г. Ульяновска). 5 класс. Урок развития речи «Подготовка к сочинению-описанию»

- Как мы будем готовиться к сочинению?

- Поставьте знак «минус» против тех этапов подготовки к сочинению, которые вам не удаются. Это и будут ваши цели на этом уроке.

Ольга Валерьевна Куркина (СОШ № 21 г. Ульяновска). 9 класс. Урок литературы «"Слово о полку Игореве" как призыв к единению русских земель».

- Почему автор решил написать о походах Игоря, ведь об этом уже было написано в летописи?

Наталья Александровна Столярова (СОШ № 21 г. Ульяновска). 6 класс. Урок русского языка «Письмо как средство общения»

- Внимательно прочитайте тему урока. Как вы думаете, чем мы должны заниматься сегодня на уроке?

- Какую роль играют письма в жизни людей?

Ирина Николаевна Волкова (гимназия № 65 г. Ульяновска). 7 класс. Урок развития речи «"Чудо из глины". Подготовка к сочинению-описанию дымковской игрушки»

- Зачем людям нужны народные промыслы, в частности дымковская игрушка?

Светлана Юрьевна Солодовникова (гимназия № 34 г. Ульяновска). 5 класс. Урок развития речи «Деепричастие как средство выразительности»

- Читаем текст. Что удалось автору? (Выразить тему, основную мысль, своё отношение к описываемому, использовать средства выразительности и т.д.)

- А что у вас не получается? Напишите в тетради. Это и есть ваши цели на сегодняшнем уроке.

Курушина Маргарита Викторовна (лицей № 90 г. Ульяновска). 6 класс. Урок литературы «Творчество Николая Рубцова. Анализ стихотворения "Звезда полей"»

- Сегодня на интегрированном занятии по литературе и музыке мы попробуем создать одну уникальную мелодию урока.

Пискунова Галина Валерьевна (гимназия № 34 г. Ульяновска). 10 класс. Урок развития речи «Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту»

- «Плохо выраженная мысль - это не только леность речевых усилий, но и леность мысли или неумение мыслить». Как вы понимаете смысл высказывания лингвиста Г.В. Степанова? Почему урок начался с этого высказывания?

Солодовникова Светлана Юрьевна (гимназия № 34 г. Ульяновска). 5 класс. Урок развития речи «Обучение написанию сочинению-рассказу по сюжетным картинкам»

- Что мы должны знать для написания рассказа?

- Что удобнее использовать сегодня на уроке - план или схему? Почему?

- Что надо сделать, чтобы рассказ не был скучным? Давайте сделаем рассказ интересным.

Шибунова Наталья Евгеньевна (гимназия № 34 г. Ульяновска). 9 класс. Урок русского языка «Понятие о бессоюзном предложении»

- Для чего мы изучаем бессоюзные предложения?

Морозова Галина Александровна (гимназия № 1 г. Ульяновска). 8 класс. Урок развития речи «Написание отзыва о сочинении в рамках долгосрочного проекта "Когда деревья были маленькими"»

- Почему мы пишем отзыв, а не рецензию?

Исследовательский этап

Ольга Валерьевна Куркина (СОШ № 21 г. Ульяновска). 9 класс. Урок литературы «"Слово о полку Игореве" как призыв к единению русских земель».

- Почему автор называет свою повесть «трудной»?

- Человек, который любит свою родину. Это что значит?

- Почему автор не пишет о том, как Игорь попал в плен?

- Прочитайте разные переводы плача Ярославны. Какое настроение они передают? А какие чувства вы испытываете, читая плач Ярославны?

- Сравните изображения Ярославны современных художников с теми, кто жил раньше. В чём разница? Почему?

- Зачем автор помещает этот эпизод (сон Святослава) в «Слово…»?

- Летописец не воздаёт славу Игорю, а автор «Слова…» заканчивает произведение прославлением князя. Почему?

Наталья Александровна Столярова (СОШ № 21 г. Ульяновска). 6 класс. Урок русского языка «Письмо как средство общения»

- Могут ли электронные письма вытеснить обычные? Если могут, то как вы к этому относитесь?

Ирина Николаевна Волкова (гимназия № 65 г. Ульяновска). 7 класс. Урок развития речи «"Чудо из глины". Подготовка к сочинению-описанию дымковской игрушки»

- Почему именно эти темы (животные, барыни, узоры…) стали определяющими для дымковской игрушки?

