Технологическая карта урока Имя прилагательное в тексте (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема урока: Имя прилагательное в тексте

Планируемые результаты обучения:

Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Предметные: овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка ; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости ; умение создавать устные и письменные тексты заданных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме ; владение различными видами монолога и диалога.

Техники и технологии : технология критического мышления

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) : Русский язык. Учебник. 6 класс. Львова С.И. , Львов В.В., листы оценки, презентация по теме урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

  1. Мотивация к деятельности

- Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Дети: Веселым, интересным, чтобы узнали что-то новое.

Оценивают свою готовность и настрой на работу

Самооценка

готовности к

уроку.

Формировани

познавательн

ого интереса

Формирование умения проводить

аналогии, устанавливать связи. Умение

осуществлять учебные действия

по намеченному плану, умение

работать в группе.

Учебное сотрудничество с

учителем и сверстниками.

Определение

Объекта изучения и понимания

Умение ориентироват

ься в своей системе знаний

  1. Актуализация и пробное учебное действие (« вызов» )

Начнём урок со сценки в магазине.

Мама, покупая Кате материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вон ту ткань, пожалуйста»

- Понял продавец маму? (Нет, т.к. не названы признаки понравившейся ткани)

- Действительно, продавец задал вопрос: «Какую?»

-Красную, в белую полосочку, - пояснила покупательница.

Вы оказывались в подобной ситуации?
- Итак, чтобы узнать предмет, точно его характеризовать, потребуются слова какой части речи? (прилагательные)

Посмотрите, пожалуйста, небольшой видеоматериал. (Ученица 11 класса Эльдяева Галина рассказывает об имени прилагательном.)

- Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы какой? Чей?, обозначает признак предмета. В тексте имена прилагательные играют роль…..и выполняют следующие функции:……

- Была ли эта информация об имени прилагательном полной или Галя пропустила некоторые сведения о данной части речи? Дополните.

-Вы, наверное, заметили, что ученица не закончила последнее предложение.

Вы сможете это сделать?(нет, недостаточно знаний)

- Кто уже догадался, о чем пойдет речь сегодня? (о роли имен прилагательных в тексте )

- Запишите тему урока «Имя прилагательное в тексте». Итак, какая цель стоит сегодня перед нами? (определить роль имен прилагательных, узнать какие функции выполняют прилагательные в тексте.)

Формируют тему и цели урока

Формирование познавательного интереса

Умение, анализировать, Систематизировать необходимую информацию; Умение соотносить новую информацию и имеющиеся знания. Умение видеть проблемы Умение осуществлять самоконтроль

Умение аргумент ировать свой выбор, личную позицию. Умение обосновать собственную позицию. Умение слушать и понимать речь других. Умение вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них

Приобретение

новых знаний

Умение

ориентироваться в своей системе

знаний:отличать

новое от уже

известного.

Обобщение и систематизация знаний

- А сейчас мы с вами найдём соответствия,

обратимся к таблице (работа в группах)см.приложение

Учащиеся выполняют предложенные учителем задания


Работа по теме урока

- Придумайте продолжение предложения так, чтобы в одном случае это было простое предложение, а во втором - сложное. Дайте характеристику этих предложений, объясните постановку знаков препинания.

Пришла долгожданная зима…

Вывод: слова какой части речи вы использовали для характеристики предложений? Почему? (нужно было выделить отличительные признаки каждого предложения).К какому стилю речи нужно отнести данную вами характеристику предложений? .

Обобщение: характеристика предложений - это пример научной речи, в которой прилагательное выполняет выделительную функцию.

Назовите признаки текста.

Основные признаки текста:

• Единство темы

• Наличие главной мысли

• Относительная законченность

• Смысловая и грамматическая связь предложений

• Логическая связь частей текста

- Перед вами текст, прочитайте его.

Станционный домик стоял среди лопухов и высокой овсяницы. Он был небольшой, светло-коричневый, с белыми кружевными карнизами. На острой башенке весело торчал жестяной петух. ( В.Крапивин)

(Слайд №3)

- Назовите существительные, с помощью которых автор описывает домик. Какую роль в этом тексте играют прилагательные? К какому стилю речи относится этот текст?

Вывод: Существительные описывают части дома, а прилагательные признаки. Они дают возможность представить картину, то место, где происходит действие, т.е. выполня-

ют изобразительную функцию. Именно поэтому прилагательные часто используются в текстах-описаниях художественного стиля. Дополнительное задание: найдите слова с орфограммой «Н, НН в суффиксах прилагательных», объясните. (станционный, жестяной)


-1) Прочитайте текст. Объясните, как связаны предложения в нем?

