- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Учебно-тематическое планирование по литературе для 5 класса ( по УМК В. Я. Коровиной)
Учебно-тематическое планирование по литературе для 5 класса ( по УМК В. Я. Коровиной)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Павлова О.В. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
№
п/п
Наименование изучаемой темы
Основное содержание по теме
Характеристика основных видов деятельности 5 класс
(на уровне учебных действий)
Дата
Тема урока
тип урока
Кол-во часов
Элемент содержания:
Требования к результатам
(предметным и метапредметные)
Контрольно-оценочная деятельность
Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы
Д.З.
по плану
по факту
Учащийся научится
Учащийся сможет научиться
Вид
Форма
Тема 1. К читателям. Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним.
Всего 1 час.
Требования к метапредметным результатам:
-формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формировать «стартовую» мотивацию к обучению.
1
Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним.
Урок «открытия» нового знания.
1
Знакомство с учебником, история книги.
- пользоваться учебником,
- определять роль книги в жизни человека,
-находить в учебнике необходимые материалы для занятий.
- искать и выделять необходимую информацию
-составлять план прочитанного.
Текущий
УО
Литературоведческие словари. Презентация
Стр.5-6, в. 1-4
Тема 2. Устное народное творчество.
Всего 10 часов.
Требования к метапредметным результатам:
-формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-составить план рассказа; контролировать и выполнять действие по образцу;
2
Фольклор - коллективное устное народное творчество.
Урок общеметодической направленности.
1
Понятие «фольклор», исполнители фольклорных произведений, игра по малым фольклорным жанрам.
-различать произведения малых фольклорных жанров;
-использовать малые фольклорные жанры в устной и письменной речи.
-осмысленно читать и объяснять значение прочитанного,
-выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели,
-использовать речь для регуляции своих действий.
текущий
УО
Сборники фольклорных произведений, словари, иллюстрации к произведениям УНТ
Придумать загадку, иллюстрауия.
3
Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.
Урок общеметодической направленности.
1
Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями.
-различать сказки по видам, выявлять отличия
-использовать при пересказывании характерные речевые обороты
-определять характерные для сказок обороты речи в прочитанных сказках
-формулировать и удерживать учебную задачу
-формулировать собственное мнение и собственную позицию
текущий
УО
Сборники сказок. Презентация.
репродукции картин Васнецова.
Стр.8, вопрсы
4
Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.
1
Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки.
-выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные формулы
-определять особенности фольклорной волшебной
-строить сообщение исследовательского характера в устной форме. -истолковывать смысл «необычайных» ситуаций, читать волшебную сказку -сохранять напевность
текущий
УО
Презентация
Рисунки учащихся.
Стр.10-12, задания
5
Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.
Урок общеметодической направленности.
1
Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций художников с текста ми сказки.
- выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы).
- определять особенности фольклорной волшебной
- строить сообщение исследовательского характера в устной форме. - проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач
текущий
УО
Иллюстрации
Пересказ сказки
6
Знакомство с волшебной и героической сказкой «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».
Урок «открытия» нового знания
1
Пересказ. Чтение. Ответы на вопросы
- определять мораль сказки, композиционные части сказки, использовать при пересказывании характерные речевые обороты
- составлять рассказ о сказочном герое
- планировать алгоритм ответа
- формулировать и высказывать свою точку зрения
- самост.о делать выводы, перерабатывать информ.
текущий
УО
Репродукция картины Васнецова.
Пересказ фрагментов сказки
7
Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».
Урок общеметодической направленности.
1
Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование.
- владеть изученной терминологий по теме, навыками устной монологической речи
- понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказки.
- применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
текущий
УО
Репродукция
Стр.39, второй абзац
8
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о добре и зле.
Урок «открытия» нового знания.
1
Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках»
- составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль сказки.
- понимать тайны сказочной поэтики
- моделировать монологическое высказывание
- аргументировать свою позицию
-составлять вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе
текущий
УО
Сборники сказок. Иллюстрации к сказкам.
Стр.4,5, вопросы
9
Художники - иллюстраторы сказок.
Урок проектной деятельности.
1
Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника
-понимать жанровые особенности сказки о животных
-понимать иносказ. смысл сказок
-применять метод информационного поиска
-уметь оценивать и формулировать то, что усвоено.
