Урок по русскому языку для 10 класса «Язык как отражение как отражение картины мира

Тема  урока  по русскому  языку   в национальной   школе:  «Язык как отражение  картины мира, мышления, национального характера  народа». Этот  урок    является   одним  из  вступительных  уроков   к  курсу   русского  языка  в национальной  школе   в 10-ом  классе  общеобразовательных  школ. Цель урока: прививать  обучающимся  стремление к изучению языков, как русского и родного, так и  иностранных, а также  языка  культуры (приветствия, отказа, согласия), жестов (танца, глухонемых, спортивных жестов), языка искусства (живописи, архитектуры, танца) Задачи урока: А) образовательная: ознакомить  учащихся с различными видами  человеческого общения, мотивировать учащихся к самостоятельной исследовательской работе, мотивировать к изучению русского языка и стремлению свободного изложения материала; Б) развивающая: развивать у учащихся устную и письменную русскую речь, умение  свободно ориентироваться в заранее  подготовленном материале, развивать  стремление к творческому подходу в  подготовке  материала; В)  воспитательная: воспитывать у обучающихся  интерес  к изучению  языков, к  истории развития  языков и видов  человеческого общения.    Тип урока: Урок  развития  речи. Форма: урок-микс, межпредметный интегрированный урок. (Урок – микс  - это одна  из форм  урока,  выдуманная  в ходе   работы  над  темой: часть  названия  формы   взята  как попытка смешать   формы,  методы и приёмы разных педтехнологий). Методы и приёмы: наблюдение и сбор материалов, использование элементов проектирования, творческой  лаборатории, защиты презентации, выполнение уровневых заданий  по карточкам, беседа. Наглядные пособия: компьютер, флеш-носитель с презентациями и видеороликами,  иллюстрации,  выставка  книг  по данной теме,  раздаточный материал. План урока: I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания (даётся  опережающее  задание по  сбору  материала  всем учащимся  без  исключения, презентационный  материал готовят те  из учащихся, которые  выявили  желание). III. Словарная работа (используются толковые  словари Ожегова С.И. и толковом  словаре А.В.Текучёва и М.М. Махмутова) IV. Урок развития речи: А) работа  по карточкам; Б) беседа по данной теме; В) защита презентаций; Г) составление   плана. V. Подведение  итогов урока. VI. Комментирование оценок. А) общая  оценка группы (необходима  для  рефлексии работы всего класса, для  выявления  объективного восприятия   учащимися  проделанной  работы  коллективом); Б) отдельная  оценка (необходима  для  оценивания  активно  работающего   ученика  для  наполняемости оценок  в журнал и как показатель   успешности каждого   учащегося  в отдельности). VII. Инструктаж домашнего задания (сочинение  по  плану, составленному   в  классе,  является   показателем  качества работы  всего  класса   как   источника  сообщения  информации  и  каждого ученика  в отдельности  как  внимательного  слушателя и  активного участника). Разделы,  взятые  для   изучения и сбора  материала,  составления и защиты   презентаций,  несомненно, огромны, поэтому   необходимо  учитывать то,  что   данную   форму  урока   можно  использовать  в  классах,  в которых  учащиеся  свободно   владеют  русской  речью: Языки человеческого общения 1. Речь человека. Как мы можем рассказать о себе. 2. Язык мимики, жестов и движений человека. 3. Музыка и ее язык 4. Изображение. Картина. Рисунок. 5. Письменная речь. Письмо. Рассказ. Или же для  облегчения  работы   можно  взять  только  несколько видов  общения и  проводить  уроки  спаренными. Самое  необходимое   на  уроке   русского  языка  в  национальной   школе  - это обязательная словарная  работа,  которая  предполагает   расширение    пассивного и  активного  словарного  запаса.  Поэтому  в классах,  где дети не   владеют   свободной  русской  речью,  можно  ограничиться   словарной работой  и  работой  по карточкам   или  определённому  тексту  соответствующего  содержания. Оценивание всего  класса   ведётся   стикерами  разного  плана (смайлики,   яблоки,  цветы), которые  в  конце  урока  прикрепляются   к   плакату  с нарисованным  деревом  или  вазой  и т.д. По   наполняемости последних  видна  будет активность  класса на уроке.      Учитель  русского  языка  и литературы                          Б.Б.Абышева
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Язык как отражение картины мира, мышления, национального характера народа».

Цель урока: прививать обучающимся стремление к изучению языков, как русского и родного, так и иностранных, а также языка культуры (приветствия, отказа, согласия), жестов (танца, глухонемых, спортивных жестов), языка искусства (живописи, архитектуры, танца)

Задачи урока:

А) образовательная: ознакомить учащихся с различными видами человеческого общения, мотивировать учащихся к самостоятельной исследовательской работе, мотивировать к изучению русского языка и стремлению свободного изложения материала;

Б) развивающая: развивать у учащихся устную и письменную русскую речь, умение свободно ориентироваться в заранее подготовленном материале, развивать стремление к творческому подходу в подготовке материала;

В) воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к изучению языков, к истории развития языков и видов человеческого общения.

