Урок русского языка на тему «Подготовка к ЕГЭ (Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях)»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



















УРОК

русского языка в 10 классе


«Подготовка к ЕГЭ (Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях)»








Урок русского языка в 10 классе на тему:

«Подготовка к ЕГЭ (Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях)»

Разработала

Пинчук Татьяна Викторовна,учитель МБОУ Егорлыкская СОШ № 1

Цель и задачи урока:

· формирование ключевых компетенций обучающихся на уроке русского языка

через углубление и расширение знаний выпускников по теме

«Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях»,

формирование ИКТ компетенции при работе с УМК нового типа (презентация по теме, тренажер учебный по теме: « Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях»

на основе интернет-ресурсов); использование современных образовательных технологий

для развития способности обучающегося

_ самостоятельно ставить учебные цели,

_ проектировать пути их реализации,

_ формулировать собственное мнение, суждение,

_ оценивать свою деятельность;

· введение разноуровневых и дифференцированных видов и форм работы на уроке, способствующих

формированию УУД;

· осуществление морально-нравственного и эстетического воспитания обучающихся через важнуюличностную и общечеловеческую проблему: влияние искусства на формирование человека;

· подготовка старшеклассников к сдаче итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ.

Оборудование:

компьютер, проектор и экран для демонстрации учебного тренажера и презентации;

карточки для индивидуальной работы;

Ход урока

1 Оргмомент.

Психологический настрой.

Здравствуйте! Начинается новый рабочий день. Пусть он принесет вам радость и удачу. Ребята, вы любите путешествовать? Вот и я люблю путешествия, особенно виртуальные. Столько интересного узнаешь за один «поход» на страничку форума, посвященного сдаче ЕГЭ.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока

Прочитайте эпиграф к нашему уроку и скажите, как вы понимаете его? о чем пойдет речь? Чтение глазами.
Выразительное чтение вслух.

В словах великого писателя особо подчеркнуты 4 слова. Как вы думаете,какие?

Эпиграф «Знаки препинания ставят по силе разума».

М. Ломоносов

Сегодня мы с вами путешествуем в удивительный мир синтаксиса и пунктуации., а что вы знаете о знаках препинания?

(Заранее подготовленные ученики отвечают на вопросы).

1-ый ученик: Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный - точка удивления. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось "учением о силе точек" или "о точечном разуме", а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название "О точках".

2-ой ученик: Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово запятая - это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся) - "зацепить(ся)", "задеть", "заколоться". В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать - "останавливать", "задерживать". Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным.

3-ий ученик: В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался "вместительным".
Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

4-ый ученик: Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки "удивительного знака" определяются в "Российской грамматике" М. В. Ломоносова (1755).
Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

Я пришла к вам на урок с искренним желанием помочь вам обрести уверенность в своих способностях в выполнении задания А-25 « Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях».

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а «вы знаете куда держите путь? Давайте вспомним задание а-25?из чего оно состоит?

Правильно сегодня мы с вами будем говорить о СПП.

Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях»( Тема урока выведена на экране).

3 Опрос-повторение изученного

  1. Какие предложения называются сложными?

  2. На какие виды делятся СП по способу соединения частей?

  3. Назовите, какие отношения будут между частями ССП, если они соединены

а) союзом ТАКЖЕ, ни…ни (соединительные),

б) союзом ОДНАКО, но, зато (противительные),

в) союзом ИЛИ, либо (разделительные),

г) союзом то есть, а именно (пояснитеьные)

4. Какие предложения являются ССК (сложными синтаксическими конструкциями)?

5. Как называются части СПП?

6. В какой позиции может находиться придаточное предложение? (1 ученик рисует схемы.

7. Чем отличаются союзы и союзные слова?

4. Просмотр презентации.

Выполнение заданий: сравнение предложений.

1 слайд. Запятая в СПП при сочетании союзов

Сравните предложения:

  • Она казала ему, что, если он голоден пусть поест.

  • Она казала ему, что если он голоден, то пусть поест.

2 слайд. Знаки препинания при сложном союзе:

Что, если Что если, то

Что, когда Что когда, то

Так, что, хотя Так, что хотя, то

3 слайд.Знаки в сложных предложениях:

Запятая между ними ставится, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

Из леса доносились какие-то звуки, и, хотя Сашка был не один, становилось страшно.

Ребята делают вывод о том, когда ставится запятая, а когда-нет.