текущий
УО
Презентации
учащихся
Повторить изуч.мат-л
10
«Что за прелесть эти сказки!» Контрольная работа №1. Урок контроля знаний.
1
Написание развёрнутого ответа на проблемный вопрос. Последовательного изложения своих мыслей в письменной форме по предложенному образцу.
- обосновывать и доказывать своё мнение
-составить связное письменное высказывание.
- анализировать текст произведения
итоговый
КР
Карточки с вопросами
Подгот. к спектаклю
11
«В гостях у сказки».
Урок проектной деятельности.
1
Кукольный спектакль
- узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием сказок
- применять метод создания характера персонажа русской народной сказки
периодический
проект
Презентации, музыкальное сопровождение
Тема 3. Из древнерусской литературы.
Всего 2 часа.
Требования к метапредметным результатам:
- формировать уважительное отношение к истории и культуре славянских народов (наших предков).
-формировать навыки исследовательской деятельности
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
-проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-составить план рассказа; контролировать и выполнять действие по образцу;
12
Общее представление о древнерусской литературе.
Урок «открытия» нового знания.
1
Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы.
- понимать, когда возникла древнерусская литература,
- пересказывать статью учебника
- искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.
- осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения
текущий
УО
Репродукция картины В.М.Васнецова, энциклопедический словарь
Чтение фрагмента
13
Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Урок общемет.направ.
1
Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Ивано- ва; чтение статьи учебника , ответить на вопросы
- коротко передавать содержание статьи учебника
- воспроизводить тексты древнерусской литературы
- определять черты фольклора в летописи.
- выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа
- определять общую цель и пути её достижения
текущий
УО
Репродукция картины А.Иванова «Подвиг молодого киевлянина»
Творч.задание, стр.52
Тема 3. Литература XVIII века
Всего 3 часа.
Требования к метапредметным результатам:
-формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе,
-самостоятельно планировать пути достижения целей,
-формировать навыки исследовательской деятельности
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
-составить план рассказа; контролировать и выполнять действие по образцу;
-формировать навыки диагностической деятельности.
14-15
М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»
Урок общеметод.направ., закрепления изуч.
2
Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения.
- понимать смысл произведения и видеть смешное (понятие о юморе как форме смешного в искусстве и литературе)
- понимать значение для российской культуры и литературы личности М.В. Ломоносова.
- извлекать необходимую информацию из прослушанного текста. - читать вслух и понимать прочитанное - участвовать т в творческом, созидательном процессе.
текущий
УО
Репродукции мозаик работы М.Ломоносова, портрет Ломоносова, презентация.
Тер.мат-л, стр.56, выр.чтение.
16
«М.В. Ломоносов - великий россиянин».
Урок проектной деятельности.
1
Создание электронного альбома.
- представлять учебный проект
- понимать информацию в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения учебных задач.
- анализировать найденный познавательный материал
- строить небольшие монологические высказывания
периодический
проект
Презентации учащихся
Тема 4 : литература 19 века.
Всего 43 часа.
Требования к метапредметным результатам:
-формировать навыки определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и но аналогии) и делать выводы;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
-проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач;
-составить план рассказа; контролировать и выполнять действие по образцу;
17
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVIII века).
Урок «открытия» нового знания.
1
Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки
-выявлять жанровые особенности басни
-давать понятия: понятий: «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение»
- определить, к какому роду литературы относятся басни
- узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием
- читать вслух и понимать прочитанное
- находить жанровые особенности басни,
текущий
УО
Презентация, сборники бсен
Статья, стр.58
18-19
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце.
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, хитрости.
Урок общемет.направ.
2
Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.
-находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи;
- применять метод информационного поиска
- составить план рассказа о баснописце, воспроизводить его
- объяснять жанровые и языковые особенности басни
- устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи
текущий
УО
Иллюстрации к басням,
Стр.65, з.3,4
20
«Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Урок общемет..напр.
1
Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста.
- выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего)
- понимать творческую историю басни, понимать её драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни
-коллективно взаимодействовать
текущий
УО
Сборники басен.
С.р.62-63, выр.чтение
21-22
Художественный проект «Герои басен И.А. Крылова в иллюстрациях». «Книга мудрости народной». Урок проектной деятельности.
2
Презентация иллюстраций; сопоставление басен
- обобщить и систематизировать информации- - определять близость басни к УН
- оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета
- определять роль антитезы и афористичность речи; -сравнивать басни прозаические и поэтические,
-использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова .
