- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока Имя прилагательное в тексте (6 класс)
Технологическая карта урока Имя прилагательное в тексте (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Очирова Т.А. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока: Имя прилагательное в тексте
Планируемые результаты обучения:
Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные: овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка ; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости ; умение создавать устные и письменные тексты заданных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме ; владение различными видами монолога и диалога.
Техники и технологии : технология критического мышления
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) : Русский язык. Учебник. 6 класс. Львова С.И. , Львов В.В., листы оценки, презентация по теме урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
-
Мотивация к деятельности
- Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
Дети: Веселым, интересным, чтобы узнали что-то новое.
Оценивают свою готовность и настрой на работу
Самооценка
готовности к
уроку.
Формировани
познавательн
ого интереса
Формирование умения проводить
аналогии, устанавливать связи. Умение
осуществлять учебные действия
по намеченному плану, умение
работать в группе.
Учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками.
Определение
Объекта изучения и понимания
Умение ориентироват
ься в своей системе знаний
-
Актуализация и пробное учебное действие (« вызов» )
Начнём урок со сценки в магазине.
Мама, покупая Кате материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вон ту ткань, пожалуйста»
- Понял продавец маму? (Нет, т.к. не названы признаки понравившейся ткани)
- Действительно, продавец задал вопрос: «Какую?»
-Красную, в белую полосочку, - пояснила покупательница.
Вы оказывались в подобной ситуации?
- Итак, чтобы узнать предмет, точно его характеризовать, потребуются слова какой части речи? (прилагательные)
Посмотрите, пожалуйста, небольшой видеоматериал. (Ученица 11 класса Эльдяева Галина рассказывает об имени прилагательном.)
- Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы какой? Чей?, обозначает признак предмета. В тексте имена прилагательные играют роль…..и выполняют следующие функции:……
- Была ли эта информация об имени прилагательном полной или Галя пропустила некоторые сведения о данной части речи? Дополните.
-Вы, наверное, заметили, что ученица не закончила последнее предложение.
Вы сможете это сделать?(нет, недостаточно знаний)
- Кто уже догадался, о чем пойдет речь сегодня? (о роли имен прилагательных в тексте )
- Запишите тему урока «Имя прилагательное в тексте». Итак, какая цель стоит сегодня перед нами? (определить роль имен прилагательных, узнать какие функции выполняют прилагательные в тексте.)
Формируют тему и цели урока
Формирование познавательного интереса
Умение, анализировать, Систематизировать необходимую информацию; Умение соотносить новую информацию и имеющиеся знания. Умение видеть проблемы Умение осуществлять самоконтроль
Умение аргумент ировать свой выбор, личную позицию. Умение обосновать собственную позицию. Умение слушать и понимать речь других. Умение вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них
Приобретение
новых знаний
Умение
ориентироваться в своей системе
знаний:отличать
новое от уже
известного.
Обобщение и систематизация знаний
- А сейчас мы с вами найдём соответствия,
обратимся к таблице (работа в группах)см.приложение
Учащиеся выполняют предложенные учителем задания
Работа по теме урока
- Придумайте продолжение предложения так, чтобы в одном случае это было простое предложение, а во втором - сложное. Дайте характеристику этих предложений, объясните постановку знаков препинания.
Пришла долгожданная зима…
Вывод: слова какой части речи вы использовали для характеристики предложений? Почему? (нужно было выделить отличительные признаки каждого предложения).К какому стилю речи нужно отнести данную вами характеристику предложений? .
Обобщение: характеристика предложений - это пример научной речи, в которой прилагательное выполняет выделительную функцию.
Назовите признаки текста.
Основные признаки текста:
• Единство темы
• Наличие главной мысли
• Относительная законченность
• Смысловая и грамматическая связь предложений
• Логическая связь частей текста
- Перед вами текст, прочитайте его.
Станционный домик стоял среди лопухов и высокой овсяницы. Он был небольшой, светло-коричневый, с белыми кружевными карнизами. На острой башенке весело торчал жестяной петух. ( В.Крапивин)
(Слайд №3)
- Назовите существительные, с помощью которых автор описывает домик. Какую роль в этом тексте играют прилагательные? К какому стилю речи относится этот текст?
Вывод: Существительные описывают части дома, а прилагательные признаки. Они дают возможность представить картину, то место, где происходит действие, т.е. выполня-
ют изобразительную функцию. Именно поэтому прилагательные часто используются в текстах-описаниях художественного стиля. Дополнительное задание: найдите слова с орфограммой «Н, НН в суффиксах прилагательных», объясните. (станционный, жестяной)
-1) Прочитайте текст. Объясните, как связаны предложения в нем?