Роза Наримановна Шайхаттарова (гимназия № 65 г. Ульяновска). 8 класс. Урок развития речи «Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту»

- Как автору удалось привлечь внимание читателей?

- Почему персонаж называет себя «поганцем»? А вы когда-нибудь осуждали себя?

Светлана Юрьевна Солодовникова (гимназия № 34 г. Ульяновска). 5 класс. Урок развития речи «Обучение написанию сочинению-рассказу по сюжетным картинкам»

- Зачем в рассказе нам понадобятся наречия?

- Зачем в тексте использованы глаголы?

Наталья Евгеньевна Шибунова (гимназия № 34 г. Ульяновска). 9 класс. Урок русского языка «Понятие о бессоюзном предложении»

- По каким признакам вы нашли бессоюзные предложения?

Галина Александровна Морозова (гимназия № 1 г. Ульяновска). 8 класс. Урок развития речи «Написание отзыва о сочинении в рамках долгосрочного проекта "Когда деревья были маленькими"»

- Чем взрослые отличаются от детей?

- Вы считаете себя взрослыми людьми? Почему?

Маргарита Викторовна Курушина (лицей № 90 г. Ульяновска). 6 класс. Урок русского языка «Повторение изученного о разрядах числительных»

- (Вопросы после разноуровневого задания) Почему вы выбрали именно эту тему? Почему именно это задание выполняете? Почему именно это высказывание выписали?

Этап контроля

Ольга Валерьевна Куркина (СОШ № 21 г. Ульяновска). 9 класс. Урок литературы «"Слово о полку Игореве" как призыв к единению русских земель».

- Сравните свои записи с моими. Если есть полное совпадение, поставьте себе 1 балл; если у вас информации больше, добавьте ещё 1 балл.

Роза Наримановна Шайхаттарова (гимназия № 65 г. Ульяновска). 8 класс. Урок развития речи «Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту»

- Какие открытия ты сделал для себя во время работы? (Вопрос к автору презентации о жизни и творчестве В.П. Астафьева.)

Ольга Викторовна Макарова (гимназия № 34 г. Ульяновска). 5 класс. Урок развития речи «Подготовка к сочинению-описанию»

- Послушаем текст Влада. Какие рекомендации вы можете ему дать?

- Какой текст из двух прочитанных вам понравился больше и почему?

Маргарита Викторовна Курушина (лицей № 90 г. Ульяновска). 6 класс. Урок русского языка «Повторение изученного о разрядах числительных»

- (Вопрос после самопроверки и самооценки) Почему поставил себе «4»?

Светлана Юрьевна Солодовникова (гимназия № 34 г. Ульяновска). 5 класс. Урок развития речи «Обучение написанию сочинению-рассказу по сюжетным картинкам»

- Поднимите руки, кому сосед по парте помог. Чем?

Галина Александровна Морозова (гимназия № 1 г. Ульяновска). 8 класс. Урок развития речи «Написание отзыва о сочинении в рамках долгосрочного проекта "Когда деревья были маленькими"»

- Проанализируйте собственный текст.

Этап рефлексии

Ольга Викторовна Макарова (гимназия № 34 г. Ульяновска). 5 класс. Урок развития речи «Подготовка к сочинению-описанию»

- В начале урока: «Поставьте знак минус против тех этапов подготовки к сочинению, которые вам не удаются. Это и будут ваши цели на этом уроке». В конце урока: «Кто достиг цели, исправьте свои минусы на плюсы».

Ольга Валерьевна Куркина (СОШ № 21 г. Ульяновска). 9 класс. Урок литературы «"Слово о полку Игореве" как призыв к единению русских земель».

- О чём мы не говорили сегодня на уроке? Какую ещё тему по «Слову о полку Игореве» можно обсудить?

Светлана Юрьевна Солодовникова (гимназия № 34 г. Ульяновска). 5 класс. Урок развития речи «Обучение написанию сочинению-рассказу по сюжетным картинкам»

- Кому понравился рассказ другого? Почему?

Другие возможные вопросы

- Какие задания не смогли выполнить и почему?

- Что не учли при выполнении задания?

