Рабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса специальное (коррекционное) обучение VIII вид

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 1 г. Слюдянки Иркутской области




«Утверждено»

Директор МБОУ ООШ №1

__________

Ф.И.О.

Приказ № _____ от

«_____» _______________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ ООШ№1

__________

Ф.И.О.

«_____» _______________ 2013 г.









Рабочая программа

по чтению и развитию речи

для 6 класса

специальное (коррекционное) обучение VIII вид


Учитель Белоусова Кристина Андреевна


Рабочая программа составлена на основе

Программы для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством науки и образования РФ, Сборник1, М.: ВЛАДОС, 2011г.




Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.

Руководитель МО КРО ________ ______________

подпись




2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно - правовая база преподаваемого предмета

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7);

  2. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29. 12. 2001 г.;

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  4. Учебного плана МБОУ ООШ №1 на 2013 - 2014 учебный год;

  5. Распоряжения Министерства образования Иркутской области «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» №920-мр от 12. 08. 11 г.

  6. Письма Минобразования РФ от 03. 04. 2003 г. №27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».

При работе с детьми, имеющими недостатки в интеллектуальном развитии, в 6 классе осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

На уроках чтения продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала; учатся отвечать на поставленные вопросы: полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

На изучение предмета «Чтение и развитие речи» в 6 классе отводится 137 часов (4 часа в неделю).

Программа

Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи в 6 специальном (коррекционном) классе разработано на основе Программы для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством науки и образования РФ, Сборник1, М.:ВЛАДОС, 2011г.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Содержание учебной программы

Понимание прочитанного. Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи между отдельными частями текста, слов и выражений с иллюстрацией. Подведение учащихся к выводам по прочитанному тексту, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление словесного и картинного плана; рисование словарных картин.

Техника чтения. Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Предварительный разбор незнакомых или малознакомых слов.

Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение про себя простых по содержанию текстов.

Развитие устной речи. Пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, имеющимся в книге для чтения. Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

Внеклассное чтение. Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой. Чтение дополнительной литературы по заданию учителя. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, разбор и объяснение иллюстраций.

Примерная тематика. Произведения об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах, о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей, о Родине. Рассказы, сказки, стихотворения.

Цель уроков чтения:

направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, коррекция и развитие речемыслительных способностей детей и их нравственных позиций поведения.

В процессе чтения и развития речи решаются следующие задачи:

  • воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;

  • совершенствование навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;

  • расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;

  • формирование положительных личностных качеств учеников;

  • развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных

операций, познавательной деятельности в целом;

  • формирование элементов самостоятельной читательской активности.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

• читать вслух доступные тексты осознанно, правильно, выразительно, с переходом на

беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях - целым словом;

• читать «про себя», выполняя различные задания к проанализированному тексту;

• делить текст на части под руководством учителя;

• пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;

• определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;

• выделять незнакомые слова в тексте (с помощью учителя);

• выучить наизусть 4-7 стихотворений;

• читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.

Внеклассное чтение в специальном (коррекционном) классе носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.

Изменения, внесенные в программу:

Изменения отсутствуют.

Перечень учебно - методических средств обучения:

  1. И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. Чтение. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.:Просвещение, 2013;

  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников: Кн. для учителя .-М.: «БУК-МАСТЕР», 1993;

  3. Жукова О. П. Простые и увлекательные упражнения по чтению. М.: Астрель, 2010;

  4. Афанасова А.Г. Игротека письма и чтения. Методическое пособие для педагогов и родителей. - Москва, 2000;

  5. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения. - М.: Просвещение, 1986;

  6. Малер А. Р. Понимание и устное изложение литературных текстов глубоко умственно отсталыми детьми. Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. - М., 1976;






























Календарно - тематическое планирование


№ п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения



Примечание


I четверть


Знакомство с учебником.

По В. Пескову «Отечество»

1

02.09.


Н. Ножкин «Россия»

1

03.09.


М. Пришвин «Моя Родина»

1

05.09.


В. Бианки «Сентябрь»

1

06.09.


И. Бунин «Лес, точно терем расписной…»

1

09.09.


Ю. Качаев «Грабитель»

1

10.09.


Б. Житков «Белый домик» 1ч.

1

12.09.


Б. Житков «Белый домик» 2ч.

1

13.09.


