Конспект урока по литературе на тему: Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины»

Задачи: §  Показать реальную основу темы; §  Осуществить работу над содержанием и художественными особенностями поэмы. Форма урока: традиционная. Структура урока: 1.     Психологический настрой; 2.     Объяснение нового материала; 3.     Анализ произведения; 4.     Итог урока; 5.     Домашнее задание.   Урок составил учитель русского языка и литературы: Буравкина М.Б.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературе 7 класс

Тема урока: Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины».

Задачи:

  • Показать реальную основу темы;

  • Осуществить работу над содержанием и художественными особенностями поэмы.

Форма урока: традиционная.

Структура урока:

  1. Психологический настрой;

  2. Объяснение нового материала;

  3. Анализ произведения;

  4. Итог урока;

  5. Домашнее задание.

Урок составил учитель русского языка и литературы: Буравкина М.Б.







Психологический настрой: Приветствие. Объявление темы урока, постановка задач.

Вступительное слово учителя:

У: Представьте себе: 1875 год, Санкт - Петербург. На Сенаторскую площадь. Вывели около трех тысяч солдат гвардейских полков. Глубокое чувство патриотизма, желание видеть свой народ свободным, готовность к самопожертвованию во имя счастья Родины - вот, что побудило «героев 1825 года, выйти в холодное зимнее утро к памятнику Петру I, чтобы силой принудить членов Сената обнародовать «Манифест к русскому народу» с провозглашением свержения царского правительства, отмены крепостного права, дарования политических свобод.

Изучение нового материала: (Обращение к портрету Трубецкого) иллюстративный метод.

У: Одним из ярких героев декрабистов, был князь Сергей Трубецкой. Как и многие другие декабристы, он принимал участие в войнах против Наполеона и в последствии, сделал блестящую военную карьеру. Накануне восстания он был назначен его «диктатором», т.е. непосредственным руководителем восставших. Он мужественно держался во время следствия. В 1826 году он был отправлен на каторжные работы в Восточную Сибирь. И эту тяжкую долю нахождения на чужбине помогла преодолеть прекрасная молодая девушка, которая привыкла к балам, светским вечерам… И вдруг, от всего этого надо отказаться, зная, что там - в Сибири будет совсем другая жизнь.

У: Некрасов написал о двух женах декабристов: М.Н. Волконской и Е.И. Трубецкой.

Отец героини поэмы - Екатерины Ивановны Трубецкой - французский эмигрант И.С. Леваль. Его роскошный дом на Английской набережной в Петербурге сохранился до наших дней. Здесь в 1825 году, незадолго до восстания великий князь Николай Павлович танцевал мазурку в паре с дочерью графа Лаваля - Екатериной, той самой, о которой написал Некрасов. Она вышла замуж за князя Сергея Петровича Трубецкого. Она была первой женой декабриста, добившаяся у царя, разрешения последовать за мужем в Сибирь. Её примеру последовали многие, некоторые последовали в Сибирь, не за мужьями, а за женихами: Муравьева А.Г., Нарышкина Е.П., Розен А.В., Волконская М.Н. и др.

Подвиг жен декабристов, произвел впечатление на всё русское общество. Впечатление от их подвига тем более усилилось, что все эти женщины становились такими же бесправными, как и мужья, дети рожденные в ссылке, по своему положению приравнивались к крестьянам.

Их пугали. Они были мужественными, самоотверженными и не отступали от своих целей. Царские же сатрапы не желали, чтобы они ехали к мужьям.

«Классические образцы самоотверженной любви, самопожертвования и необычайной энергии, образцы, какими вправе гордиться страна вырастившая их».

Проблемное изложение (беседа):

У: Прошло почти два столетия после восстания декабристов 1825 года.

У: Ребята, как вы воспринимаете подвиг декабристов и их жен?

Д: Декабристы и их жены самоотверженные люди. Они боролись за справедливость, за правду. Хотя восстание было подавлено, мы до сих пор помним этих храбрых людей.

У: Теперь давайте посмотрим, каков жанр этого произведения?

Д: Это поэма.

У: Попробуйте доказать мне, что этот жанр именно поэма. Для этого нужно вспомнить определение.

Д: Поэма - это лиро-эпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.

У: Вы уже читали «Княгиню Трубецкую», так скажите, почему же мы её называем поэмой?

Д: Потому, что она построена в стихотворной форме. Так же мы видим развернутый сюжет.

У: Давайте попробуем сформулировать тему и идею этого произведения.

Д: Тема - о подвиге Екатерины Ивановны Трубецкой, о её характере.

Д: Идея - основная мысль этой поэмы - показать то, через что прошли эти жены декабристов на пути к своим возлюбленным.

У: Это одна из драматических страниц нашей истории. Поэтому здесь есть элементы драмы. Ребята, скажите, в чем особенность этой поэмы? Посмотрите, здесь написано сплошным текстом или как-то иначе? Обращайте внимание на речевые модели.

Д: Мы видим, что поэма написана не сплошным текстом, а в ней есть реплики персонажей.

