Урок по литературе на тему Мцыри как романтический герой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературе на тему Мцыри как романтический геройУрок по литературе на тему Мцыри как романтический геройУрок по литературе на тему Мцыри как романтический геройУрок по литературе на тему Мцыри как романтический геройУрок по литературе на тему Мцыри как романтический геройУрок по литературе на тему Мцыри как романтический геройУрок по литературе на тему Мцыри как романтический геройУрок по литературе на тему Мцыри как романтический геройУрок по литературе на тему Мцыри как романтический геройУрок по литературе на тему Мцыри как романтический геройУрок по литературе на тему Мцыри как романтический геройМцыри - романтический герой

(Урок литературы в 8 классе)

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нижнеангарская средняя общеобразовательная школа № 1 »

Халбаева Елена Васильевна

Мир совершенен и прекрасен как замысел и несовершенен как воплощение.

Идея двоемирия

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Цели урока:

Образовательные:

- охарактеризовать образ Мцыри, используя средства раскрытия романтического героя, проникнуть в замысел автора;

Развивающие:

- развивать навыки работы с текстом, критическое мышление, навыки анализа лирического произведения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

Воспитывающие:

- воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова художника П. Заболотского, иллюстрации к поэме "Мцыри", карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина "Литература" 8 класс, Москва: Просвещение, 2010, кластер «Признаки романтического произведения».

Ход урока

1. Организационный момент.

- Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока «Мцыри как романтический герой». Какую цель вы ставите сегодня на уроке? - Согласна, сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, познакомимся с понятием романтизма как литературного направления, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя что-то новое в творчестве М.Ю. Лермонтова.

2. Проверка домашнего задания (работа с текстом учебной статьи «Начальное представление о романтизме»).

- Что вы знаете о художественном методе романтизм? - Когда и почему он появился? - Какими представлены романтический мир и герой в произведениях романтиков?

3. Актуализация знаний.

- Ребята, предлагаю вам познакомиться с кластером «Признаки романтического произведения» и самостоятельно в групповой работе развернуть кисть «Романтический герой».

Использование символов

Создание своего мира мечты

Неудовлетворенность действительностью

Признаки романтического произведения

Романтический герой

Приподнятый эмоциональный язык

Экзотическое место действия, пейзаж



- Проверка групповой работы, совместное дополнение к кластеру «Признаки романтического произведения» (кисть «Романтический герой»).

Сильная, цельная, исключительная личность

Исключительные обстоятельства жизни

Романтический герой

Стремление к свободе, действию, борец

Одиночество

4. Анализ поэмы «Мцыри». - Предлагаю вам, используя кисть «Романтический герой», «Приподнятый эмоциональный язык», «Пейзаж», охарактеризовать образ Мцыри и доказать, что он романтический герой. (Работа в группе в течение 15 минут в форме поиска ответов на вопросы по одной из «веточек» кисти «Романтический герой» кластера. Отвечая, используйте цитаты, комментарии к ним, делайте выводы).

Задания группам: 1 группа - «Стремление к свободе», «Одиночество», «Исключительные обстоятельства жизни». Вопросы: 1. В чем заключаются исключительные обстоятельства жизни Мцыри? 2. Что не удовлетворяет Мцыри в его жизни? 3. Какова цель его побега? (гл. 3,4,8) 4. Что печалит Мцыри? (гл.24) 5. О чем последние мысли героя? Смирился ли он?(гл. 26)

2 группа - «Исключительная, сильная, цельная личность». Вопросы: 1. Какие черты характера проявились у Мцыри с детства? 2. Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить и узнать о себе. Что же это: а) какую радость принесло ему бегство из монастыря в ночной час? Какая гипербола передает это и как?(гл. 8); б) встреча с грузинкой … (гл. 14, 15); в) в бою с барсом он познал…( гл.16, 17, 18) 3. Что значит для него «жить»?

3 группа - «Экзотический пейзаж и место действия». Вопросы: 1. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Почему местом действия выбран Кавказ? 2. Каким вы видите героя через пейзажные зарисовки: гл.6, 7 - что навеял пейзаж?; гл. 11 - какие пейзажные картины нарисованы?; гл. 15 - как показана ночь, какое сравнение использует автор?; гл. 21 - о чем говорит сравнение с цветком?; гл. 23 - о чем поет рыбка перед смертью? 3. Нашел ли Мцыри ответ на вопрос: «Прекрасна ли земля?» Зачем живет человек на земле?

3 группа - «Авторский замысел». Вопросы: 1. Каков был замысел М.Ю. Лермонтова, написавшего поэму «Мцыри» о смысле существования человека? 2. Поэма «Мцыри» появилась в 30-ые годы, годы реакции в России. Что и кому своей поэмой хотел сказать поэт?

- Заслушиваем ответы групп. Делаем записи в тетрадях. Оцениваем ответы учащихся.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Почему М.Ю. Лермонтов использовал для написания поэмы «Мцыри» художественный метод романтизм? Как это его характеризует? - Творческое задание: составление синквейна по теме «Мцыри» индивидуально или в группе.

6. Домашнее задание. - Выучить наизусть отрывок из поэмы «Мцыри» (гл. 2, 17, 18 - на выбор). - Читать комедию «Ревизор» Н.В. Гоголя. - Подготовить презентацию по теме «Биография Н.В. Гоголя» (индивидуально).

© 2010-2022