- Каких знаний не хватило?

- Что необходимо предпринять, чтобы закрыть пробелы?

- Проанализируйте соответствующие тексты в учебниках и переработайте выполненное задание так, чтобы пробел был закрыт.

Следует помнить, что необходимым элементом педагогического процесса, является анализ и самооценка урока. Без анализа невозможно построить целостную систему обучения, повысить мастерство, развить творческие способности, обобщить передовой педагогический опыт, сократить затраты времени на уроке, обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя. Цели педагогического анализа могут быть различными. Исходя из них применяются разные типы анализа урока:

  1. Полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы.

  2. Краткий - отражает основные дидактические категории с целью общей оценки его качества.

  3. Комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также при обучении специалистов.

  4. Аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приёмов деятельности учителя.

Общим критерием анализа урока является результативность, которая висит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса.

Приведём в качестве примера и рекомендации схемы комплексного анализа уроков русского языка и литературы.










Анализ урока русского языка

Учитель

Класс

Тема

Дата контроля:

Цель контроля:



I. Введение в урок

балл

1

Создание психологического настроя

0

1

2

2

Постановка целей

0

1

2

3

Формирование мотивов учения

0

1

2

II. Оснащённость урока


1

Доска, средства наглядности, ТСО

0

1

2


2

Целесообразность использования средств наглядности

0

1

2



III. Содержание урока, формы реализации





1

Соответствие методической структуры урока целям

0

1

2


2

Адаптация программы к данному классу, доступность изложения материала

0

1

2


3

Дифференциация заданий

0

1

2


4

Научность содержания





5

Связь изучаемого материала с жизнью, межпредметные связи

0

1

2


6

Нравственная и мировоззренческая направленность урока

0

1

2


7

Эстетическое воздействие урока

0

1

2


8

Использование эффективных методов обучения, их вариативность

0

1

2


9

Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроль

0

1

2


10

Привитие учащимся интереса к предмету, игровые формы

0

1

2


11

Работа по расширению осведомлённости учащихся (использование дополнительной литературы)

0

1

2


12

Работа по развитию речи учащихся, навыков чтения, письма, работы с книгой, формирование понятийного аппарата

0

1

2


13

Привитие навыков самообразовательной деятельности

0

1

2


14

Выполнение минимума письменной работы (50-200 слов)

0

1

2


15

Использование грамматического разбора (фонетического, словообразовательного, по составу, морфологического, синтаксического), комплексного анализа текста; графических навыков

0

1

2


16

Воспитание аккуратности, каллиграфических навыков, эстетического вкуса в оформлении работ

0

1

2



IV. Психологические аспекты урока





1

Смена видов деятельности на уроке

0

1

2


2

Учёт времени активного внимания

0

1

2


3

Учёт объёма оперативной памяти на слух и при письме

0

1

2


4

Использование различных видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной)

0

1

2



V. Оценка деятельности учащихся





1

Степень активности учащихся

0

1

2


2

Навыки самостоятельной деятельности

0

1

2


3

Организованность и дисциплина

0

1

2


4

Умение работать у доски

0

1

2


5

Речевое развитие учащихся, умение доказывать тезис

0

1

2




VI. Охрана труда на уроке





1

Готовность помещения (освещённость, чистота, состояние воздуха)

0

1

2


2

Наблюдение за посадкой учащихся

0

1

2


3

Проведение динамической паузы

0

1

2



VII. Взаимодействие ученика и учителя





1

Уровень педагогического мастерства, культура, такт, внешний вид, речь учителя (темп, дикция, эмоциональность)

0

1

2


2

Наличие обратной связи с учащимися

0

1

2


3

Обеспечение доброжелательного психологического климата

0

1

2


4

Наличие индивидуальной работы с учащимися

0

1

2


5

Организация коллективной деятельности

0

1

2



VIII. Итоги урока





1

Выполнение намеченного плана, степень достижения цели

0

1

2


2

Домашнее задание: объём, комментарий, посильность, вариантность

0

1

2


3

Использование воспитательных возможностей оценки

0

1

2


4

Эффект последействия

0

1

2


Сумма баллов: ______ Процент от макс.(84б):______ Оценка урока: ________

Оценка: «5» - 100-75%; «4» - 75-50%; «3» - 50-25%; «2» - ниже 25%
























Анализ урока литературы

Учитель

Класс

Тема

Дата контроля:

