Урок по русскому языку «ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ»

Русский язык ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ Тема: Восклицательные и невосклицательные предложения  – Формирование умений характеризовать предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные), различать классификационные признаки – по цели высказывания и по интонации, определять вид предложения по разным основаниям (по цели и по интонации).  – Развитие умений устной речи – правильного интонирования предложений, умений с помощью интонации выражать разные чувства. П – повышенный уровень М – максимальный уровень
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ

ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ

Тема: Восклицательные и невосклицательные предложения

- Формирование умений характеризовать предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные), различать классификационные признаки - по цели высказывания и по интонации, определять вид предложения по разным основаниям (по цели и по интонации).

- Развитие умений устной речи - правильного интонирования предложений, умений с помощью интонации выражать разные чувства.

П - повышенный уровень

М - максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.



- Откройте тетрадь.

- Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

- Напишите «Классная работа».

3 4

Словарная работа.

1. Запись на доске и в тетрадях слов: Неделя, дельфин, тоска, тоскует

2. Беседа.

- Как вы понимаете сочетание слов цель высказывания? Как можно сказать по-другому? (Зачем я это сказал, с какой целью?)

- Определите, каким по цели высказывания будет предложение, если

• я хочу о чём-то сообщить;

• я хочу о чём-то спросить;

• я хочу призвать кого-то совершить действие.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

II. Формулирование проблемы.

1 3 3

- Оставьте место для темы урока, её сформулируете самостоятельно после своих наблюдений.

III. Открытие новых знаний.

3 4

Упр. 396. Проводятся наблюдения на примере повествовательного предложения.

- Почему мы хотим подчеркнуть голосом какие-то слова в предложении? (Они являются самыми важными.)

- Сделайте общий вывод: как можно подчеркнуть разный смысл в предложении? (Выделяя голосом наиболее важные слова.)

- Как же называется такое выделение слова в предложении? Ответ найдёте в тексте в рамке после упр. 396.

2. Чтение определения в рамке на с.141.

Ответы на вопросы после вывода.

- Прочитайте вопросительное и повествовательное предложения из упр. 396 с обычной интонацией, которой предопределён смысл этих предложений.

- Как меняется эта интонация? (В вопросительном предложении интонация повышается к середине (либо на вопросительном слове), в повествовательном предложении интонация понижается к концу.)

(Логическое ударение.)

1. Наблюдение над предложениями, различными по интонации.

Упр. 398. Выводы учеников после рассматривания рисунков: первое и третье предложения - повествовательное и побудительное по цели высказывания, но в конце каждого предложения стоит восклицательный знак. Это означает, что они произносятся с восклицательной интонацией. А вопросительное предложение по интонации невосклицательное. (Учитель показывает образец произношения.)

- Сделайте вывод: какими могут быть предложения по цели высказывания и интонации? Каждое предложение по цели высказывания может произноситься с особой - восклицательной интонацией.

2. Работа с определением в рамке (с. 143).

1. Чтение про себя и вслух.

2. Ответы на вопросы:

- Какие бывают виды предложений по цели высказывания?

- Какими могут быть предложения по интонации?

- Расскажите о знаках препинания в конце предложений.

3. Задание № 1, тема 11 в рабочей тетради. Назовите ответ. Свой выбор объясните.

- По какому признаку предложения могут быть восклицательными?

4. - Назовите ключевые слова урока. (Предложения, интонация, восклицательные, невосклицательные.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую

работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Развитие умений.

3 4 6 1 3

Работа в учебнике.

1. Упр. 399.

Дети читают предложения про себя, определяют цель высказывания и интонацию с помощью знака в конце предложения, а затем тренируются в чтении предложений. Предложения записываются по образцу.

2. Упр. 400.

Выполняется по заданию самостоятельно. Взаимопроверка.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить задание?

- Ты сделал всё правильно или были недочёты?

- Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

- Какой был уровень задания?

- Какие умения формировались при выполнении этого задания?

- Какую отметку ты бы себе поставил?

- Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

3. Работа под руководством учителя.

Упр. 401.

- Прочитайте предложения. Чем они необычны?

- Что означают эти знаки препинания?

- Какие чувства переданы с помощью знаков препинания в каждом предложении? «Расшифруем» их и определим, какие это предложения по цели высказывания и по интонации:

1) вопросительное, восклицательное (интонация удивления);

2) повествовательное, восклицательное (интонация радости, восторга);

3) вопросительное, невосклицательное (интонация сомнения, недоумения);

4) повествовательное, невосклицательное (интонация разочарования, грусти).

- Какова роль знаков препинания в письменной речи? (Они помогают пишущему выразить мысли и чувства, а читающему - понять эти мысли и чувства.)

- Рассмотрите рисунок и прочитайте предложение так, чтобы выразить чувства и мысли обоих спортсменов.

4. Упр. 402. Ученики сначала работают самостоятельно простым карандашом, затем говорят о выбранных знаках препинания, обосновывают свой ответ и читают с соответствующей интонацией.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить задание?

- Ты сделал всё правильно или были недочёты?

- Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

- Какой был уровень задания?

- Какие умения формировались при выполнении этого задания?

- Какую отметку ты бы себе поставил?

- Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии

с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению

и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Итог урока.

4 4

Изобразите символами ключевые слова урока. (Интонация, восклицательные, невосклицательные.)

Урок по русскому языку «ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ»

Урок по русскому языку «ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ»Урок по русскому языку «ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ»!

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Кто сегодня получил отметку в дневник?

- За что?


VI. Домашнее задание.

1. Упр. 3, с. 156, составить схему-опору текста в рамке (с. 143).

2. Задание № 2, тема 11 в рабочей тетради.




© 2010-2022