Факультативный курс Правописание: орфография. пунктуация (11 класс)

 Владение родным (русский языком) в современном мире – одна из самых важных задач преподавания русского языка в школе. Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения, прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки. Для реализации этой цели необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку и использовать различные формы обучения.  Анализ экзаменацион...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Факультативный курс Правописание: орфография. пунктуация (11 класс)Факультативный курс Правописание: орфография. пунктуация (11 класс)Факультативный курс Правописание: орфография. пунктуация (11 класс)Факультативный курс Правописание: орфография. пунктуация (11 класс)«Утверждаю» «Согласовано»

Директор МОУ СОШ Зам.директора по УВР

с.Новогромово Лапуга Е.А.

Липин М.Г.


Рабочая программа факультатива по русскому языку

«Правописание: пунктуации и орфографии»

11 класс

Содержание:

1 Пояснительная записка

2 Требования к уровню подготовки учащихся

3 Основное содержание

4 Календарно-тематическое планирование

Пояснительная записка

Актуальность и значимость курса.

Владение родным (русский языком) в современном мире - одна из самых важных задач преподавания русского языка в школе. Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения, прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки. Для реализации этой цели необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку и использовать различные формы обучения.

Анализ экзаменационных работ выявил некоторые проблемы, связанные с недостаточной сфомированностью этих умений. Недостаток выработки языкового чутья - этого обязательного компонента владения русским языком как родным, явно ощущается при анализе многих экзаменационных работ.

Школьная практика показывает сложность современной языковой ситуации. Разрушительные процессы, наблюдающиеся в речи (активное использование жаргонно-арготической лексики, вульгаризация), - это лишь отражение процессов, происходящих в обществе. Интернет является более сильной мотивацией слова. Им пользуются как средством сетевых игр или для общения на принятом в сети сленге. Дети перестают ощущать родное слово. Формирование у ребёнка ценностного отношения к языку должно становится всё более актуальной в школьном лингвистическом образовании.

Предлагаемый факультативный курс, будучи тесно связанным с основным, обязательным программным материалом, призван попытаться повлиять на решение, в определённой степени, названных проблем. Этим целям подчинены структура, содержание, методика курса.

Программа факультатива по русскому языку для 11 класса составлена на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования средней (полной) общеобразовательной школы по русскому языку, примерной программы среднего полного) образования.

Программа рассчитана на 34 учебных часа, по 1 уроку в неделю.

Цель системы уроков, составляющих программу, - активизация навыков грамотного письма.

Основные задачи рабочей программы по русскому языку:

-систематизировать, обобщить и углубить знания по пунктуации и орфографии;

-отрабатывать навык грамотного письма;

-формирование компетенций обучения.

Обоснование структуры и принципы отбора обучения.

Программа данного элективного курса состоит из 4 тематических блоков, каждый из которых состоит из теоретической и практической части и формирует следующие компетенции:

-лингвистическую, определяющую знание основных сведений о языке и речи, умение применять на практике правила пунктуации и орфографии;

- языковую, предусматривающую развитие умения использования языковых средств;

-коммуникативную.

Главным содержанием курса «Правописание: пунктуация и орфографии» является комплексное повторение и углубление знаний по ведущим разделам русского языка.

Темы располагаются по принципу усложнения, что позволяет повторять уже пройденный материал.

Программа содержит систему понятий из области фонетики, морфемики, орфографии, синтаксиса и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Программа построена по принципу системности, научности и доступности, преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Основные методы обучения:

репродуктивный, проблемно-поисковый, развивающие.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место отводится практической части курса через различные виды деятельности учащихся

( тренировочные упражнения, анализ текста, работа с перфокартами, тестирование). Формы проведения занятий: практикумы, семинары, консультации.

Формы контроля: поверочные работы, диктанты, тестирование, зачёты и т.д..

Критерии оценки, позволяющих оценить успешность освоения программы курса, должны соответствовать основным нормам оценивания в общеобразовательных учреждениях.

