Конспект урока по русскому языку по теме Словообразование имен прилагательных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Словообразование имен прилагательных

Оформление записей в тетради: число, классная работа.

Терминологический диктант+карточки

Морфема, приставка, корень, суффикс, основа, словообразование.

(1 ученик - у доски, остальные - в тетради; параллельно 3 ученика работают на карточках)

Карточка.

Найти имена прилагательные в тексте и выделить их как члены предложения.

Осина дает осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у нее чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костер. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях.

- Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)

-Сформулируйте тему нашего урока. (Словообразование имен прилагательных)

- А для чего нам необходимо знать, как образовано прилагательное? (Для правильного написания)

- Цель нашего урока: понять, как могут быть образованы прилагательные, и научиться находить морфемы в словах

- С помощью каких морфем образуются новые слова в языке?

- А какую информацию о слове нам дает такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)

- А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)

Работа по учебнику.

Рассмотрим схемы словообразования прилагательных на стр. 91. (Ответы учащихся)

- Те, кто работал по карточкам, давайте вернемся к тексту и найдем имена прилагательные, образованные одним из способов.

(нарядный, пурпурный, лимонный, великолепный, лесных)

- Эти слова построены по одной словообразовательной модели? По какой?

-Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространенный.


Приставочный способ образования менее распространен. Чаще всего употребляются следующие приставки для образования прилагательных от прилагательных:

1) не-, небез-: негромкий, необычный;

2) пре-: предобрый;

3) без- (бес-): безголосый, безусый, бесхвостый;

4) сверх-: сверхзвуковой, сверхскоростной.

- Какой же следующий способ образования прилагательных? (Приставочно- суффиксальный). Каким образом образуются новые прилагательные в нем?

- И чтобы немного отдохнуть и закрепить свои знания о способах словообразования давайте проведем небольшую физ. Минутку.

Я вам буду называть слова, вы должны будете определить часть речи и если это прилагательное, то определить способ словообразования из тех 3, которые мы свами уже разобрали.

Если это не имя прилагательное, то вы стоите неподвижно.

Если это прилагательное и оно образовано

- суффиксальным способом, то вы хлопаете в ладоши один раз

- приставочным способом, то присаживаетесь на корточки

- приставочно-суффиксальным, то хлопаете и присаживаетесь одновременно

Безработный, выключатель, бессмысленный, выключатель, нехороший, высказать, безграмотный, переводной, подставить, по-старому, соавтор, собеседование, заморский, содействовать, наручные, хлебобулочное.

- Спасибо, присаживайтесь. К какому способу словообразования относится последнее прилагательное? Посмотрите в учебнике.

Правильно, сложение с соединительной гласной.

И последний способ словообразования....сложение с соединительной гласной с одновременным присоединением суффикса.

Работа по рядам (по карточкам)

Проведите морфемный анализ прилагательных и определите способ их словообразования.

1 карточка Зазеркалье, осенний, неясная, взрывоопасная, волшебный, вода

2 карточка Грибная, безопасный, бледнолицый, несчастная, бесконечный, море

3 карточка Трудный, немецко-русский (словарь), некрасивый, непоседливый, черно- белый, нос

Давайте теперь подведем с вами итог.

- о словообразовании какой части речи мы говорили с вами на сегодняшнем уроке?

- какие способы словообразования мы с вами вспомнили?

- какой из способов словообразования наиболее распространен?

Домашнее задание

Составить тест по теме «Словообразование имен прилагательных» из 5 вопросов, к каждому должно быть 4 варианта ответа, один из которых правильный.



© 2010-2022