периодический
проект
Презентации учащихся
23
В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе.
Урок «открытия» нового знания.
1
Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.
- находить сведения о поэте (детские годы, начало творческого пути), историю создания баллады
- определять реальные события и фантастические
- понимать поступки героев
- определять отношение автора к героям,
- выразительно читать балладу
текущий
УО
Презентация, рисунки к балладе.
Стр.90, задание 2
24
В.А. Жуковский. «Спящая царевна».
Урок «открытия» нового знания.
1
Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.
-находить информацию о истории создания сказки, -определять сюжет и героев
- отличать сказки литературные от сказок народных
- сопоставлять литер. и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное
- конструировать осознанное и произвольное сообщение
текущий
УО
Репродукции картин,
Стр.82-83, выр.чтение
25-26
А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».
«У лукоморья дуб зелёный…».
Урок общемет..напр
2
Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование
- находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства
- понимать влияние народного творчества на формирование взглядов поэта.
- объяснять особенности стихотворной речи,
- слышать ритм стихотворной речи. - обсуждать разные точки зрения и вырабатывать собственное мнение.
текущий
УО
Презентация
Стр.93, в.4
27-28
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и другие сказки.
Урок общеметодической направленности.
2
Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование героев.
- выделять основные части сказки,
-отвечать на поставленные вопросы по содержанию сказки, -оценивать поступки и поведение сказочных героев
-понимать систему образов.
- производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику сказочного героя
- давать оценку его поступкам
текущий
УО
Различные издания сказки, иллюстрации.
Выр.чтение фрагмента
29
Контрольная работа № 2. Урок контроля знаний.
1
Письменный ответ на один из проблемных вопросов.
- составить связное письменное высказывание.
- анализировать текст произведения
- обосновывать и доказывать своё мнение.
итоговый
КР
30-31
Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира.
Добро и зло в сказках и реальной жизни.
Урок проектной деятельности.
2
Презентации, тексты народных и литературных сказок и их герои в иллюстрациях.
- анализировать тексты прочитанных произведений
- обосновывать и доказывать своё мнение.
- понимать проблему, тему, цели и задачи учебно-исследовательского проекта
- создать учебно-исследовательский проект и подготовить его презентацию
периодический
проект
Презентации
Наизусть
32
События и герои сказок А.С. Пушкина в книжной графике.
Урок проектной деятельности.
1
Презентации «События и герои сказок А.С. Пушкина в книжной графике».
- отбирать необходимый материал для электронного альбома. - определять последовательность выполнения задач для достижения цели.
- создать электронный альбом, -понимать особенности электронного альбома.
периодический
проект
Презентации
Выр.чтение
33
Русская литературная сказка. Понятие о литературной сказке. А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Урок общемет..напр.
1
Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение
-понимать особенности литературной сказки начала XIX века,
- рассказывать о писателе, -- понимать отличия народной сказки от литературной.
- объяснять особенности текста литературной сказки начала XIX века - уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока
текущий
УО
Издания сказки
Стр.149, иллюстрации
34
В.М. Гаршин. «Attalea Princeps». Урок общеметодической направленности.
1
Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы
-понимать проблему героического и обыденного в сказке, -уметь объяснить трагический финал и пафос произведения.
- сотрудничать в коллективе
- доказывать принадлежность произведения к жанру сказки
текущий
УО
Презентации, фонохрестоматия, иллюстрации
Выр.чтение отрывка
35
П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок».
Урок общеметодической направленности.
1
Выразительное чтение, анализ содержания, работа со статьей учебника «Поразмышляем над прочитанным».
- пересказывать содержание сказки «Конёк-горбунок»,
- понимать смысл прочитанного
- словесно «нарисовать» иллюстрации к сказке
- структурировать собственное устное высказывание.
текущий
УО
Презентации, фонохрестоматия, иллюстрации
Выр.чтение отрывка.
36-37
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
Урок общеметодической направленности.
2
Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное рисование.
-понимать героическую направленность стихотворения, отношение автора к Родине
- передать сюжет стихотворения.
- сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы
- передать сюжет стихотворения.
текущий
УО
Репродукции картин
Стр.150
38
М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб».
Урок рефлексии знаний.