Создание образовательного продукта:

Таблицы, опорные схемы, пунктуационный и орфографический анализ текста, тесты.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

-орфографические, пунктуационные, орфоэпические нормы русского языка;

-правила построения синтаксических конструкций.

Учащиеся должны уметь:

-соблюдать на практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

-опознавать языковые единицы, производить их анализ;

-соблюдать на практике произносительные, лексические нормы современного русского языка.


Календарно-тематическое планирование факультатива

«Правописание: орфография и пунктуация»

тема

форма занятия

виды работ

наглядность

дата

1

Краткие сведения о русской орфографии

Орфография и фонетика

«Тайна фонемы»

комбинированная

Индивидуальные и

групповые

Орфографическ. словари

Справочники по русскому языку

2

Орфография и словообразование.

Правописание ь и ъ знаков.

Анализ морфем моделей слов

практикум

Работа с таблицей

Таблица

карточки

3

«Опасные гласные»

Правописание безударных гласных в корне слова.

практикум

Работа с таблицей

Орфоэпическая диктовка

Дидактический материал

4

«Поговорим о всех приставках сразу»

Правописание приставок и предлогов.

практикум

тестирование

Тестовые задания

5

«Смотри в корень»

Правописание сложных слов

практикум

Индивидуальные и групповые.

Словарная работа

Карточки

Словари

6

«Опасные согласные»

Правописание гласных после шипящих и -ц.

практикум

Орфографический диктант

Раздаточный материал

7

«Ошибкоопасные места»

Правописание о, ё после шипящих.

практикум

Работа по опорной схеме

Опорная схема

8

Обобщающее повторение.

практикум

индивидуальные

Раздаточный материал

9

Самостоятельная работа

контрольное занятие

Тестирование

тесты

10

«Выходим на главное правило»

Орфография и морфология.

Правописание имён существительных

комбинированная

Распределительный диктант

Дидактический материал

11

«Как оседлать правило»

Правописание имён прилагательных

практикум

Индивидуальные и групповые

Карточки

перфокарты

12

«Волшебное средство- самоинструкция»

Правописание числительных

практикум

Орфографический разбор

Дидактический материал

13

«Нарушители главного правила»

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений

Занятие по обобщению знаний

Индивидуальные и групповые

Опорный конспект

14

Правописание глагола

практикум

Творческий диктант

карточки

15

Трудные случаи правописание -н, нн в разных ч/р.

закрепление

Работа с консультантами

Схема-таблица


16

«Тренируемся вместе»

Раздельное и дефисное написание частиц, наречий.

Занятие -консультация

Словарно-орфографическая работа

Дидактический материал

17

Слитное и раздельное написание -не и -ни с разными частями речи

практикум

Творческий диктант

Орфоэпическая диктовка

Таблица

Раздаточный материал

18

Контрольный диктант

контрольное занятие

индивидуальная

Текст диктанта

19

Секреты пунктуации.

комбинированная

групповая

Учебники и справочники

20

Правило-самоинструкция - тренировка

практикум

Тренировочные

упражнения

карточки

21

«Предчувствие знака препинания»

Занятие по закреплению

знаний

Синтаксический счёт

Раздаточный материал

22

В поисках грамматической основы

консультация

Пунктуационный разбор

карточки

23

Мысли, чувства и знаки

зачёт

Синтаксический анализ текста

Раздаточный материал

24

Знак, полный загадок

практикум

Тренировочные упражнения

таблица

25

Тире внутри предложения

Урок-консультация

Пунктуационный разбор

Дидактический материал

26

Проверочный диктант

контрольное занятие

Самостоятельная работа

Текст диктанта

27

«И грамматика пустилась с арифметикой плясать»

практикум

Составление схем предложений

Дидактический материал

28

«Перед опасными союзами»

семинар

Решение проблемных вопросов

Схемы

таблицы

29

Синтаксический счёт

закрепление знаний

Индивидуальные

Разноуровневые задания

30

Синтаксические «карлики»

консультация

Пунктуационный разбор

таблица

31

«Синтаксические великаны»

практикум

Конструирование предложений

Таблица

Д/м

32

«В мире языкознания»

конференция

Защита творческих работ

Рефераты

Проекты

иллюстрации

33

Итоговая контрольная работа

контрольное занятие

тестирование

тесты

34

Анализ контрольной работы

Итоговый урок

Работа над ошибками

Алгоритм работы над ошибками

«Утверждаю» «Согласовано»

Директор МОУ СОШ Зам.директора по УВР

с.Новогромово Лапуга Е.А.

