- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 6 классе
Урок русского языка в 6 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жмакина Л.В. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ « Казачелокнянская средняя общеобразовательная школа»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
в 6 классе
«Личные местоимения»
Провела учитель русского языка:
Жмакина Людмила Васильевна.
2014 г.
Урок русского языка в 6-м классе.
Тема: "Личные местоимения"
Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
Задачи урока:
1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.
2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.
Метод: слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа.
Оборудование: мультимедиа, экран, индивидуальные карточки, распечатки поэтического текста.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
Эмоциональный настрой учащихся.
2.Проверка домашнего задания.
3. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока.
- А сейчас внимание на экран. Прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова «Моя грамматика»
Моя грамматика
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный -
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный -
Это значит - только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня - броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
- В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё, вам, мне, у меня и др. Ребята, какой частью речи они являются? (местоимениями). На что указывает местоимение Я? (на человека, личность). Может быть кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? (о Личных местоимениях)
- Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока. "Личные местоимения".
4. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
- Вернёмся к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас на парте лежит распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его перечитывая, графически выделите личное местоимение Я с падежом. (Ребята выделяют карандашом падеж и местоимение, правильно будет так:
Именительный - Я;
Родительный - Меня;
Дательный - Мне;
Винительный - Меня;
Творительный - Мной;
Предложный - обо Мне.
- Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по падежам? (склонением)
- Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я, пользуясь данной таблицей. (на экране)
- Что особенного вы отметили в склонении данного
местоимения ?
- Вывод: Я - только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.
5. Новый материал. Формирование навыков и умений.
- Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений
На экране вы видите таблицу.
- Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:
При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например:
в именительном падеже -Я, а в родительном - совсем другая основа - Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.
- Вторая особенность:
Иногда в корне происходит чередование например:
тебя - тобой, меня - мне.
- Третья особенность:
Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам: она (ж.р.), оно (ср. р.)
- Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее).
- Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.
6. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.
1. Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки)
а). Просклоняйте местоимение: мы.
б). Просклоняйте местоимение: он.
2. Остальные ребята работают со мной.
Задание на мультимедиа: составьте с данными глаголами словосочетания "глагол + личное местоимение я в косвенном падеже". Укажите падеж местоимения.
Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)
Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).
(Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради).
Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.
- А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся употребил правильно формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то - синие. Итак, к доске приглашается Алеша...Начинаем.
1-й учащийся склонял местоимение Мы:
И. п. - Мы
Р. п. - Нас
Д. п. - Нам
В. п. - Нас
Т. п. - Нами
П. п. - о Нас
2-й учащийся склонял местоимение Он:
И. п. - Он
Р. п. - Его
Д. п. - Ему
В. п. - Его
Т. п. - Им
П. п - о Нем
Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово).
3. Употребление личных местоимений в поэтическом тексте.
- Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему?
- Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова,
А. Ахматовой, С. Есенина:
1. Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
...Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов.)
2. А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву
(А. Ахматова.)
3. Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(С. Есенин.)
Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)
Учитель:
- А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.
- В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на "Вы"Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на "Вы" называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется в обобщённом значении.
Например:
Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь...
Работа с учебником.
- Упражнение .
- Упражнение .
7. Домашнее задание:
- Составить диалог (письменно), в котором желательно наличие большого количества личных местоимений. (Если ребята забыли, что такое диалог, то нужно напомнить вопросом: Что такое диалог? (разговор двух или нескольких лиц, каждая реплика пишется с красной строки)
Задание по вариантам
1 вариант: "Отдых"
2 вариант: "Учеба".
8. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?
- Как пишутся личные местоимения с предлогами?
- Ребята, я благодарю Вас за урок. Большое спасибо! До свидания!