1
Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное е рисование портретов
- структурировать устное связное высказывание в ходе аналитической беседы,
-понимать отличие сказки от рассказа.
- выделять в тексте главное, -формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи.
текущий
УО
Презентация
Стр.155-156, статья
39-40
Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, сочетание светлого и мрачного, реального и фантастического. Урок «открытия» нового знания.
2
Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести»,
- определять теоретические понятия: юмор, фантастика в повести;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять план, - пересказывать по плану
- характеризовать речь рассказчика,
-объяснять, как Н.В. Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное.
текущий
УО
Сборники произведений Гоголя, репродукции картин
Стр.169, статья
41
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (для внеклассного чтения).
Урок рефлексии знаний.
1
Пересказ легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов,
- понимать особенности сюжета, реальное и фантастическое в повести; юмор Гоголя, - воспроизводить прочитанный текст, используя особенности стиля писателя.
- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками
- составлять речевую характеристику литературных героев
текущий
УО
Репродукции картин к повестям Гоголя
Стр.145, в.5
42
Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях.
Урок проектной деятельности.
1
Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа
- понимать особенности изобразительного соответствия рисунка и текста повестей,
- сравнить нарисованное с прочитанным.
- понимать связи литературного произведения со временем его написания - формулировать отношение к произведения
периодический
проект
Репродукции картин к повестям Гоголя
Стр.170, статья
43
Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети».
Урок рефлексии знаний.
1
Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы
-выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом,
-объяснять, почему рассказ поэта прерывается лир. воспоминаниями
- понимать содержание стихотворения,
-определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей,
текущий
УО
Портрет Некрасова, выставка его произведений, изданных для детей.
Прочитать стих-е
44
Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
1
Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование
- понимать настроение автора, -аргументировать и объяснять поведение героев, оценивать их поступки, находить авторские оценки
- составлять план и пересказывать содержание текста по плану
- искать незнакомые слова, определять их значений
текущий
УО
Портрет Некрасова, выставка его произведений, изданных для детей.
Стр.187.
45
Н.А.Некрасов. «На Волге»Развитие представлений об эпитете.
Урок рефлексии знаний.
1
Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы
-,сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е. Репина «Бурлаки»
- анализировать литературное произведение,
- понимать тональность произведения; -характеризовать особенности поэтики Некрасова,
-определять роль эпитетов.
текущий
УО
Портрет Некрасова, выставка его произведений, изданных для детей
Прочит.ст.Фета
46-47
И.С.Тургенев. «Муму». Реальная основа рассказа. И.С.Тургенев. «Муму»..
Урок «открытия» нового знания.
2
Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, установление ассоциативных связей с произведениями живописи
- сопоставлять описание жизни крепостных в рассказе с изображением на полотнах художников
- формулировать возможный вариант решения проблемы,
- понимать значение понятий «крепостное право», «крепостничество»,; - соотносить описание быта и нравов крепостной России .
текущий
УО
Портрет И.Тургенева, репродукции картины с усадьбой писателя
Письм.отв. на вопросы
48
И.С.Тургенев. «Муму». Нравственное преображение Герасима.
Урок общемет..напр
1
Выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование произведения.
- понимать чувства и переживания Герасима
- строить устное высказывание с опорой на текст,
- определять роль используемых автором сравнений и эпитетов, которые помогают представить внешний облик героя,
текущий
УО
Иллюстрации к рассказу. Презентация.
Работа в группах.
49
Словесные портреты и пейзажи в рассказе «Муму» глазами книжных графиков.
Урок проектной деятельности.
1
Иллюстрации к пейзажам произведения, устное рисование
- подбирать к словесным фрагментам иллюстрации книжной графики
- понимать особенности изобразительно-выразительных средств в
- формулирование собственного отношения к произвед. литературы и изоб.искусства
- представлять учеб.проект
периодический
проект
Презентации учащихся.
Иллюстрации к рассказу
50
Контрольная работа № 3. Урок контроля знаний.
1
Письменная работа по карточкам
- давать письменный ответ на один из проблемных вопросов
- составлять связное письменное высказывание.
итоговый
КР
51
А.А. Фет. «Весенний дождь».
Урок общеметодической направленности.
1
Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение
- определять, какие художественные приёмы использует автор для описания природы, -анализировать лирическое произведение, -выразительно читать
- передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; -понимать авторское отношение к природе.