Цель контроля:



I. Введение в урок




балл

1

Создание психологического настроя

0

1

2


2

Постановка целей

0

1

2


3

Формирование мотивов учения

0

1

2



II. Оснащённость урока





1

Портреты, иллюстрации, картины, фонограммы, ТСО

0

1

2


2

Целесообразность использования средств наглядности

0

1

2



III. Содержание урока, формы реализации





1

Соответствие методической структуры урока целям

0

1

2


2

Адаптация программы к данному классу, доступность изложения материала

0

1

2


3

Дифференциация заданий

0

1

2


4

Связь изучаемого материала с жизнью, межпредметные связи





5

Нравственная и мировоззренческая направленность урока

0

1

2


6

Эстетическое воздействие урока

0

1

2


7

Использование эффективных методов обучения, их вариативность

0

1

2


8

Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроль

0

1

2


9

Привитие учащимся интереса к предмету, занимательность, использование игровых форм

0

1

2


10

Работа по расширению осведомлённости учащихся (использование дополнительной литературы)

0

1

2


11

Привитие навыков самообразовательной деятельности: составление планов, тезисов, конспектов, докладов, рефератов и т. д.

0

1

2


12

Связь изучаемого произведения с современностью

0

1

2


13

Работа по развитию речи учащихся, навыков чтения, письма, работы с книгой, формирование понятийного аппарата

0

1

2



IV. Психологические аспекты урока





1

Смена видов деятельности на уроке

0

1

2


2

Учёт времени активного внимания

0

1

2


3

Учёт объёма оперативной памяти на слух и при письме

0

1

2


4

Использование различных видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной)

0

1

2



V. Оценка деятельности учащихся





1

Степень активности учащихся

0

1

2


2

Навыки самостоятельной деятельности

0

1

2


3

Организованность и дисциплина

0

1

2


4

Речевое развитие учащихся, умение логически мыслить, аргументированно доказывать тезис (правило)

0

1

2



VI. Охрана труда на уроке





1

Готовность помещения (освещённость, чистота, состояние воздуха)

0

1

2


2

Наблюдение за посадкой учащихся

0

1

2



VII. Взаимодействие ученика и учителя





1

Уровень педагогического мастерства, культура, такт, внешний вид, речь учителя (темп, дикция, эмоциональность)

0

1

2


2

Наличие обратной связи с учащимися

0

1

2


3

Обеспечение доброжелательного психологического климата

0

1

2


4

Наличие индивидуальной работы с учащимися

0

1

2


5

Организация коллективной деятельности

0

1

2



VIII. Итоги урока





1

Выполнение намеченного плана, степень достижения цели

0

1

2


2

Домашнее задание: объём, комментарий, посильность, вариантность

0

1

2


3

Использование воспитательных возможностей оценки

0

1

2


4

Эффект последействия

0

1

2


Сумма баллов: _______ Процент от макс.(74б):______ Оценка урока: _______

Оценка: «5» - 100-75%; «4» - 75-50%; «3» - 50-25%; «2» - 25% и ниже.








Литература

1. Архипова, Е.В. Теория и практика обучения русскому языку / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, под редакцией Р.Б. Сабаткоева. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.

2. Зуева, С.В. Преподавание русского языка в контексте субъектной парадигмы образования / С.В. Зуева. - Ульяновск: УлГПУ, 2011. - 84 с.

3. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк и др. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

4. Петерсон, Л.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева и др. - Москва, 2006 г.

5. Ермолаева, М.Г. Современный урок / М.Г. Ермолаева. - М., 2005.

6. Ворошилова, Н. Анализ современного урока / Н. Ворошилова. - М., 2006.

7. Квашко, Л.П. Схема комплексного психолого-педагогического анализа урока / Л.П. Квашко // Практика административной работы в школе. - 2004. - № 1. - С. 12.

8. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. - М., 2006.

9. Кульневич, С.В. Анализ современного урока. Практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - М., 2005.

Интернет-ресурсы
1. school13m.ucoz.ru/analiz_uroka_literatury.docx
2. school13m.ucoz.ru/analiz_uroka_russkogo_jazyka.docx


© 2010-2022