Некоторые аспекты подготовки студентов к ЕГЭ по русскому языку

Опыт работы со студентами Политехнического колледжа показывает, что задания, связанные с культурой речи, многие из которых включены в ЕГЭ по русскому языку, наиболее трудны для выпускников.  Почему? Да потому прежде всего, что в школьную программу раздел «Культура речи» не включен вообще.  Во-вторых, школьники, окончив 9 классов, в большинстве своем приходят учиться в колледж, к сожалению, с нулевыми знаниями по всем разделам учебной дисциплины «Русский язык». Задания же тестов ЕГЭ проверяют зна...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДНекоторые аспекты подготовки студентов к ЕГЭ по русскому языкуепартамент образования города Москвы

Государственное Образовательное Учреждение

среднего профессионального образования

Политехнический колледж № 8

имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова

(ГОУ СПО ПК №8 им. И.Ф. Павлова)

_______________________________________________________________

Отделение «Савеловское»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


тема:

Некоторые аспекты подготовки студентов к ЕГЭ по русскому языку ( выполнение заданий по культуре речи)






Автор: преподаватель Короткова С.Р.


Москва, 2011 год

План.

I. Научно-методическое обоснование выбранной темы.

II. Описание личного опыта работы.

III. Анализ результатов своей работы.

IV. Список использованной литературы.










Научно-методическое обоснование выбранной темы, постановка проблемы.

Ни для кого не секрет, что владение речью является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Наши дети нередко терпят неудачи в учебе, общении и, в конечном итоге, в жизни вовсе не потому, что они глупы, бездарны, а оттого, что ни школа, ни родители не позаботились о должном развитии их речи.

Опыт работы со студентами Политехнического колледжа показывает, что задания, связанные с культурой речи, многие из которых включены в ЕГЭ по русскому языку, наиболее трудны для выпускников. Почему? Да потому прежде всего, что в школьную программу раздел «Культура речи» не включен вообще. Во-вторых, школьники, окончив 9 классов, в большинстве своем приходят учиться в колледж, к сожалению, с нулевыми знаниями по всем разделам учебной дисциплины «Русский язык». Задания же тестов ЕГЭ проверяют знание орфоэпических норм и норм постановки ударения, знание морфологических норм, синтаксических норм, в частности норм употребления в предложении деепричастного и причастного оборотов, знание лексических норм (в частности норм употребления паронимов, умение определять лексическое значение слова).

В связи с вышеизложенным Рабочая программа «Русский язык и культура речи» ориентирует студентов на усвоение основных понятий языкознания, толкование лингвистических терминов, на работу со словарями различного типа, умение классифицировать речевые ошибки и устранять их.






Описание личного опыта работы с элементами анализа результатов.

Задания по культуре речи связаны прежде всего с основными нормами русского языка:

- орфоэпическими (нормами произношения)

- акцентологическими (нормами постановки ударения)

- лексическими (норами словоупотребления)

-стилистическими (нормами употребления стилистически отмеченных единиц языка)

-морфологическими (нормами образования грамматических форм)

-синтаксическими (нормами построения словосочетаний и предложений).

Вот несколько аспектов моей работы.

Например, урок №4. Тема «Слово и его лексическое значение».

Задания, связанные с темой этого урока, занимают значительное место в тестах ЕГЭ. Трудность выполнения этих заданий заключается прежде всего в том, что в русском языке существует достаточное количество слов, значение которых может быть неизвестно выпускникам колледжа. Поэтому я включаю в задания для них слова, часто встречающиеся в тестах.

Можно пойти традиционным путем: раздать студентам карточки со словами, смысловое значение которых надо отыскать в толковых словарях. Я же, работая над проблемой «Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка и культуры речи», делаю это следующим образом: готовлю в качестве раздаточного материала карточки со словами-терминами и предлагаю в перечне лексических толкований выбрать к каждому из них нужное.