(см.приложение)

-2) В каком значении употреблено слово «золотой» в этом тексте? (прямом или переносном?)

- Особую выразительность художественной речи придают прилагательные, употребленные в переносном значении. Как называются такие прилагательные? (эпитеты)

- А что такое эпитет? ()

- Какие еще лексические средства выразительности включают в себя имена прилагательные? (метафора, сравнение)

Задание: в предложенных текстах найдите тропы и объясните их роль в тексте. Задание выполняется в группах. (см.приложение)

Вывод: прилагательные входят в состав различных тропов, но чаще всего используются как эпитеты. В данных примерах слова этой части речи выполняют выразительную функцию.


Подведение итогов. Рефлексия.

- Всё разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Приятно беседовать с человеком, который использует имена прилагательные в своей речи для описания предметов и их качеств.

- Перед вами картина известного русского художника Константина Алексеевича Коровина «Зима». Зима - это прекрасное время года. Многие поэты, композиторы и художники посвящали этому времени года свои произведения.

Давайте попробуем описать эту картину, что мы для этого используем? (прилагательные)

Итак, задания по группам: 1и 2 гр.- описание картины; 3 и 4 гр.- составить хайку на тему «Зима» и «Снег» (5 мин.)

Выводы и оценку деятельности учащихся на уроке представляют «эксперты». + прием «Рюкзак»

- Назовите основные функции прилагательного в тексте (выделительная, изобразительная , выразительная)






Домашнее задание

  1. Упр.346 (№2)

  2. Упр.348 (№ 2)

  3. Запишите названия 3-5 произведений русских писателей, в которых использованы прилагательные.










1 группа

Приложение 1. В таблице слева начало предложений, а под ней их завершение. Поместите их в таблицу

Прилагательные обозначают признак предмета

В предложении прилагательные согласуются с именами существительными

В словарях прилагательные стоят в начальной форме

По значению прилагательные делятся на:


  1. Отвечают на вопросы какой? Чей?

  2. В предложении стоят в такой же форме

  3. В форме ед.ч., м.р., и.п.

  4. Качественные, относительные, притяжательные.

  5. Приложение 2.

  • Весь лес был золотым. Золотыми были березки. Золотыми были усыпанные листьями дорожки. Золотым был даже воздух, пронизанный золотом уходящего солнца. И только под елями, у самой земли, было темно и пусто.

Иван Бунин «Первый снег»

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.





2 группа

Приложение 1. В таблице слева начало предложений, а под ней их завершение. Поместите их в таблицу

Прилагательные обозначают признак предмета

В предложении прилагательные согласуются с именами существительными

В словарях прилагательные стоят в начальной форме

По значению прилагательные делятся на:


  1. Отвечают на вопросы какой? Чей?

  2. В предложении стоят в такой же форме

  3. В форме ед.ч., м.р., и.п.

  4. Качественные, относительные, притяжательные.

Приложение 2.

  • Весь лес был золотым. Золотыми были березки. Золотыми были усыпанные листьями дорожки. Золотым был даже воздух, пронизанный золотом уходящего солнца. И только под елями, у самой земли, было темно и пусто.

А.С.Пушкин (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.





3 группа Приложение 1. В таблице слева начало предложений, а под ней их завершение.

Поместите их в таблицу

Прилагательные обозначают признак предмета

В предложении прилагательные согласуются с именами существительными

В словарях прилагательные стоят в начальной форме

По значению прилагательные делятся на:


  1. Отвечают на вопросы какой? Чей?

  2. В предложении стоят в такой же форме

  3. В форме ед.ч., м.р., и.п.

  4. Качественные, относительные, притяжательные.

Приложение 2. Весь лес был золотым. Золотыми были березки. Золотыми были усыпанные листьями дорожки. Золотым был даже воздух, пронизанный золотом уходящего солнца. И только под елями, у самой земли, было темно и пусто.

«Зимняя ночь» Б.Пастернак

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно…..











Отвечают на вопросы какой? Чей?

В предложении стоят в такой же форме

В форме ед.ч., м.р., и.п.

Качественные, относительные, притяжательные.

Приложение 2.

Эпитет-это художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к себе.

видеоролик стихи о зиме

  • Весь лес был золотым. Золотыми были березки. Золотыми были усыпанные листьями дорожки. Золотым был даже воздух, пронизанный золотом уходящего солнца. И только под елями, у самой земли, было темно и пусто.



  1. группа Иван Бунин «Первый снег»

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

  1. 2 группа А.С.Пушкин (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

3 группа «Зимняя ночь» Б.Пастернак

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.



© 2010-2022