Алгоритм проведения комплексного анализа текста

В данной работе представлен поэтапный план проведения комплексного анализа текста. Вначале идёт теоретический материал, затем - таблица. После прочтения текста обучающиеся должны уметь определить его стиль и тип речи, основную мысль (идею), разделить текст на микротемы, анализировать лексику текста, находить художественно-изобразительные средства. Обучение школьников комплексному анализу текста способствует расширению их словарного запаса, познаний в области литературоведения, развитию речи.Обучающиеся испытывают трудности в определении изобразительных средств, используемых в тексте, поэтому данная работа должна осуществляться в комплексе с целью развития навыков нахождения примеров метафор, эпитетов, олицетворения и др.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План комплексного анализа текста

Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» г. Ноябрьск, Тюменской области, ЯНАО Фиалковская Вероника Петровна


  1. Прочитайте текст

Текст - это сочетание предложений, связанный по смыслу и грамматически.

  1. Вспомните, что вы знаете о его авторе.

  2. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.

Художественный, официально-деловой, публицистический, научный, разговорный.

(научный - значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика);
официально-деловой - официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция);
публицистический - характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый);
разговорный - отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность;
художественный - используется в художественной литературе).

  1. Какого типа речи данный текст? Описание, повествование, рассуждение.

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании. Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я. В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия. Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что.

5. Определите жанр текста. Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.

6. Определите тему текста. О чем это произведение; о чём или о ком в нём говорится

7. Если текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить и почему именно такое название дал ему автор.

8. Разделите текст на смысловые части (микротемы) и составьте план для себя.

9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи. Повторяющиеся слова, синтаксические параллели ил, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации.

Основные средства грамматической связи предложений в тексте - порядок предложений: порядок слов в предложениях; интонация и др.

Параллельная связь предложений в тексте - предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым.

Цепная связь предложений в тексте- предложения связаны по смыслу, последовательно, как бы по цепочке: второе - с первым, третье - со вторым и т.д. Такие предложения могут сцепляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов, местоимений и др.

10. Как соотносятся начало и конец текста?

11. На каком приёме/ приёмах построен текст? Сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание ).

12. Отметьте основные образы в тексте. Не забудьте об образе автора.

13. Понаблюдайте над лексикой текста:

- найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;

- найдите опорные слова в каждой части текста;

- найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;

- найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

- обратите на стилевую принадлежность лексики (употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором);

- выделите фразеологизмы и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;

- найдите опорные слова в каждой части текста;

- найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;

- найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

- обратите на стилевую принадлежность лексики;

- обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

Эпитет - слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества, признаки. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи ( красная девица, добрый молодец, очи светлые, матушка-Волга, ветер-бордяга, сыра земля).

Метафора - переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причём может использоваться и сходство, и различие (костёр рябины красной, ручка двери, подошва горы, хвост очереди).

Особый вид метафоры - олицетворение - уподобление неживого предмета живому существу (воют ветры, вьюга злится, шепчутся деревья).

Сравнение - определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим (луна, словно репа; небо, как колокол; месяц - язык).

14. Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.

Чего достигает автор их употреблением.

Повторение определенных согласных звуков - аллитерация, повторение гласных звуков - ассонанс)

15. Какими морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц - ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)

16.Понаблюдайте над синтаксисом текста.

Употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных- употребление инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой речи, диалога и т. д.

17. Сформулируйте идею текста (основную мысль)

Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написании; она может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти и сформулировать.

18. Каково ваше впечатления от текста?







Схематичная таблица «Комплексный анализ текста».

Основные вопросы

1. Прочитайте текст

2. Вспомните, что вы знаете о его авторе.

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите это.

Художественный,

публицистический, научный

4. Какого типа речи данный текст?

Описание, повествование, рассуждение.

5. Определите жанр текста.

Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.

6. Определите тему текста:

его основную мысль

О чем это произведение; о чём или о ком в нём говорится

Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написании; она может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще её нужно найти и сформулировать.

7. Если текст не имеет заглавия, подумайте, как его можно озаглавить и почему именно такое название дал ему автор.

8. Разделите текст на смысловые части (микротемы) и составьте план для себя.

9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи.

Повторяющиеся слова, синтаксические параллели ил, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации.

10 Как соотносятся начало и конец текста?

11. на каком приёме/ приёмах построен текст?

Сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание ).

12. Отметьте основные образы в тексте

Не забудьте об образе автора.

13. Понаблюдайте над лексикой текста:

- найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;

- найдите опорные слова в каждой части текста;

- найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;

- найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

- обратите на стилевую принадлежность лексики;

- выделите фразеологизмы

- обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором;

Употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором )

Зачем они употреблены;

Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

14. Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.

Чего достигает автор их употреблением.

Повторение определенных согласных звуков - аллитерация, повторение гласных звуков - ассонанс)

15. Какими морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц - ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)

16.Понаблюдайте над синтаксисом текста.

Употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных- употребление инверсий, восклицательных и вопросительных предложений, многоточия, прямой речи, диалога и т. д.

17. Сформулируйте идею текста

18. Каково ваше впечатления от текста

13. Понаблюдайте над лексикой текста:

- найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;

- найдите опорные слова в каждой части текста;

- найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;

- найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;

- обратите на стилевую принадлежность лексики;

- выделите фразеологизмы

- обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором;

Употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором )

Зачем они употреблены;

Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

14. Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.

Чего достигает автор их употреблением.

Повторение определенных согласных звуков - аллитерация, повторение гласных звуков - ассонанс)

15. Какими морфологическими средствами пользуется автор.

Обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц - ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)


© 2010-2022