АНШЛАГ

совещание врачей для обсуждения состояния больного, уточнения диагноза

АБОНЕМЕНТ

человек, верящий в предопределение, в судьбу

АНОНС

самосознание

АФЕРА

объявление о предстоящих спектаклях, гастролях, концертах

ДЕФИС

неуспех, неудача, провал

КОНСИЛИУМ

жульническое предприятие, мошенничество, сомнительная сделка

МЕНТАЛИТЕТ

отличающийся невнятным произношением, расстройством речи

КОСНОЯЗЫЧНЫЙ

право пользования чем-либо на определенный срок, а также документ, утверждающий это право

ФАТАЛИСТ

короткая черточка, служащая для написания сложных слов

ФИАСКО

объявление в театре, в цирке о том, что все билеты на предстоящее представление проданы

Подобные задания можно проводить не только на уроке по этой теме, но включать и в уроки других тем по культуре речи: они экономичны по времени и проходят при большой активности студентов. Однако необходимо помнить, что научить студентов избегать лексических ошибок можно только в том случае, если уроки будут побуждать их постоянно работать над расширением своего словарного запаса, читать хорошую литературу, публицистику, интересоваться встречающимися в их жизни незнакомыми словами, уточнять их значение в словарях. Тогда они будут стремиться к точному словоупотреблению, к верной лексической сочетаемости, будут чувствовать богатство ассоциативной связи слова в системе языка.

В тестах по русскому языку предлагается особое задание, связанное с постановкой ударения (акцентологические нормы). Подготовку к такому типу заданий провожу главным образом на уроке № 11-12 «Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов».

Заинтересованная в эффективности изучения этой темы, получения высокой результативности и отдачи от студентов, составляю задания в форме «Пролога» из телепередачи «Умницы и умники».

Группа делится на три команды (по рядам), каждая из которых выбирает своего «умника» или «умницу». Остальные - болельщики. Членов жюри назначает сам преподаватель.

Первое задание: в предложенных на карточке словах расставить ударение. (Кто быстрее? Кто правильнее?)

Образец карточки:

Дефис, звонит, начать, исчерпать, газопровод, залила, партер, каучук, мышление, вероисповедание, тортов, каталог, договор, эпиграф, эпилог.

2 задание: составить в течение 10 минут связный текст по теме: «Почему нам необходима культура речи?»

(по плану: - вступление

-тезис

- три аргумента

-заключение).

В это время остальные ребята выполняют задание по карточкам:

Поставьте ударение в словах, подчеркните те, в которых допустима постановка ударения, принятая в профессиональной речи:

Компас, квартал, рапорт, астроном, катастрофа, коклюш, эпилепсия, рефлексия, каталог, искра, шприцы, камбала, пиццерия, языковый.

Недочеты в результатах работы выбранных знатоков русского языка обнаруживают и исправляют болельщики «противников».

Нетрадиционно построенный урок по выше указанной теме дает хорошие результаты, развивает активность мыслительной деятельности, будит их воображение, интерес к предмету, к речи своей и окружающих.

Выбор синтаксических единиц, соответствующих конкретным целям речевого общения, всегда связан с поиском оптимального варианта. Причем этот оптимальный вариант должен удовлетворять требованиям не только нужного смысла, но и нужного эмоционального звучания. И эта чисто эмоциональная сторона высказывания очень часто создается средствами синтаксиса. Считаю, что очень продуктивно проходит урок № 56 «Выразительные возможности русского синтаксиса», на котором анализируется «готовый» текст из художественной литературы (это своего рода исследовательская деятельность). Предлагаю студентам два очень интересных образца речи из книги В. Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (Русская классика. 20 век) и из книги Б. Акунина «Внеклассное чтение». Предварительно сообщаю краткие сведения об этих художниках слова.

ТЕКСТ № 1

После песен Дунаевского передали последние известия, а следом за ним сообщение ТАСС.

"Может, насчет билизации", - подумал Чонкин, которому слово "демобилизация" или даже "мобилизация" произнести было не под силу, хотя бы и мысленно. Говорили совсем о другом.

- Германия, - отчетливо выговаривал диктор, - так же неуклонно соблюдает условия советско-германского пакта о ненападении, как и Советский Союз, ввиду чего, по мнению советских кругов, слухи о намерениях Германии порвать пакт и предпринять нападение на Советский Союз лишены всякой почвы...

"Почва, - подумал Чонкин, - смотря какая. Если, к примеру, суглинок, так это гроб, а если сухая с песком, для картошки лучше не надо. Хотя тоже не сравнить с черноземом. И для хлеба хорош, и для всего..."

Подумал он о хлебе, и сразу засосало под ложечкой.

ТЕКСТ № 2

После этого он поглядел на народ, подмигнул летчику и, оставшись доволен произведенным впечатлением, продолжал дальше:

- Эроплан, Нюрка, от твоей трубы прошел вот на вершок максима. А минима и того менее. А если б он твою трубу зачепил, так мы бы тебя завтра уже обмывали, да. Я бы не пошел, а Колька Курзов пошел бы. Он до женского тела любопытный. Его прошлый год в Долгове в милиции три дня продержали за то, что он в женскую баню залез и под лавкой сидел, да.