5. Практикум

- Писатели, поэты, ученые делают свои наблюдения и формулируют яркие мысли, которые носят обобщенный характер. Это авторские пословицы. Именно с такими обобщенными наблюдениями вы начинали работать в начале урока. Вы знаете, как называются эти авторские пословицы? (Афоризмы)

- Дайте определение афоризма. Для этогоУрок русского языка на тему «Подготовка к ЕГЭ (Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях)»Заглянем мы, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь. (Афоризм - краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. ("Толковый словарь русского языка" С. И. Ожегова и Н. Шведовой).

- Наша жизнь, как и язык, подчиняется системе правил, норм поведения. Но последнее время наше общество поразила под названием "кризис". Это не только кризис экономический, это, что гораздо страшнее, кризис человечности. И самый главный симптом этого кризиса - равнодушие. Я хочу познакомить вас с высказыванием педагога В. Сухомлинского: "Равнодушие - еще ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал своё сердце. Человек для эгоиста - это не безграничный мир мыслей, переживаний, стремлений, а источник наслаждений или же совершенно нейтральное существо, которое не может принести ему никакой пользы".

Можно ли считать высказывание, которое вы записали, афоризмом? Почему? (Это афоризм, потому что обобщенная мысль, обобщенное умозаключение в краткой форме, касающееся всех людей.)

Какое предложение у вас получилось? (Сложноподчиненное)

Как вы считаете, почему равнодушие в обществе можно назвать самым страшным симптомом разрушения человека? (С молчаливого согласия равнодушных людей совершается все страшное на земле.)

- Подберите антоним к слову эгоист (альтруист).

6. Решение проблемной задачи с опорой на текст и собственный опыт. (Творческое (индивидуальное) задание)

- Выразите письменно согласие или несогласие с утверждением Сухомлинского. Предложение начните так:

Я согласен (не согласен) с тем, что если....

Полагаю, что, для того чтобы....

Работа с предложенными схемами.

Форма работы: в парах

- Мы расставляли знаки препинания, строили сложноподчиненные предложения по предложенному началу, а теперь давайте попробуем, работая в парах, построить предложения по схемам (Схемы выведены на экране).

1. [ глаг. ], (что, (когда…), ….).

2. [ глаг. ], (что (если…), то….).

3. [ глаг. ], (что, (хотя…), ….).

7. Выполнение заданий а-25 с помощью тренажера. Учитель вызывает к доске по одному ученику для выполнения и объяснения упражнений.

8. Выполнение теста (тренажер).

Учебный тренажёр и проверочный тест

А25.Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Инструкция по работе с учебным тренажёром

  1. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный.

2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс».

3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус».

4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу.

1.В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Хорошо(1) тому(2) кто ненастные дни сидит под кровлей дама(3)у которого (4)есть теплый уголок.

1,2 1,2,3

2,3 3,4

  1. Я мучил себя(4) тем(1) что (2)если бы со мной случилось несчастье(3) мама бы не перенесла.

4,1,2,3 1,2,3

1,2 3,2

  1. Дрессировщик был настойчив(1) и(2) хотя(3) львы имели дурной нрав (4)но все-таки подчинились.

1,2,3 2,3

1,4 2,4

  1. Таня говорит(1) что (2) хотя (3) мы этого не видим(4) но трава по ночам растет.

1,2,3,4 1,2,4

1,4 2,3

  1. Казаки сообщили(1) что (2) хотя (3) они видели мало следов(4) но стали проситься на охоту.

1,3,4 1,4

2,4 3,2

  1. Между тем(1) Николай Петрович(2) тоже проснулся (3)и отправился к Аркадию(4) которого застал одетым.

1,2 1,3

  1. 4

  1. Отец мой говорил мне(1) что он не видывал таких хлебов (2) и (3) что нынешний год (4) урожай отличный.

2,3 1

  1. 2,4

  1. Держу пари(1) что (2) если (4)вы передадите это герцогу(3) то он останется здесь еще натри дня.

2,4 4,3

1,3 4,1

Ребята проверяют работы с помощью взаимопроверки(ответы на экране). Анализируют свои работы (фронтальный опрос)

9. Рефлексия.

Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

10.Заключительное слово

Ребята, мы сегодня плодотворно с вами поработали, а закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться ». Я думаю, что сегодняшний наш урок не прошел для вас даром, а все результаты знаний , полученных сегодня, мы увидим при выполнении ЕГЭ.

11.Домашнее задание: Выписать из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» 5 СПП с различными видами придаточных. Обозначить схемы предложений.


© 2010-2022