текущий
УО
Презентация, портрет Фета, сборник его стихов.
Наизусть
52
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость нац. вражды.
Урок общемет. направ-сти.
1
Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы
- определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; -понимать различие между былью Н.В. Гоголя и былью Л.Н. Толстого
- определять понятия: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»;
- составлять план учебных действия для раскрытия цели урока
текущий
УО
Презентация, портрет писателя, издания его произведений для детей
Цитатный план рассказа.
53-54
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Дина. Урок общеметод.направленности.
2
Сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру.
- характеризовать героя, -отбирать материал из художественного произведения, -определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе,
- выражать своё мнение
- понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости).
текущий
УО
Портрет писателя, иллюстрации к рассказу.
Стр.263, татья
55
Контрольная работа № 4. Урок контроля знаний.
1
Письменная работа по карточкам
- давать письменный ответ на один из проблемных вопросов
- составлять связное письменное высказывание.
итоговый
КР
56
А.П.Чехов. «Хирургия» и другие рассказы (для внеклассного чтения). Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей. Урок общеметодической направленности.
1
Выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана (цитатного плана). Выделение этапов развития сюжета.
- характеризовать и нравственно оценивать героев
- давать устную рецензию на выразительное чтение одноклассников
- находить нужную информацию из прочитанного текста для построения устного связного высказывания
- составить рассказ о писателе на основе прочитанного
- передавать содержание рассказа с акцентом на речи героя, на его действиях
- определять, какими средствами писатель создаёт юмористические ситуации
текущий
УО
Презентация, портрет писателя, издания юморист рассказов.
Прочитать рассказы.
57
Юмористические рассказы А.П. Чехова в иллюстрациях.
Урок проектной деятельности.
1
Подбор иллюстративного материала, создание учебного проекта: определение темы, проблемы, целей, задач и путей их решения
- подбирать к словесным фрагментам иллюстрации книжной графики
- понимать особенности изобразительно-выразительных средств в
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы .
- представлять учеб.проект
Периодический
Проект
Презентации учащихся.
Стр.271-282
58
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…»,
Урок общемет..напр
1
Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
- выразительно читать наизусть,
- анализировать стихотворения,
- слушать авторское чтение
-определять , в чём особенность видения красоты природы в стихотворениях поэтов XIX века, фамилии поэтов и их лирические произведения;
текущий
УО
Репродукции пейзажей, фрагменты из муз.цикла Чайковского
Стр.282, з.2,3
59
«Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях и фотографиях».
1
Презентация и защита собственных иллюстраций.
- проводить исследование прочитанного текста и подготовленной иллюстрации.
- определять изобразительные средства язык
- понимать алгоритм создания учеб. проекта.
периодический
проект
Презентации учащихся.
Тема 5 : Русская литература 20 века.
Всего 30 часов.
Требования к метапредметным результатам:
-формировать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
-проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач;
-составить план рассказа; контролировать и выполнять действие по образцу;
60
И.А.Бунин «Косцы».
Урок общеметодической направленности.
1
Восприятие и выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников
- сравнивать произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов
- сопоставить худ. и живоп.произведение
- определять факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Косцы»
- понимать авторское отношение к описываемым событиям
текущий
УО
Презентация, портрет писателя, репродукции картин.
Прочит. повесть
61-63
В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Гуманист.пафос произведения.
Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев.
Особ.и роль портрета и пейзажа .
Урок общеметод.направленности.
3
Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа .Различные виды пересказов. Нравственная оценка героев рассказа.
Письменная сравнительная характеристика героев повести. Выявление элементов композиции повести.
- объяснять роль пейзажа, портрета
- объяснять роль противопоставления героев в повести, причины различных отношений между родителями и детьми
-давать сравнительную характеристику двух героев
- определять факты жизни писателя, сюжет и содержание повести
- понимать, в какое время происходят события, наблюдать за художественными средствами, создающими образ одинокого ребёнка
- характеризовать литературного героя на основании его поступков
текущий
УО
Презентация, портрет писателя, репродукции картин.
Дочитать повесть.
64
Контрольная работа № 5.
1
Письменная работа по карточкам
- давать письменный ответ на один из проблемных вопросов
- составлять связное письменное высказывание.
итоговы
КР
65
Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».
Урок проектной деятельности.