Все засмеялись, хотя знали, что это неправда, что Плечевой это придумал сейчас. А когда перестали смеяться, Степан Луков спросил:

- Плечевой, а Плечевой, а ты когда увидал, что эроплан за трубу зачепится, испужался, ай нет?

Плечевой презрительно сморщился, хотел сплюнуть, да некуда было - всюду народ. Он проглотил слюну и сказал:

- А чего мне пужаться? Эроплан не мой, и труба не моя. Кабы моя была, может, спужался б.

ТЕКСТ № 3

На пятом этаже медная табличка - просто «Офис 13-а», и все. Открыла Собкору длинноногая красавица с фиолетовыми волосами и шальными зелеными глазами. Кожаные рейтузы в обтяжку, высоченные каблуки оранжевого цвета губы.

- Я не ошибся? - спросил Собкор. - Здесь находится фирма «Страна Советов»?

- Абсолютно, - ответила впечатляющая девица. - Зо вас?

Это по-немецки, не сразу догадался Собкор. Означает: «Ну и?» Не очень-то любезно.

- Я прочитал в рекламе, что здесь торгуют советами…А у меня как раз такая ситуация, что очень нужно посоветоваться… Нарочно так сказал. Если тут публичный дом, сразу зададут от «ворот поворот».

Но экзотическая красотка кивнула.

- Клиент? По рекламе? Антре.

Тоже еще полиглотка выискалась.

Разноцветная нимфа уселась за компьютер, из чего следовало, что она здесь трудится секретаршей. Собкор только головой покачал. Должно быть, к приходу наловых проверяльщиков эта Гелла смывает косметику и переодевается скромницей, а то на нее достаточно посмотреть - и сразу ясно, за какую работу ей платят зарплату и, можно быть уверенным, не маленькую.

- Логин? Пароль? - спросила фифа, щелкнув по клавиатуре, и Собкор снова забеспокоился - не вышло ли ошибки. Пароль? Здесь что, какой-то закрытый клуб?

Собкор попросил разрешения войти в кабинет офиса к начальнику.

- Абонент временно недоступен, - буркнула нахалка, отвернувшись от неинтересного клиента.

Истеричка. Ведет себя, будто здесь одна…

(Текст с сокращениями выбран из книги Бориса Акунина «Внеклассное чтение», часть I, стр. 10-13, М., «Олма-пресс», 2003 год)

После прочтения текстов знакомлю студентов с содержанием предшествовавших эпизодов книг. Ставлю перед обучающимися речевую задачу: из предложенного текста выбрать и записать ряд ключевых слов, не просто называющих одного и того же персонажа, а характеризующих его. Какими предстают перед нами герои? Что можно сказать о них? Докажите это? Какими средствами языка создается образ?

В результате совместной работы приходим к выводу, что стилистические возможности современного русского синтаксиса вполне ощутимы и достаточно широки. Наличие вариантов в способах выражения мысли и, следовательно, в синтаксической организации речи позволяет выработать целую систему синтаксических средств, приспособленных к функционированию в различных типах общения, в разных речевых ситуациях (в разных функциональных стилях речи). Это дает нам возможность узнать о каждом из этих литературных героев многое:

1. о времени, в которое они живут;

2. о роде их занятий;

3. об образовании;

4. о воспитании;

5. о культуре речи.

Студенты определяют тип и стиль речи отрывков, доказывают это, перечисляют средства художественной выразительности, использованные авторами. С большим интересом ребята находят отступления от норм литературного языка. Такой вид работы учит рассуждать, делать логические выводы, вызывает интерес к произведениям, желание прочитать их.

Урок не может вместить все то, что интересует студентов, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком и культурой речи. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов ребят и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеклассная работа. На внеклассных занятиях студенты выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться на грамотном русском языке. Большое значение в работе над совершенствованием речи студентов имеет проведение и внеклассных мероприятий по дисциплине «Русский язык и культура речи». Так, например, в дни юбилея Н.В. Гоголя с группой активистов мы разработали и провели литературный вечер, на котором зрители слушали художественное чтение отрывков из произведений писателя, смотрели сценки из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Студенты - «артисты» и все участники этого праздника учились постигать красоты языка Гоголя. Таким образом, внеклассные занятия расширяют лингвистический кругозор студентов и развивают их языковое чутье, воспитывают любовь и уважение к русскому народу и интерес к родному языку и литературе, прививают навыки самостоятельной работы с книгой, учат пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку и литературе.

