- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Групповая работа на уроке по теме: «Проблемы периодизации русской литературы XX века»
Групповая работа на уроке по теме: «Проблемы периодизации русской литературы XX века»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нидерер Н.В. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Групповая работа
на уроке по теме:
«Проблемы периодизации русской литературы XX века»
-
Работа над заданиями структурной карты урока.
-
Изучить теоретический материал «Русский модернизм (1910-1917)».
-
Законспектировать:
- 1-2 группы - программа символистов
- 3-4 группы - программа акмеистов
- 5-6 группы - программа футуристов
3) Выполнить практическое задание № 1, выбрав стихотворение в соответствии с изученным группой течением.
-
Работа над заданиями по видеолекции.
1-6 группы - составить вопросы по видеолекции по следующей структуре:
-
Кто (кого, кому, кем …) _________________________________?
-
Что (чего, чем, о чём…) _________________________________?
-
Где (куда, откуда) ______________________________________?
-
Когда (как долго, с (до) каких пор) ________________________?
-
Зачем _________________________________________________?
-
Почему ________________________________________________?
Предложить данные вопросы другим группам.
1-6 группы - 1) оценить правильность, точность, полноту ответов на предложенные группами вопросы;
2) оценить качество вопросов, составленных группами;
3) прокомментировать поурочный балл групп и отдельных учащихся, используя буклет «Критериальное оценивание деятельности обучающихся».
3. Работа над заданиями структурной карты урока.
1,2 группы - анализ сюжета стихотворения Ф. Сологуба.
3,4 группы - анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения Ф. Сологуба.
5,6 группы - анализ организации пространства и времени, строфики и системы рифмовки стихотворения Ф. Сологуба.
При анализе используйте следующие справочные материалы.
Композиция лирического произведения.
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Средства художественной выразительности.
Тропы.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- гипербола - художественное преувеличение;
- ирония - скрытая насмешка;
- литота - художественное преуменьшение;
- метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
- олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
- сравнение;
- эпитет - художественное определение.
Стилистические фигуры.
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.