Урок русского языка в 5 классе по теме «Слово. Лексическое значение слова, его отличие от грамматического. »

Урок русского языка в 5 классе по теме «Слово. Лексическое значение слова, его отличие от грамматического». Тип урока: ознакомление с новым материалом.Урок-игра начинается с актуализации знаний по изученному раннее материалу по фонетике и синтаксису.На протяжение всего урока ребята работают активно, так как игровая форма урока позволяет активизировать умственные способности учащихся и способствует лучшему усвоению нового материала.Надеюсь, что мой урок поможет учителям разнообразить свою педагог...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Головчанская Ольга НиколаевнаУрок русского языка в 5 классе по теме «Слово. Лексическое значение слова, его отличие от грамматического.»

Учитель 1 категории

Писаревская средняя школа

Северо - Казахстанская область

Район Магжана Жумабаева

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Слово. Лексическое значение слова, его отличие от грамматического.

Цель: Формирование навыка различия лексического и грамматического значений слова.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Методы обучения: словесный, практический.

Форма урока: игра.

Оборудование: Презентация (компьютер), учебник, рабочие тетради

Ход урока:

1.Организационный момент. Психологический настрой

Наш веселый школьный звонок пригласил нас всех на урок.

Доброй улыбкой всем улыбнитесь!

Много сегодня работы у нас, всем я желаю успехов сейчас!

2.Этап всесторонней проверки.

Итак, мы с вами продолжаем путешествие на космическом корабле «Грамотей». Первая остановка на планете «Фонетика»: мы должны пройти таможенный контроль, а точнее «профонетиться». По -моему, что-то знакомое есть в этом слове для нас, кто живет на планете «Фонетика»? (звуки и буквы)

(Слайд) Первое задание в бортовом журнале: посчитайте сколько звуков и букв в словах: яма, поёт, вьюга, дрожжи. Почему они отличаются по своему составу?

Летим дальше, но для начала мы должны сделать разгон на синтаксической дорожке, на которой написано предложение:

Солнце ярко светило с безоблачного неба. ( командир корабля работает у доски, члены экипажа на местах).

(Слайд) Люки закрылись и корабль взмыл вверх. Впереди огромный, сияющий космос и в нем очень много звезд, как слов в языке. А что такое слово? ( ответы учеников)

3. Усвоение новых знаний.

(Слайд) Наконец, мы прибываем на планету «Лексика». Как вы думаете, кто живет на этой планете?(слова)

Посмотрите запись №3 в вашем бортовом журнале( Прочитайте определение и задайте вопрос друг другу «что изучает лексика?»)

Поэтическая минутка упр.269 «На доброе слово не надо скупиться.

Сказать это слово- что дать напиться.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

(Слайд) Упр. 270 (устно) Толковые словари (презентация)

Выступления учеников Упр. 273. 274.(заранее подготовленный ученик дом.зад)

А теперь нам предстоит выполнить научные исследования на планете «Лексика»: найти у слова лексическое и грамматическое значения:

Выполняем задание №4.Прочтите определения на стр. 109 учебника.

(Слайд) Узнайте слово по его описанию:

1.Он большой, как мяч футбольный, если спелый- все довольны,

Так приятен он на вкус, называется -………………..

2.На ветке не птичка- зверек- невеличка,

Мех теплый, как грелка, кто же это-……………

Какое значение мы определили у слов? (лексическое)

Что такое лексическое значение? (лексическое значение-это то, что слово обозначает). А теперь нам надо решить кроссворд: по лексическому значению слова впишите слова в пустые клетки и определите их грамматическое значение.

1

с

т

а

я

2

с

т

о

г

3

м

о

с

т

4

н

а

с

т

5

л

е

т

о

(Слайд) 1.Группа птиц.(ж.р.ед.ч)

2. Большая высокая копна сена. (м.р.ед.ч.)

3. Средство переправы через речку. (м.р. ед.ч)

4 Толстая корка на снегу. (м.р.ед.ч)

5. Время года перед осенью. ( ср.р.ед.ч.)

Физминутка. Задание №5 Упр. 271 (по группам)

Этимологическая минутка. Определение ЛЗ слова. Как вы думаете ,как должна выглядеть собачка по кличке Жучка? (черной и маленькой, как жук).

В узбекском языке есть слово «куру», что означает «сохнуть». Какое существительное , образованное от него, заимствовано из узбекского языка есть в русском языке и как оно произносится? (курага)

4. Подведение итогов. Что нового мы узнали сегодня на уроке? Понравилось ли вам наше путешествие? Оно продолжится на следующих уроках по теме «Лексика».

А сейчас давайте составим синквейн о слове. Слова бывают какими? Что они делают? Что такое слово?

Разные, удивительные, меткие,

Разъясняют, поясняют.

Слово- удивительная вещь.

Оценивание

Д/з упр. 277, стр. 108-111


© 2010-2022