Важное место в системе подготовки студентов к сдаче ЕГЭ по русскому языку отводится работе по редактированию всех сторон текста: содержание, структура, речевое оформление, грамотность. Это позволяет создать красивый, ясный текст, написанный по всем правилам русской лингвистики. Студенты получают тексты с заданием: найти различные ошибки, классифицировать их и исправить. Вот один из них:

ВОЛГА.

Матерью русских рек из давна называли люди Волгу. Из под сруба стариной часовеньки, близь деревеньки Волгино-Верховье, вытекает не приметный ручеек через который перекинут бревенчитый мостик.

Проделав путь, в три тысячи шести сот восьми десяти восьми километров Волга приходит к Каспийскому морю.

Какие только суда ни встречаются на Волге!

Тяжело проплывает огромная нефте-наливная баржа заеняющая собой много железно-дорожных цестерн. В след за ней тянуться, неспеша, широкие боркасы, с нивысокими бортами до верху нагружеными Камышенскими арбузами. Взгляните из дали с берега - точь в точь огромная блюда с плодами плывет по реке. А навстречу, движется длинная улица мощеная бревнами. Как пологается на улице, выровнялись будто по линейке игрушичные домики. Перед домиком, догорает костер, кипит чай в закопчоном котелке, колышится на бичовках вывешанное белье: и все это хозяйство медленно движется в низ по реке.

Не по-одиночке, а кораванами тянуться огромные плоты, насчитывающие до пятдесят тысячь бревен. Провести такую грамадину по своинравным поворотам в течение реки, большое исскуство.

На залитой июнским солнцем палубе, с камфортом располажились в камышевых креслах пассажиры трех-этажного теплохода, точно серебрянного от сонца. Не слышно разсекает он зеленовато серые волны реки. По-сравнению с этим пловучим дворцом, не казистым кажеться труженник буксир, толкающий спереди себя или ведущий за собою тяжело гружоные баржи.

Бегут скоросные поезда, несутся автомобили по трасам, необъятной Советской страны, но Волга по прежнему велечайшая магестраль нашей родины.


Таким образом, продумывая различные формы нетрадиционных заданий на занятиях со студентами, добиваюсь активизации их мыслительной деятельности. Стремление и умение самостоятельно познавать новое в процессе поисковой деятельности - один из путей повышения грамотности, качества знаний.






Список использованной литературы.

1. Б. Акунин «Внеклассное чтение», часть I, стр. 10-13, М., «Олма-пресс», 2003 год.

2. В. Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», Москва, изд-во «ЭКСМО», 2003год.

3. Б.Г. Меркин, Л.Г. Смирнова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. - М.: Русское слово, 2007 год.










Рецензия

на методическую разработку преподавателя ГОУ СПО ПК №8

имени И.Ф. Павлова Коротковой С.Р.


Данная методическая разработка по теме «Некоторые аспекты подготовки студентов к ЕГЭ по русскому языку (выполнение заданий по культуре речи)», составленная преподавателем русского языка и культуры речи Коротковой С.Р., представляет собой глубоко и всесторонне разработанное занятие, соответствующее требованиям Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовленности студентов по русскому языку и культуре речи по специальностям среднего профессионального образования.

Работа состоит из нескольких частей. Во введении автор убедительно приводит обоснование актуальности избранной темы методической разработки. Свою задачу автор этой методической разработки видит в том, чтобы, во-первых, на занятиях по русскому языку и культуре речи максимально охватить теоретический и практический материал, аналогичный тому, какой может быть включен в ЕГЭ, а во-вторых, выработать у студентов навык выполнения подобных заданий.

Особенно ценно в данном методическом труде, что теоретический языковой материал предъявляется студентам не в виде изолированных языковых примеров (слов, словосочетаний, предложений), а на материале извлечений из художественных произведений современных писателей. Это дает возможность преподавателю расширять знания студентов, связанные с изучением русской литературы 19-20 веков.

Значимыми в разработке урока являются и элементы занимательности, и задания творческого характера, активизирующие мыслительную деятельность студентов.

Автор работы учит студентов аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения в различных учебных ситуациях, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования выпускника.

«____»____________ 2011год

Преподаватель высшей категории

ГОУ СПО ПК №8 им. Павлова

Короткова Л.П. (___________________________________)

12

© 2010-2022