Липин М.Г.


Рабочая программа факультатива по русскому языку

«Правописание: пунктуации и орфографии»

11 класс

Содержание:

1 Пояснительная записка

2 Требования к уровню подготовки учащихся

3 Основное содержание

4 Календарно-тематическое планирование

Пояснительная записка

Актуальность и значимость курса.

Владение родным (русский языком) в современном мире - одна из самых важных задач преподавания русского языка в школе. Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения, прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки. Для реализации этой цели необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку и использовать различные формы обучения.

Анализ экзаменационных работ выявил некоторые проблемы, связанные с недостаточной сфомированностью этих умений. Недостаток выработки языкового чутья - этого обязательного компонента владения русским языком как родным, явно ощущается при анализе многих экзаменационных работ.

Школьная практика показывает сложность современной языковой ситуации. Разрушительные процессы, наблюдающиеся в речи (активное использование жаргонно-арготической лексики, вульгаризация), - это лишь отражение процессов, происходящих в обществе. Интернет является более сильной мотивацией слова. Им пользуются как средством сетевых игр или для общения на принятом в сети сленге. Дети перестают ощущать родное слово. Формирование у ребёнка ценностного отношения к языку должно становится всё более актуальной в школьном лингвистическом образовании.

Предлагаемый факультативный курс, будучи тесно связанным с основным, обязательным программным материалом, призван попытаться повлиять на решение, в определённой степени, названных проблем. Этим целям подчинены структура, содержание, методика курса.

Программа факультатива по русскому языку для 11 класса составлена на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования средней (полной) общеобразовательной школы по русскому языку, примерной программы среднего полного) образования.

Программа рассчитана на 34 учебных часа, по 1 уроку в неделю.

Цель системы уроков, составляющих программу, - активизация навыков грамотного письма.

Основные задачи рабочей программы по русскому языку:

-систематизировать, обобщить и углубить знания по пунктуации и орфографии;

-отрабатывать навык грамотного письма;

-формирование компетенций обучения.

Обоснование структуры и принципы отбора обучения.

Программа данного элективного курса состоит из 4 тематических блоков, каждый из которых состоит из теоретической и практической части и формирует следующие компетенции:

-лингвистическую, определяющую знание основных сведений о языке и речи, умение применять на практике правила пунктуации и орфографии;

- языковую, предусматривающую развитие умения использования языковых средств;

-коммуникативную.

Главным содержанием курса «Правописание: пунктуация и орфографии» является комплексное повторение и углубление знаний по ведущим разделам русского языка.

Темы располагаются по принципу усложнения, что позволяет повторять уже пройденный материал.

Программа содержит систему понятий из области фонетики, морфемики, орфографии, синтаксиса и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Программа построена по принципу системности, научности и доступности, преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Основные методы обучения:

репродуктивный, проблемно-поисковый, развивающие.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место отводится практической части курса через различные виды деятельности учащихся

( тренировочные упражнения, анализ текста, работа с перфокартами, тестирование). Формы проведения занятий: практикумы, семинары, консультации.

Формы контроля: поверочные работы, диктанты, тестирование, зачёты и т.д..

Критерии оценки, позволяющих оценить успешность освоения программы курса, должны соответствовать основным нормам оценивания в общеобразовательных учреждениях.

Создание образовательного продукта:

Таблицы, опорные схемы, пунктуационный и орфографический анализ текста, тесты.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

-орфографические, пунктуационные, орфоэпические нормы русского языка;

-правила построения синтаксических конструкций.

Учащиеся должны уметь:

-соблюдать на практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

-опознавать языковые единицы, производить их анализ;

-соблюдать на практике произносительные, лексические нормы современного русского языка.