1
Создание электронного альбома
- проводить исследование прочитанного текста.
- работать самост.по индив.маршруту создания учебного художественного проекта
- самостоятельно отбирать необходимый материал для пошагового решения проблемы проекта; -понимать проблему и путь созд. проекта .
периодический
проект
Презентации учащихся.
Пересказ эпизода
67-68
С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом- поэтическое изображение родной природы.
Образ малой родины.
Урок общеметод.направ.
2
Анализ стихотворения по плану анализа лирики. Устное иллюстрирование. Устные ответы на вопросы.
- объяснять различный стихотворении ритм
- передавать это настроение в процессе выразительного чтения.
- искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах -определять общую цель и пути её достижения
текущий
УО
Презентация, портрет поэта, репродукции картин.
Стр.56-57, статья.
69-70
П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность главного героя сказа
Урок общеметод.направ.
2
Устный рассказ о писателе. Устные ответы на вопросы. Составление плана характеристики героев. Рассказ о героях и их нравственная оценка. Анализ эпизода произведения. Устное иллюстрирование.
- выяснять значения диалектных слов, черты характера главного героя сказа
- выразительно пересказывать и анализировать фрагменты сказа, давать хар-ики героям сказа
- понимать проблему стремления к совершенному мастерству в сказе П. Бажова.
- понимать сюжет, композицию, уметь отличить в сказе реальность от фантастики
текущий
УО
Презентация, портрет писателя, репродукции картин, иллюстрации к сказкам.
Характеристика героя.
71-72
К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Тема и проблема произведения, герои сказки. Доброта и сострадание, реальное и фантаст..
Урок общ...направ.
2
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение сказки. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов. Поиск незнакомых слов и определение их значения.
- определять сюжет произведения, тему, нравственную проблему, особенности изображения героев литературной сказки; - выразительно читать сказку
- понимать композицию и поэтику литературной сказки
- видеть тему и проблему произведения
текущий
УО
Презентация, портрет писателя, издания его книг.
Пересказ сказки
73-74
С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев». Особ. драмы как рода литературы. герои пьесы-сказки. Победа добра над злом.
Урок общеметод.направ
2
Участие в коллективном диалоге. Выявление черт фольклорной традиции в пьесе-сказке, определение худож. функции фольклорных образов. Составление плана сравн.характеристики народной пьесы-сказки.
- определять сюжет сказки, её художественные особенности, что общего у этой сказки с народной и в чём отличие
- пересказывать и анализировать фрагменты сказок, читать пьесу-сказку по ролям.
- извлекать необходимую информацию из различных источников
- анализировать объект с целью выделения существенных признаков
текущий
УО
Презентация, портрет писателя, репродукции картин, издания его книг для детей.
Стр.107, рубрика 1,2.
75
Добро и зло в сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев.
Урок проектной деятельности.
1
Подготовка и презентация театрального проекта.
-запоминать свою «роль» персонажа пьесы-сказки; - создавать образ и выразить характер героя; -определять особенности сценического действия.
- планировать последовательность действий
-работать в парах сменного состава
периодический
проект
Презентации учащихся, декорации к пьесе-сказке.
76
Контрольная работа № 6. Урок контроля знаний.
1
Письменное высказ. на основе мини-исследования проблемы.
- давать письменный ответ на один из проблемных вопросов
-- составлять связное письменное высказывание.
итоговый
КР
77-78
А.П.Платонов. «Никита». Единство героя с природой. Быт и фантастика. Урок «открытия» нового знания.
2
Устное рецензирование чтения и пересказов. Коллективный диалог. План характеристики героев и их нравственная оценка(с использованием цитирования). Подбор материалов и цитат. Работа со словарём литературоведческих терминов.
- понимать, как реальное переплетается с фантастическим в рассказе в видении мальчика
- определять особенный мир детства героя, - соотносить реальное и фантастическое в рассказе.
- объяснять поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазёра Никиты, фантастический мир детской души.
текущий
УО
Презентация, портрет писателя, издания сказок для детей.
Прочитать статью, стр.122
79-80
В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа. Человек и природа в рассказе.
Урок общемет..напр.
2
Структурирование и изучаемого содержания. Чтение рассказа, пересказ его фрагментов.. Нравственная оценка героя. Устное иллюстрирование. Подбор цитат из текста.
- характеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику;
-определять смысл заглавия, значение картин природы.
