Статья Тестовые технологии на уроках русского языка

Изменения, которые происходят в современном мире, обуславливают необходимость развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на развитие личности, навыка самостоятельного поиска информации, формирования у школьников способности ставить и решать задачи разного типа. Поэтому особое значение имеет внедрение инновационных технологий в образование: тестовых, информационно-коммуникативных, игровых, технологий речевого развития (работа с текстом), развивающего обучения, п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Тестовые технологии на уроках русского языкаСтатья Тестовые технологии на уроках русского языка

Тестовые технологии на уроках русского языка и литературы.

Изменения, которые происходят в современном мире, обуславливают необходимость развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на развитие личности, навыка самостоятельного поиска информации, формирования у школьников способности ставить и решать задачи разного типа. Поэтому особое значение имеет внедрение инновационных технологий в образование: тестовых, информационно-коммуникативных, игровых, технологий речевого развития (работа с текстом), развивающего обучения, проблемного обучения и других. Современные образовательные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик - активный и равноправный участник образовательной деятельности.

Все выше названные технологии применяю при изучении нового материала, при обобщении и систематизации знаний, на уроках контроля знаний, при подготовке к ЕГЭ, ГИА, а также во внеклассной работе. Над одной из современных технологий, наиболее актуальных в современном обществе, я работала в течение 5 лет

«Использование различных форм и видов тестовых заданий на уроках русского языка и литературы»

Актуальность и выбор темы состоит в том, что проблема контроля уровня знаний, умений и навыков учащихся - вечная проблема образования, и в разные времена предлагалось решать ее по-разному, преобладали то одни формы контроля, то другие, создавались контролирующие системы. Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая уже в течение десятилетий осуществляется в западной системе образования, а последние несколько лет все шире применяется у нас в России. Результатом работы в этом направлении явилось создание государственной системы тестирования по ряду предметов школьного цикла, в том числе обязательным по русскому языку (ЕГЭ, ГИА). Между тем тест может служить методом педагогического измерения на любом этапе обучения. Тестовые задания эффективны и для самопроверки знаний. Использование тестов позволяет сэкономить массу времени, проверить широкий спектр знаний учащихся по предмету, уровень сформированности некоторых навыков и умений.

Педагогическое тестирование - это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов.

Педагогический тест - это инструмент, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих объективно и надёжно оценить исследуемые качества на основе использования статистических методов

Тесты - это задания, состоящие из ряда вопросов и несколько вариантов ответов на них для выбора и каждом случае одного верного. Сих помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков, учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Структурными компонентами теста являются: тестовое задание - задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения, к которой помимо содержания предъявляются требования тестовой формы и эталон - образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым.

Поскольку тестовое задание - это некоторая задача, которую проходится решать испытуемому, то необходимо усвоить понятие задачи. Под задачей понимается сформулированное для испытуемого задание по достижению определённой цели в известных условиях раннее изученными методами деятельности.

При разработке и использовании уже готовых тестов важно знать, насколько они соответствуют запроектированным целям. Ответ на этот вопрос дают критерии качества теста, на основании которых оценивается эффективность любого теста.

Важнейшими показателями качества тестовых заданий являются:

· Валидность (адекватность целям проверки). При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие, ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если учащийся при работе с заданием знает и выделяет существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию валидности.

· Определенность. После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащийся после прочтения задания правильно действует и отвечает, задание считается определенным. Если на вопрос задания отвечает менее 70% учащихся, то его необходимо проверить на определенность.

· Простота. Формулировки заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

· Однозначность. Задание должно иметь единственный правильный ответ - эталон.

· Равно трудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равно трудность определяется стабильностью по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

Тесты можно разделить на две категории - адаптивные и традиционные тесты. В школьном преподавании используются традиционные тесты. Адаптивный тест: все кандидаты начинают с вопроса легкого или среднего по сложности. Ответивший правильно получает следующий вопрос, более сложный; если ответ был неверный, уровень сложности следующего вопроса будет более низким. Процесс продолжается до тех пор, пока система тестирования не определит уровень знаний кандидата. Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

Для меня тесты не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений школьников как итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, связанных с приемами лингвистического анализа, пробелов, смешения понятий, знание правил орфографии и пунктуации и умения их применять и т.д. Особое место занимают тесты, диагностирующие готовность учащихся к "переносу" знаний и умений по грамматике, орфографии и пунктуации в нестандартные ситуации. Большой объем работы за короткое время: используя условные обозначения, разобрать слово по составу, установить грамматические и лексические признаки той или иной части речи; выбрать из данных ответов правильный ответ на заданный вопрос. Тесты должны составляться с учетом программы. Примерно пятая часть заданий должна быть на повышенном уровне сложности. Содержание итоговых форм контроля, приведенных в учебно-тематическом плане, необходимо подробно описать в виде не тестовых и тестовых заданий. Они могут быть представлены контрольными (зачетными, экзаменационными) вопросами (заданиями) по вариантам или тестами. Особое внимание уделяю заданиям развивающего типа, требующим расширения словарного запаса, развития общей эрудиции и культурно-речевых навыков. Многие задания предполагают обязательное обращение школьников к различным словарям, другие стимулируют интерес к получению дополнительных сведений о языке и языковой системе.

На уроке я применяю разнообразные виды заданий:

1.Задания с выбором ответов (закрытые задания).