Календарно-тематическое планирование факультатива

«Правописание: орфография и пунктуация»

тема

форма занятия

виды работ

наглядность

дата

1

Краткие сведения о русской орфографии

Орфография и фонетика

«Тайна фонемы»

комбинированная

Индивидуальные и

групповые

Орфографическ. словари

Справочники по русскому языку

2

Орфография и словообразование.

Правописание ь и ъ знаков.

Анализ морфем моделей слов

практикум

Работа с таблицей

Таблица

карточки

3

«Опасные гласные»

Правописание безударных гласных в корне слова.

практикум

Работа с таблицей

Орфоэпическая диктовка

Дидактический материал

4

«Поговорим о всех приставках сразу»

Правописание приставок и предлогов.

практикум

тестирование

Тестовые задания

5

«Смотри в корень»

Правописание сложных слов

практикум

Индивидуальные и групповые.

Словарная работа

Карточки

Словари

6

«Опасные согласные»

Правописание гласных после шипящих и -ц.

практикум

Орфографический диктант

Раздаточный материал

7

«Ошибкоопасные места»

Правописание о, ё после шипящих.

практикум

Работа по опорной схеме

Опорная схема

8

Обобщающее повторение.

практикум

индивидуальные

Раздаточный материал

9

Самостоятельная работа

контрольное занятие

Тестирование

тесты

10

«Выходим на главное правило»

Орфография и морфология.

Правописание имён существительных

комбинированная

Распределительный диктант

Дидактический материал

11

«Как оседлать правило»

Правописание имён прилагательных

практикум

Индивидуальные и групповые

Карточки

перфокарты

12

«Волшебное средство- самоинструкция»

Правописание числительных

практикум

Орфографический разбор

Дидактический материал

13

«Нарушители главного правила»

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений

Занятие по обобщению знаний

Индивидуальные и групповые

Опорный конспект

14

Правописание глагола

практикум

Творческий диктант

карточки

15

Трудные случаи правописание -н, нн в разных ч/р.

закрепление

Работа с консультантами

Схема-таблица


16

«Тренируемся вместе»

Раздельное и дефисное написание частиц, наречий.

Занятие -консультация

Словарно-орфографическая работа

Дидактический материал

17

Слитное и раздельное написание -не и -ни с разными частями речи

практикум

Творческий диктант

Орфоэпическая диктовка

Таблица

Раздаточный материал

18

Контрольный диктант

контрольное занятие

индивидуальная

Текст диктанта

19

Секреты пунктуации.

комбинированная

групповая

Учебники и справочники

20

Правило-самоинструкция - тренировка

практикум

Тренировочные

упражнения

карточки

21

«Предчувствие знака препинания»

Занятие по закреплению

знаний

Синтаксический счёт

Раздаточный материал

22

В поисках грамматической основы

консультация

Пунктуационный разбор

карточки

23

Мысли, чувства и знаки

зачёт

Синтаксический анализ текста

Раздаточный материал

24

Знак, полный загадок

практикум

Тренировочные упражнения

таблица

25

Тире внутри предложения

Урок-консультация

Пунктуационный разбор

Дидактический материал

26

Проверочный диктант

контрольное занятие

Самостоятельная работа

Текст диктанта

27

«И грамматика пустилась с арифметикой плясать»

практикум

Составление схем предложений

Дидактический материал

28

«Перед опасными союзами»

семинар

Решение проблемных вопросов

Схемы

таблицы

29

Синтаксический счёт

закрепление знаний

Индивидуальные

Разноуровневые задания

30

Синтаксические «карлики»

консультация

Пунктуационный разбор

таблица

31

«Синтаксические великаны»

практикум

Конструирование предложений

Таблица

Д/м

32

«В мире языкознания»

конференция

Защита творческих работ

Рефераты

Проекты

иллюстрации

33

Итоговая контрольная работа

контрольное занятие

тестирование

тесты

34

Анализ контрольной работы

Итоговый урок

Работа над ошибками

Алгоритм работы над ошибками


© 2010-2022