- понимать текст, искать и выделять необходимую информацию - определять отношение Васютки к окружающему миру; -объяснять поведение героя в лесу
текущий
УО
Презентация, портрет писателя, издания его произведений..
Иллюстрации к рассказу.
81-82
«Ради жизни на земле…». К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Урок общемет.напр.
2
Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии.
Презентация и защита своих иллюстраций к стихотворениям.
- определять авторов стихотворений, значение поэзии в годы Великой Отечественной войны; - выразительно читать стихотворения, -выполнить анализ поэтического текста
- воспринимать стихотворный текст, вычленять нужную информацию,
- называть изобразительно-выразительные средства, устно проилл-ть события
текущий
УО
Презентация, сборники стих-ий поэтов-фронтовиков, записи песен, репродукции картин о войне. фонохрестоматия.
Стр.159, 162.
83-84
Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.А. Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»
Урок общемет.напр.
2
Биография авторов, устное рецензирование выразительного чтения. Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве разных поэтов.
- выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины произв., -находить художественные средства,
-определить их роль.
- анализировать поэтический текст, сопоставлять поэтические тексты один с другим; понимать темы: «Пейзаж», «Средства художественной выразительности».
текущий
УО
Портреты поэтов, репродукции пейзажей, фонохрестоматия.
Сочинение, выр.чтение.
85
Русские поэты XX века о Родине и родной природе.
Урок проектной деятельности.
1
Художественно-театральный проект. Конкурс-концерт чтецов с выставкой иллюстраций обучающихся к стихотворениям русских поэтов.
-читать наизусть тексты стихотворений; -выразительно, вдохновенно и осознанно воспроизводить стихотворения; понимать природу поэтического текста.
-проводить сопоставительный анализ художественных текстов - анализировать выбор материала для ответа на вопрос.
периодический
проект
Фонохрестоматия, презентации учащихся.
Наизустьь.
86
Контрольная работа № 7. Урок контроля знаний.
1
Составление связного письменного высказывания на основе сравнения произведений разных авторов и личного жизненного опыта.
- давать письменный ответ на один из проблемных вопросов
- составить связное письменное высказывание.
итоговый
КР
87
Саша Чёрный. «Кавказ. пленник», «Игорь-Робинзон». Образы , сюжеты литер..классики как темы произвед. для детей. Урок общемет.направ.
1
Устные рассказы о писателях. Выразительное чтение рассказов, пересказ их фрагментов. Работа со словарём литературоведческих терминов.
- заполнить таблицу «Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей»; использовать приёмы комического в своем рассказе;
- сопоставлять литературные произведения одно с другим.
- выделять необходимую информацию в предложенных текстах.
текущий
УО
фонохрестоматия. Презентация, портрет писателя, издания его произведений..
Стр.171.
88
Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме. Урок общемет.направ.
1
Устные рассказы о писателях. Выразительное чтение рассказов, пересказ их фрагментов. Работа со словарём литератур.терминов.
- определять, в чём состоит юмор истории о ките, находить приёмы комического в произведениях для детей, -раскрыть тему «Юмор».
- выделять необходимую информацию в предложенном тексте,
- строить монологическое высказывание.
текущий
УО
Презентация, портрет поэта, издания его произведений..
Выр.чтение.
89-90
Писатель и Россия.
Уроки «открытия» новых знаний.
2
Образовательные экскурсии по биографии и творчеству писателей с использованием информационных технологий.
- определять литературные места России, связанные с жизнью и творчеством А.Т. Твардовского, В.П. Астафьева
- описывать объекты и достопримечательности;
-анализировать полученную информацию,
- строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию.
текущий
УО
фонохрестоматия. Презентация, портреты писателей.
Тема 6: Зарубежная литература.
Всего 11 часов.
Требования к метапредметным результатам:
-формировать навыки исследовательской деятельности
-самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов,
- работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.
-формулировать собственное мнение и позицию;
-составить план рассказа; контролировать и выполнять действие по образцу;
91
Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мёд». Урок общеметодической направленности.
1
Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.
-находить сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе, о чём заставляет задуматься героическая баллада;
- характеризовать героев и их поступки; -определять, какие черты характера прославляет автор, находить признаки баллады в «Вересковом мёде
текущий
УО
фонохрестоматия. Презентация, портрет писателя, выставка его произведений..