А. Белорусец «Звонкие ключи» 1ч.

1

16.09.


А. Белорусец «Звонкие ключи» 2ч.

1

17.09.


А. Белорусец «Звонкие ключи» 3ч.

2

19.09.


А. Белорусец «Звонкие ключи» 3ч.


20.09.


К. Паустовский «Заячьи лапы» 1ч.

1

23.09.


К. Паустовский «Заячьи лапы» 2ч.

1

24.09.


К. Паустовский «Заячьи лапы» 3ч.

1

26.09.


Внеклассное чтение по теме «Есть в осени первоначальной…»

1

27.09.


И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще»

1

01.10.


Е. Носов «Хитрюга» 1 ч.

2

03.10.


Е. Носов «Хитрюга» 1 ч.


04.10.


Е. Носов «Хитрюга» 2 ч.

2

07.10.


Е. Носов «Хитрюга» 2 ч.


08.10.


В. Бианки «Октябрь»

1

10.10.


С. Михалков «Будь человеком»

1

11.10.


Б. Заходер «Петя мечтает»

1

14.10.


По Д. Биссету «Слон и муравей»

1

15.10.


По Д. Биссету «Кузнечик Денди»

1

17.10.


Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой»

1

18.10.


Дж. Родари «Пуговкин домик» 1 ч.

2

21.10.


Дж. Родари «Пуговкин домик» 1 ч.


22.10.


Дж. Родари «Пуговкин домик» 2 ч.

2

24.10.


Дж. Родари «Пуговкин домик» 2 ч.


25.10.


Внеклассное чтение по сказкам народов мира

1

28.10.


«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины)

1

29.10.


Ф. Глинка «Москва»

1

31.10.


В. Бианки «Ноябрь»

1

01.11.



II четверть


По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря»

1

11.11.


По С. Алексееву «На берегу Невы»

1

12.11.


По С. Алексееву Рассказы о русском подвиге «Медаль»

1

14.11.


По С. Алексееву Рассказы о русском подвиге «Гришенька»

1

15.11.


По Е. Холмогоровой Великодушный русский воин «Серебряный лебедь»

1

18.11.


По Е. Холмогоровой Великодушный русский воин «Боевое крещение»

1

19.11.


По Е. Холмогоровой Великодушный русский воин «День рождения Наполеона»

1

21.11.


По Е. Холмогоровой Великодушный русский воин «В дни спокойные»

1

22.11


Внеклассное чтение по теме «Подвиг героев не померкнет в веках»

1

25.11.


По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи»

2

26.11.


По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи»


28.11.


Е. Пермяк «Тайна цены»

2

29.11.


Е. Пермяк «Тайна цены»


02.12.


«Здравствуйте» Перевод с польского Д. Гальпериной

1

03.12.


В. Бианки «Декабрь»

1

05.12.


Е. Благинина «Новогодние загадки»

А. Никитин «Встреча зимы»

1

06.12.


А. Дорохов «Тёплый снег»

1

09.12.


А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»

1

10.12.


Д. Хармс «Пушкин»

2

12.12.


Д. Хармс «Пушкин»


13.12.


Внеклассное чтение по произведению А. Гайдара «Тимур и его команда»

1

16.12.


В. Бианки «Январь»

1

17.12.


Х.-К. Андерсен «Ель» 1 ч.

3

19.12.


Х.-К. Андерсен «Ель» 1 ч.


20.12.


Х.-К. Андерсен «Ель» 1 ч.


23.12.


Х.-К. Андерсен «Ель» 2 ч.

2

24.12.


Х.-К. Андерсен «Ель» 2 ч.


26.12.


А. Чехов «Ванька»

2

27.12.


А. Чехов «Ванька»


30.12.



III четверть


Внеклассное чтение по творчеству Н. Носова

1

13.01.


И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…»

1

14.01.


И. Суриков «Белый снег пушистый…»

1

16.01.


Внеклассное чтение по творчеству А. С. Пушкина

1

17.01.


М. Зощенко Лёля и Минька «Елка»

2

20.01.


М. Зощенко Лёля и Минька «Елка»


21.01.


Ю. Рытхэу «Пурга»

2

23.01.


Ю. Рытхэу «Пурга»


24.01.


Ю. Дмитириев «Таинственный ночной гость»

1

27.01.


В. Бианки «Февраль»

1

28.01.