Тип урока: Урок развития речи.

Форма: урок-микс, межпредметный интегрированный урок.

Методы и приёмы: наблюдение и сбор материалов, использование элементов проектирования, творческой лаборатории, защиты презентации, выполнение уровневых заданий по карточкам, беседа.

Наглядные пособия: компьютер, флеш-носитель с презентациями и видеороликами, иллюстрации, выставка книг по данной теме, раздаточный материал.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Словарная работа.

IV. Урок развития речи:

А) работа по карточкам;

Б) беседа по данной теме;

В) презентация темы учащимися и учителем;

Г) составление плана.

V. Подведение итогов урока.

VI. Комментирование оценок.

А) общая оценка группы;

Б) отдельная оценка.

VII. Инструктаж домашнего задания.

Ход урока:

I. Организационный момент:

А) приветствие:

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть сегодня на уроке! Сегодня вы все очень красивы и полны оптимизма! Как ваше настроение сегодня? Я знаю, что вы сильные ребята и всегда со всем справитесь!

Б) мобилизация внимания учащихся на урок:

- Сегодня у нас урок развития речи. У вас такие уроки проходили в форме изложения, сочинения или же иногда в форме защиты докладов, рефератов и проектов. Наш урок будет похож на всё, что мы с вами перечислили, но чуточку по-другому. Это урок - микс! Кто знает, что означает это слово?!

- (Ответ учащихся. Если учащиеся не смогли ответить на этот вопрос, то учитель объясняет сам): Слово «микс» усечённое от слова «миксер». А это принадлежность для смешивания чего-либо с чем-либо. Например, молока и какао, мороженого и сока или сиропа. То есть смешение вкусов. Итак, наш урок-микс, потому что мы в нём смешаем всё: и формы работ, и микротемы, и виды заданий. Но в итоге у нас должно получиться нечто гармоничное и красивое!!! Тема нашего занятия сегодня: «Язык как отражение картины мира, мышления, национального характера народа». На нашем уроке мы познакомимся с новыми словами и выражениями, касающиеся нашей темы. Беседовать и работать мы будем по этим микротемам (записано на плакате):

Языки человеческого общения

1. Речь человека. Как мы можем рассказать о себе.

2. Язык мимики, жестов и движений человека.

3. Музыка и ее язык

4. Изображение. Картина. Рисунок.

5. Письменная речь. Письмо. Рассказ.

- Но прежде чем, мы начнём наш урок, проверим домашнее задание, которое очень тесно связано с нашей темой сегодня.

II. Проверка домашнего задания: подготовка материала в творческих папках: Дома вы должны были в творческих папках собрать материал, касающийся данной темы, а именно составить ребусы на слова «мир», «язык», «культура», и найти пословицы и поговорки по теме урока.

III. Словарная работа.

1) Найти в словарях Ожегова С.И. и толковом словаре Текучёва понятия таких слов, как «язык», «мышление», «характер», «картина», «отражение», «мир», «национальный». (Запись значения данных слов и примеров в тетрадь.

2) Составить с данными словами словосочетания или предложения и записать в тетрадь.

IV. Урок развития речи.

А) работа по карточкам (разноуровневое задание по данной теме):

Работа выполняется на доске и в тетрадях одновременно с остальными обучающимися.

Карточка № 1

Найдите однокоренные слова в предложении. К выделенным словам подберите так же однокоренные слова. Во всех словах выделите корень.

Древние египтяне называли письмо «речью Бога», поскольку верили, что Тот, бог мудрости с головой ибиса, дал им как язык, так и письменность, чтобы записывать речь.

(Дж. Фоли)

Карточка № 2

К выделенным словам подберите антонимы.

Отголоски слов-заклинаний, появившихся ещё в ранней истории человечества сохранились и поныне. У американцев, например, считается плохой приметой одновременно с кем-нибудь сказать одно и то же слово - без заклинания может произойти ссора. У русских, наоборот, это хорошая примета, и следует загадать желание.

(По В.Волиной)

Карточка № 3

Продолжите ряд слов со значением речи словами, извлечёнными из текста: рассказать, объяснить…

И тогда, склонив голову, прижав обожжённые, яркой глиной испачканные ладони к ослеплённым глазам, я стал рассказывать свою скорбь. Хотелось мне объяснить, как прекрасна моя страна и как страшен её чёрный обморок, но нужных слов я не находил. Торопясь и повторяясь, я лепетал всё о каких-то мелочах, о старых книгах и старых липах, о первых моих стихах, но самое главное я никак не высказать не мог. Казалось мне, что вот сейчас дойду до самого главного, объясню всё моё горе родины, но почему-то я мог вспомнить только о вещах маленьких, совсем земных.

(В.Набоков)

Карточка № 4

Выпишите все слова, связанные со словом язык. Придумайте с ними предложения или словосочетания.

Вы, наверное, очень удивитесь, узнав, что древние люди вообще не умели говорить, хотя у них всё для этого было: и достаточно развитый мозг, и органы речи. Но потребность в общении у них была столь велика, что им приходилось язык придумывать. Люди открыли величайший секрет языка: звуками языка можно не изображать, а обозначать предметы, чувства, действия.