Стр.198
92
Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Урок общеметодической направленности.
1
Слово о Д. Дефо. Особенности повествования в романе «Робинзон Крузо». Характер героя: смелость, мужество, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами.
- определять сюжет романа,
- определять, благодаря чему Робинзон Крузо выжил на необитаемом острове, какие личностные качества ему помогли;
- воспроизводить прикл. и события из жизни Робинзона; -объяснять авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни.
текущий
УО
Презентация, портрет писателя,
Пересказ отрывка
93
Робинзонада. Урок-игра, рефлексия знаний, умений и навыков.
1
Работа в командах, выполнение творческих заданий по проблеме выживания человека в экстремальной ситуации
- анализировать содержание прочитанных произведений: «Васюткино озеро», «Игорь-Робинзон», «Робинзон Крузо»;
- воспроизводить текст, аргументировать точку зрения,
-понимать взаимосвязь проблем прочитанных книг.
текущий
УО
Презентация.
94-95
Г.Х. Андерсен. «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического в сказочном мире писателя.
2
Устное рецензирование игры актёров в м/ф «Снежная королева». Различные виды пересказов. Участие в коллек. диалоге. Составление плана характеристики.
-выделять основные события жизни Андерсена, содержание сказки «Снежная королева», в чём её особенность;
- характеризовать героев и их поступки,
- устанавливать ассоциативные связи с фрагментами м/ф.
- определять сюжет сказки, особенности её композиции (самостоятельность сюжета каждой главы)
текущий
УО
фонохрестоматия. Презентация, портрет иллюстрации к произведению.
Хар-ка героя.
96
Ж. Санд. «О чём говорят цветы». Урок общеметодической направленности.
1
Слово о Ж. Санд. Спор героев о прекрасном
- определять основные события жизни автора , содержание сказки; -объяснить, что важнее всего на земле, по мнению духа жизни.
- определять философский смысл сказки.
-, искать и выделять необходимую информацию.
текущий
УО
Презентация, портрет писателя,
Пересказ.
97-98
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Дружба Тома и Гека и их внутренний мир. Жизнь и заботы Тома Сойера. Урок общемет. Направ..
2
Слово о М. Твене. Беседа о книгах М. Твена. Роман «Приключения Тома Сойера». Том и Гек, дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость.
- определять, какую характеристику можно дать героям романа по их поступкам; раскрывать внутренний мир героев, отбирать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома.
-определять, как мальчишеское озорство и неуёмная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности.
текущий
УО
Презентация, иллюстрации к произведению
Пересказ.
99
Контрольная работа № 8. Урок контроля знаний.
1
Составление связного письменного высказывания на основе сравнения произведений разных авторов .
- давать письменный ответ на один из проблемных вопросов
- составить связное письменное высказывание.
итоговый
КР
100
Джек Лондон. «Сказание о Кише» - повествование о взрослении подростка. Характер мальчика .Урок общеметод.направл.
1
Слово о Дж. Лондоне. Тема взросления подростка в «Сказании о Кише». Уважение взрослых. Характер мальчика: смелость, мужество, изобретательность,
-определять сюжет рассказа, его героев
- объяснять, почему Джек Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой,
- находить в тексте изобразительно-выразительные средства, понимать проблему взросления подростка.
текущий
УО
Презентация, портрет писателя, выставка книг писателя.
Пересказ.
101
Памятники литературным героям.
1
Беседа по вопросам. Представление учащихся книг, прочитанных за год, рисунков к ним.
-определять культурные объекты, необходимые для создания проекта; - находить необходимую информацию для проектирования учебной задачи;
-понимать культурную ценность соответ.объектов культуры, в которых запечатлены герои известных литературных произведений.
текущий
УО
Иллюстрации, рисунки, презентация.
Письм.высказывание.
Тема: Заключительные уроки
Всего 2 часа.
Требования к метапредметным результатам:
-понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
-самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
-работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
102
Путешествие по стране Литературии
Игровой проект. Урок итогового контроля знаний, умений и навыков обучающихся
1
Выставка сочинений и рисунков. Викторина. Художественно-театральный проект.
-определять содержание изученных произведений и их авторов, основные литературоведческие термины и понятия; -использовать полученные знания в ходе выполнения проектных заданий
- выделять необходимую информацию для составления ответа. - планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно
текущий
УО