а) Задания с выбором одного правильного ответа.

1. Корень - это часть слова

2. Корень - это часть речи

3. Корень - это часть предложения

б) Задания с выбором одного неправильного ответа (это задания на поиск ошибки, они проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, лингвистическую "зоркость", умение применять знания в нестандартной ситуации)

укажите ошибочное суждение

1.В слове смеюсь количество букв и звуков совпадает

2. В слове надеяться произносится звук (т)

3. В слове яблочный звуков больше, чем букв

4. В слове сгрести происходит озвончение согласного.

в) Задания на установление соответствия (проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями)

Соедини стрелками

Имя существительное веселый

Имя прилагательное читает

Глагол через

Предлог рабочий

г) Задания с выбором нескольких правильных ответов

Выберите эмоционально окрашенные слова

1.Глупышка 2.Солнце 3. Лошаденка 4. Писать

2.Задания с открытым ответом (предполагают самостоятельный поиск правильного ответа)
а) Задания на завершение (дополнение) высказывания (проверяют готовность учащихся устанавливать причинно следственные связи фактов языка, закономерности, знание формулировок определений, правил)

Дополни предложение именем существительным среднего рода

Осенью в холодную погоду дети одевают теплые ….

Вставь нужное слово

Часть слова, стоящая перед корнем, называется…

б) Задания на установление правильной последовательности

Укажи грамматически правильную последовательность слов, поставив в скобках цифры

1, 2, 3, 4, 5

Друг придет на верный помощь

( ) ( ) ( ) ( ) ( )

3. Задания с выбором ответа: односложных "да" и "нет" или одного из двух предложенных вариантов. Эти задания проверяют понимание, узнавание учащимися известного.

Имя существительное обозначает признак предмета. (Нет)
Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (Да)
Имя существительное изменяется по родам. (Нет)

У него 5 склонений? (Нет) 6 падежей? (Да)

4. Задания со свободным ответом. Эти задания проверяют знание учащимися терминологии, их готовность и умение применять правила орфографии и пунктуации при решении практических задач.


Существуют несколько форм работы с тестами:

Чаще использую коллективную форму работы, хотя применяю и индивидуальную, и групповую формы работы с тестами.

Тесты бывают

Тестовые задания можно использовать практически на любом этапе урока русского языка или литературы, при изучении любой темы, на любой ступени обучения.

Тестовый контроль я осуществляю и с применением ИКТ, что предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции:

· Диагностическая заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

· Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.

· Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

За 5 лет работы над этой темой я сделала вывод, что тесты, не отрицая и не заменяя собой других форм работы, могут служить хорошим к ним дополнением:

Тестирование имеет ряд преимуществ:

  • они не столь объемны, как традиционные

  • в каждый пункт теста можно ввести не одно, а много понятий, за счет чего информационная емкость задания повышается;

  • обеспечение стандартизации;

  • обеспечение индивидуальности, самостоятельность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю;

  • обеспечение возможности преподавателю быстрой проверки знаний большого количества обучаемых по разным темам;

  • тестирование - более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.

  • тестирование может включать в себя задания по всем темам курса. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам;

  • способствуют большой накопляемости оценок;

  • не создаёт тяжёлого чувства тревожности, как перед традиционной контрольной работой или экзаменом.

Тестирование имеет и ряд недостатков:

  • исключение из процедуры контроля устного речевого компонента;

  • снижение потребности выбора главного в прочитанном;

  • тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством;

  • в тестировании присутствует элемент случайности (случайная ошибка, угадывание ответа);

  • необходимость принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий.

Часто тесты нельзя использовать на уроках, так как для ребенка это дополнительный стресс. А зачастую это связано с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами нервной системы, общим и психическим состоянием испытуемого в данный момент времени.

Следовательно, планируя тестирование, предусматриваю не только время его проведения и продолжительность, но и характер деятельности обследуемых до тестирования. Перед началом тестирования я стараюсь оценить состояние исследуемых. Практика проведения тестирования показала, что визуально можно почти безошибочно определить состояние возбуждения или заторможенности. Обследуемых, у которых наблюдается проявление таких состояний, не следует допускать до тестирования. Однако это возможно только при индивидуальной работе. При групповом тестировании принятие таких мер весьма затруднительно, а порой и совершенно невозможно.

Эффективность использования разных видов тестов в практике обучения русскому языку и литературе весьма высока. Выполнение тестовых заданий способствует повышению качества знания учебного материала, расширению кругозора учащихся. Ученики самостоятельно с большим интересом составляют свои тесты, входят в сеть Интернет, совершенствуя навыки компьютерной обработки информации. Работая с тестами, учащиеся более серьезно готовятся к контрольно-обобщающим урокам по теме, повторяют пройденный материал, заучивают правила и литературоведческие термины. Тестовые задания четко ориентированы на реальный практический результат.

Итак, использование тестовых технологий на уроках русского языка и литературы дает возможность учащимся лучше подготовиться к итоговой аттестации по предмету. Однако применение тестовых технологий не должно быть эпизодическим, бессистемным, иначе они не повлияют на результаты обучения.


Литература

  1. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. - Екатеринбург, 1992.

  2. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. - М.. 1982.

  3. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. - СП 6., 1997..

  4. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - М., 2002

  5. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля. М. 1994

  6. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002.

  7. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. - М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.












© 2010-2022