У: Так, значит, наша поэма состоит из диалога, а действующими лицами являются губернатор Цейдлер, который хорошо знал лично графа Лаваля (отца Екатерины Ивановны). Его отношение к дочери графа полно сочувствия, он искренне готов ей помочь. И второе лицо - княгиня Е.И. Трубецкая.

У: Ребята, вы должны запомнить, что основным средством воплощения содержания в драматическом произведении, является речь действующих лиц.

Выразительное чтение эпизода по ролям:

У: Давайте почитаем эпизод по ролям со слов «Уже два месяца почти…» стр.119. Во время чтения обратите внимание на описание начальника, посмотрите, какие слова употребляет героиня, как её это характеризует.

У: О чем нам говорят строки:

«Имел я счастье графа знать,

Семь лет служил при нем.

Отец ваш редкий человек

По сердцу, по уму».

Беседа:

У: Какие слова и строки в наибольшей степени передают гражданский пафос произнесенных княгиней речей?

Поясню что такое Гражданский пафос - это высокие чувства, связанные с исполнением гражданского долга.

Д: Гражданский пафос предлагают такие слова героини: « - Я сильна… Уж недалек мой путь… Но мне не нужно ничего!!!»

У: какой же вывод можно сделать из этого диалога?

Д: Княгиня смелая, решительная, любящая. Губернатор - царский чиновник, хорошо знавший ее отца.

У: С вопросом мы справились, а теперь разделимся на две группы.

Анализ произведения (частично-поисковый метод).

Задания группам:

У: Одна половина класса проследит по тексту, как губернатор наращивает давление на молодую женщину с целью заставить ее вернуться домой.

  1. Дорога наша так дурна,

Вам нужно отдохнуть…

  1. Напоминанием о том, какой властью он обладает:

Покуда я не прикажу,

Его не подадут…

  1. Бумага…

  2. Но хорошо ль известно вам,

Что ожидает вас…

  1. Невозможность вернуться к прежней жизни, возможные угрызения совести мужа, ставшего виновником её горькой судьбы.

… с вами не знавать…

Ему счастливых грез…

  1. Напоминанием о славе и знатности рода:

Когда б не доблестная кровь,

Текла б в вас, я б молчал.

  1. Обращение к женской гордости

И что ж?... бежите вы за ним?

Как жалкая раба?

  1. Угроза добираться до Нерчинска «этапом»:

Вас по этапу поведут

С конвоем…

У: Вторая половина класса проследит по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет в её душе порыв к совершенствованию героического поступка.

  1. Княгиня полагает, что губернатор, как друг её отца, ускорит встречу с мужем: «Так прикажите ж! Я прошу…»

  2. Морально готова к жизни на каторге: «Ужасно будет, знаю я… Живут же люди в том краю, привыкну я…»

  3. Княгиня бесстрашна: «Пусть смерть мне суждена - мне нечего жалеть!...»

  4. Тверда и мужественна: «Всем вашим пыткам не извлечь слезы из глаз моих!»

  5. На разрыв с прежней жизнью решается осознанно, разделяя убеждения мужа: «Там места нет, там друга нет тому, кто раз прозрел!»

  6. Высота гражданских чувств: «Но знаю: к родине любовь соперница моя…»

  7. Готовность к героическому поступку: «Велите ж партию сбирать

- Иду! Мне все равно»!

У: Ребята, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: Как, воспринимается финал этого поединка? (чья же это победа?)

Д: Это нравственная победа Трубецкой. Её характер мужественный и сильный.

У: Почему же губернатор не смог убедить княгиню остаться? В чем же сила Трубецкой?

Д: Трубецкая настойчива в своих желаниях. Она слишком любит своего мужа. Ради этого чувства она идет на этот решительный шаг.

У: Итак, какие качества Екатерины Ивановны Трубецкой кажутся вам особенно привлекательными?

Д: Этими качествами являются: бесстрашие, мужество, твердость характера.

У: Женщинами декабристами двигала не только любовь к мужьям, братьям, сыновьям, но и высокое осознание общественного долга, представление о чести.

У: И хотелось бы подвести итог словами Ф.М. Достоевского:

«Мы увидели великих страдалиц,

Добровольно последовавших, за своими мужьями в Сибирь…

Ни в чем не повинные, они в долгие 25 лет перенесли всё, что перенесли их осужденные мужья!»

У: Обратите внимание на книги, которые представлены вашему вниманию.

Домашнее задание:

У: Вам нужно будет написать небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы «Княгиня Трубецкая». В тетрадях вы напишите план, на который вы будете опираться:

  1. Биографические сведения о героине;

  2. Характер героини, изображенной в поэме:

  • Моральная готовность к поступку;

  • Бесстрашие, мужество;

  • Высота глубоких чувств (это её любовь к мужу, бескорыстность)

  1. Моё отношение к Екатерине Ивановне Трубецкой.

У: Ребята, обязательно используйте цитаты из текста. На следующем уроке мы проверим ваш рассказы.


© 2010-2022