Внеклассное чтение по теме «Зима в творчестве писателей»

1

30.01.


С. Маршак «Двенадцать месяцев» (действие первое)

2

31.01.


С. Маршак «Двенадцать месяцев» (действие первое)


03.02.


С. Маршак «Двенадцать месяцев» (действие второе)

3

04.02.


С. Маршак «Двенадцать месяцев» (действие второе)


06.02.


С. Маршак «Двенадцать месяцев» (действие второе)


07.02.


Обобщающий урок по сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев»

1

10.02.


Внеклассное чтение по теме «Зима в творчестве поэтов»

1

11.02.


Х.-К. Андерсен «Снежная королева» 1-2 ч.

1

13.02.


Х.-К. Андерсен «Снежная королева» 3-4 ч.

1

14.02.


Х.-К. Андерсен «Снежная королева» 5 ч.

1

17.02.


Х.-К. Андерсен «Снежная королева» 6 ч.

1

18.02.


Х.-К. Андерсен «Снежная королева» 7 ч.

1

20.02.


Х.-К. Андерсен «Снежная королева» 8 ч.

1

21.02.


Обобщающий урок по сказке Х.-К. Андерсена «Снежная королева»

1

24.02.


Внеклассное чтение по творчеству П. П.Бажова

1

25.02.


С. Смирнов «Первые приметы»

1

27.02.


В. Бианки «Март»

1

28.02.


По В. Пескову «Весна идёт»

1

03.03.


Устное сочинение по картине К. Юона «Мартовское солнце»

1

04.03.


Внеклассное чтение по теме «Весна в творчестве поэтов и писателей»

1

06.03.


М. Пришвин «Жаркий час»

1

07.03.


Г. Скребицкий «Весенняя песня» 1 ч.

1

10.03.


Г. Скребицкий «Весенняя песня» 2 ч.

1

11.03.


В. Жуковский «Жаворонок»

1

13.03.


А. Толстой «Детство Никиты»

1

14.03.


А. Твардовский «Как после мартовских метелей…»

1

17.03.


А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой…»

1

18.03.


Внеклассное чтение по рассказу В. П. Астафьева «Белогрудка»

1

20.03.


В. Бианки «Апрель»

1

21.03.



IV четверть


К. Паустовский «Стальное колечко» 1 ч.

1

31.03.


К. Паустовский «Стальное колечко» 2 ч.

1

01.04.


К. Паустовский «Стальное колечко» 3 ч.

1

03.04.


Обобщающий урок по сказке К. Паустовского «Стальное колечко»

1

04.04.


По В. Астафьеву «Злодейка»

1

07.04.


По Е. Барониной «Рассказы про зверей» 1 ч.

1

08.04.


По Е. Барониной «Рассказы про зверей» 2 ч.

1

10.04.


Внеклассное чтение по теме «Животные наши друзья»

1

11.04.


В. Драгунский «Кот в сапогах»

2

14.04.


В. Драгунский «Кот в сапогах»


15.04.


Д. Хармс «Заяц и Ёж»

1

17.04.


И. Крылов «Зеркало и обезьяна»

1

18.04.


Внеклассное чтение по творчеству В. Бианки

1

21.04.


По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави» 1 ч.

1

22.04.


По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави» 2 ч.

1

24.04.


По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави» 3 ч.

1

25.04.


По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави» 4 ч.

1

28.04.


По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави» 5 ч.

1

29.04.


По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави» 6 ч.

1

02.05.


Обобщающий урок по произведению Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави»

1

05.05.


В. Набоков «Дождь пролетел»

1

06.05.


В.Бианки «Май»

1

08.05.


М. Дудин «Наши песни спетые на войне»

1

12.05.


В. Медведев «Звездолёт «Брунька»

3

13.05.


В. Медведев Звездолёт «Брунька»


15.05.


В. Медведев Звездолёт «Брунька»


16.05.


По В. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками» 1 ч.

1

19.05.


По В. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками» 2-3 ч.

1

20.05.


По В. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками» 4 ч.

1

22.05.


По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 1 ч.

2

23.05.


По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 1 ч.


26.05.


В. Астафьев «Зорькина песня»

1

27.05.


Н. Рыленков «Нынче ветер как мальчишка весел…»

1

29.05.






© 2010-2022