(По В.Волиной)

Б) беседа по данной теме:

- Итак, скажите, ребята, как все эти задания, что мы с вами выполняли связаны между собой? (Ответы учащихся).

- А как вы понимаете название нашей темы? (Ответы учащихся). Каждый человек, любой национальности говорит на своём родном языке и соответственно мыслит, так как этот язык ему был дан с рождения и на этом языке он воспитывался и получил культуру. А в каждой культуре у разных народов свои особенности характера, национального характера. Вот например, эстонцы известны своей неторопливой речью и соответственно мышлением, всё взвешивающим, а кавказские народы наоборот, считаются горячими, быстро загорающимися в каком-нибудь деле и решающими всё быстро.

- А из чего же состоит общение? (Ответы учащихся). Общение состоит из языка, речи, слов, звуков.

- А ещё из чего состоит общение людей? Только ли всего того, что вы перечислили? Вспомните на предыдущих занятиях мы говорили, что общаться можно не только с помощью языка… но и с помощью жестов, знаков, символов (причём это не только буквы, но и другие формы, например цвета, рисунки, изображение картин, особых звуков, музыки и даже архитектуры).

Так ли это на самом деле? Сегодня вы и поделитесь тем, что готовили к нашему уроку сегодня. Дома вы, разбившись на группы, должны были подготовить презентацию той или иной микротемы, используя все возможные средства передачи знаний: телевидение, компьютер, аудиозаписи, книги, средства массовой информации.

В) презентация темы учащимися и учителем:

После презентации материала каждой микротемы мы с вами должны записать слова и выражения, присущие именно этим понятиям. Например, по микротеме «Изображение. Картина. Рисунок» можно в скобках записать такие слова как: гармония, цветовая гамма и т.д.

Языки человеческого общения

1. Речь человека. Как мы можем рассказать о себе. (биография, характеристика, гипербола, объективность взгляда, самооценка, самопознание, самообразование, самовыражение, культура речи и т.д.)

2. Язык мимики, жестов и движений человека. (мимика, жест, поза, безмолвное общение, эмоциональность восприятия и т.д.)

3. Музыка и ее язык. (нотный стан, мелодия, гармония звуков, катарсис, произведение искусства, талантливое исполнение и т.д.)

4. Изображение. Картина. Рисунок. (гармония красок, цветовая гамма, смешение стилей, набросок, эскиз и т.д.)

5. Письменная речь. Письмо. Рассказ. (эссе, своё мнение, изложить свои мысли на бумаге, уметь выразить чувства, метафора, передать переживания героя и т.д.)

Г) составление плана (у доски и в тетрадях):

Итак, мы с вами поговорили на тему «Язык как отражение картины мира, мышления, национального характера народа». Давайте попробуем обобщить всё сказанное нами и составить план нашего сочинения, которое вы напишите дома.

1. Виды языкового общения.

2. Выражение чувств и взаимоотношений человека, народов, эпохи.

3. Язык - как средство общения между народами и поколениями человечества.

4. Я - говорю, следовательно, я существую.

V. Подведение итогов урока.

- Итак, что мы сегодня делали на уроке? О чём говорили? К какому выводу пришли? (Ответы учащихся).

- Мы пришли к выводу, что несмотря на то, что существуют разные народы, которые говорят на разных языках; что сведения о наших предках мы получаем благодаря их «сообщениям», в виде письменности, картин, рисунков, наскальных изображений; что соревнуемся со своими спортивными соперниками не зная их языка; что общаемся с людьми ограниченными в возможностях с помощью жестов, музыки, картин; общаемся друг с другом, выражаем свои чувства с помощью различных символов (сердечки-валентинки, цветы и цвета) и музыки (например, индийские танцы, рэп, классика) и даже посредством архитектуры.

VI. Комментирование оценок.

А) Общая оценка группе: Сегодня на уроке вы все были активны, все подготовились очень хорошо! Подготовили такой интересный и объёмный материал! И поэтому вы сами можете оценить своих товарищей.

Б) Отдельная оценка:

- Итак, кто сегодня из ребят работал весь урок, отвечал на все вопросы верно, правильно выполнял все задания, помогал своим товарищам, не боялся высказывать своё мнение?

- Ответы ребят (называют имена).

- Значит у этих ребят сегодня оценка за урок «5».

- А кто из вас работал не весь урок, не на все вопросы отвечал верно, задания выполнил хорошо, не боялся высказывать своё мнение?

- Ответ обучающихся (называют имена).

- Значит, у этих ребят сегодня оценка за урок «4».

- А есть ли у нас ребята, которые молчали весь урок, не были готовы ни по одному из заданий, боялись высказать своё мнение?

- Ответ обучающихся (называют имена).

- Будем надеяться, что эти ребята в следующий раз постараются проявить себя и на следующем занятии будут на уровень выше.

VII. Инструктаж домашнего задания: написать сочинение по данной теме в тетрадях.

Учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебной работе ООШ №44 Б.Б.Абышева

© 2010-2022