(см.приложение)
-2) В каком значении употреблено слово «золотой» в этом тексте? (прямом или переносном?)
- Особую выразительность художественной речи придают прилагательные, употребленные в переносном значении. Как называются такие прилагательные? (эпитеты)
- А что такое эпитет? ()
- Какие еще лексические средства выразительности включают в себя имена прилагательные? (метафора, сравнение)
Задание: в предложенных текстах найдите тропы и объясните их роль в тексте. Задание выполняется в группах. (см.приложение)
Вывод: прилагательные входят в состав различных тропов, но чаще всего используются как эпитеты. В данных примерах слова этой части речи выполняют выразительную функцию.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Всё разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Приятно беседовать с человеком, который использует имена прилагательные в своей речи для описания предметов и их качеств.
- Перед вами картина известного русского художника Константина Алексеевича Коровина «Зима». Зима - это прекрасное время года. Многие поэты, композиторы и художники посвящали этому времени года свои произведения.
Давайте попробуем описать эту картину, что мы для этого используем? (прилагательные)
Итак, задания по группам: 1и 2 гр.- описание картины; 3 и 4 гр.- составить хайку на тему «Зима» и «Снег» (5 мин.)
Выводы и оценку деятельности учащихся на уроке представляют «эксперты». + прием «Рюкзак»
- Назовите основные функции прилагательного в тексте (выделительная, изобразительная , выразительная)
Домашнее задание
-
Упр.346 (№2)
-
Упр.348 (№ 2)
-
Запишите названия 3-5 произведений русских писателей, в которых использованы прилагательные.
1 группа
Приложение 1. В таблице слева начало предложений, а под ней их завершение. Поместите их в таблицу
Прилагательные обозначают признак предмета
В предложении прилагательные согласуются с именами существительными
В словарях прилагательные стоят в начальной форме
По значению прилагательные делятся на:
-
Отвечают на вопросы какой? Чей?
-
В предложении стоят в такой же форме
-
В форме ед.ч., м.р., и.п.
-
Качественные, относительные, притяжательные.
-
Приложение 2.
-
Весь лес был золотым. Золотыми были березки. Золотыми были усыпанные листьями дорожки. Золотым был даже воздух, пронизанный золотом уходящего солнца. И только под елями, у самой земли, было темно и пусто.
Иван Бунин «Первый снег»
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
2 группа
Приложение 1. В таблице слева начало предложений, а под ней их завершение. Поместите их в таблицу
Прилагательные обозначают признак предмета
В предложении прилагательные согласуются с именами существительными
В словарях прилагательные стоят в начальной форме
По значению прилагательные делятся на:
-
Отвечают на вопросы какой? Чей?
-
В предложении стоят в такой же форме
-
В форме ед.ч., м.р., и.п.
-
Качественные, относительные, притяжательные.
Приложение 2.
-
Весь лес был золотым. Золотыми были березки. Золотыми были усыпанные листьями дорожки. Золотым был даже воздух, пронизанный золотом уходящего солнца. И только под елями, у самой земли, было темно и пусто.
А.С.Пушкин (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
3 группа Приложение 1. В таблице слева начало предложений, а под ней их завершение.
Поместите их в таблицу
Прилагательные обозначают признак предмета
В предложении прилагательные согласуются с именами существительными
В словарях прилагательные стоят в начальной форме
По значению прилагательные делятся на:
-
Отвечают на вопросы какой? Чей?
-
В предложении стоят в такой же форме
-
В форме ед.ч., м.р., и.п.
-
Качественные, относительные, притяжательные.
Приложение 2. Весь лес был золотым. Золотыми были березки. Золотыми были усыпанные листьями дорожки. Золотым был даже воздух, пронизанный золотом уходящего солнца. И только под елями, у самой земли, было темно и пусто.
«Зимняя ночь» Б.Пастернак
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно…..
Отвечают на вопросы какой? Чей?
В предложении стоят в такой же форме
В форме ед.ч., м.р., и.п.
Качественные, относительные, притяжательные.
Приложение 2.
Эпитет-это художественное определение предмета или явления. В художественном произведении эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к себе.
видеоролик стихи о зиме
-
Весь лес был золотым. Золотыми были березки. Золотыми были усыпанные листьями дорожки. Золотым был даже воздух, пронизанный золотом уходящего солнца. И только под елями, у самой земли, было темно и пусто.
-
группа Иван Бунин «Первый снег»
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
-
2 группа А.С.Пушкин (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
3 группа «Зимняя ночь» Б.Пастернак
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.