Разработка урока на тему: Бедная Лиза

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Сентиментализм как литературное направление Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

Цели:

  1. Учить раскрывать идейно-художественное своеобразие повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

  2. Развивать устную речь; формировать умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев

  3. Воспитывать чувство ответственности перед другими людьми, вырабатывать собственное

отношение к окружающему миру

Тип урока: урок-беседа с применением технологии критического мышления

Оборудование: презентация, эпиграф, инструкции-схемы

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Сентиментализм как литературное направление Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

  1. Знакомство с литературным направлением «сентиментализм»

  2. Работа над названием произведения

  3. Блиц-опрос

  4. Работа в группах

  1. Закрепление

  2. Подведение итогов

  1. Вывод

  2. Выставление оценок

  1. Домашнее задание

Ход урока:

I.Организационный момент (3 мин.)

- Психологический настрой учащихся. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы прочитали произведение «Бедная Лиза»

- Какие выводы вы сделали для себя, мы будем сегодня говорить

Любовь удивительна. Она умеет прощать предательство, измену, ложь, злость, обиду, разочарование. Но самый страшный враг чувств - равнодушие. И мы не останемся равнодушными к судьбе Лизы из повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

II.Проверка домашнего задания (5мин.)

Мы изучили творчество Фонвизина, Ломоносова, Державина. Что объединяет этих писателей?

(принадлежность к классицизму)

- Вспомните черты классицизма.

КЛАССИЦИЗМ (слайд №1)

- Культ разума, долга

- Общественная и гражданская тематика

- Соблюдение литературных норм и правил

Отвечает ли это произведение требованиям классицизма? Докажем это в процессе урока.

III. Сентиментализм как литературное направление Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (сдайд№2)

1. Знакомство с литературным направлением «сентиментализм»

- Итак, можно ли считать, что в этом произведении присутствует культ разума? А что? (чувство)

Словарная работа: чувство подберем однокоренные слова (чувствительный). Синонимы к этому слову? (эмоциональный, сентиментальный) (слайд№3)

- Какая тематика произведения? (любовная)

- Соблюдены ли литературные нормы? (нет)

- Таким образом, речь идет о литературном направлении - сентиментализм

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (слайд №4)

- Культ чувства

- Любовная тематика

- Нарушение литературных норм и правил классицизма

- Итак, на примере повести Карамзина мы можем говорить о новом литературном направлении - сентиментализме.

2.Работа над названием произведения.

- Подумайте, почему повесть названа именем Лизы? (она главный герой, с ней связана основная мысль повести)

- Почему произведение называется именно «Бедная Лиза»? Какой смысл вкладывает Карамзин в слово «бедная»? (бедная, несчастная)

- Что Лизу сделало бедной, несчастной? (любовь)

Любовь… А почему? Почему любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование? В этом мы сейчас и попытаемся разобраться.

3. Блиц-опрос (слайд№5)

  1. В каком году написано произведение?

  2. Каков жанр произведения «Бедная Лиза?

  3. Где происходят события в повести?

  4. Кто главные герои повести?

  5. Каково социальное положение Лизы и Эраста?

  6. От чьего лица ведется повествование?

  7. Чем занималась Лиза целыми днями?

  8. А почему Лизе пришлось работать?

  9. Какие цветы продавала Лиза, когда впервые увидела Эраста?

  10. Сколько рублей положил Эраст в карман Лизы?

  11. Что случилось с главной героиней?

4.Работа в группах (творческая работа)

Я сейчас подарю вам частичку сердца Лизы. Каждый выберет себе сердечко. Красные сердечки - 1 группа, розовые сердечки- 2 группа

- Сейчас мы рассмотрим взаимоотношения Лизы и Эраста: Как зарождаются и развиваются чувства между молодыми людьми.

- Сделайте презентацию: возможно это будут высказывания, рисунки, схемы, символы. (один рисует, другие пишут, кто-то ищет в книге цитаты). Все отразить в презентации. Есть ватман, фломастеры для работы. Время работы 10 минут.

- Критерии презентации: время, эстетичность, содержательность; защита проекта. ( слайд№4)

Каждой группе дается инструкция - схема.

Инструкция - схема для группы №1. Лиза:

1. Как зарождается и развивается любовь Лизы?

2. Какие чувства переполняют ее душу?

3. Помогают ли ей доводы рассудка?

4. Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

5. Какими чертами характера автор наделил Лизу?

6. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».

7. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?

8. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена

9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?

Инструкция - схема для группы №2. Эраст:

1. Каким предстал Эраст перед матерью Лизы?.

2. Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

3. Что привлекло Эраста в Лизе?

4. Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

5. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

6. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

7. Какими чертами характера автор наделил Эраста?

8. Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?

8) Защита презентаций учащимися. (7 мин)

Взаимооценивание.

После защиты презентации группы оценивают друг друга. Розовый стикер - понравилось, желтый - не очень, зеленый - не понравилось.

- 1 группа - докажите, что Лиза - положительный образ.

- 2 группа - докажите, что Лиза - отрицательный образ. (Совершила великий грех: потеряла невинность, обманула мать, не сказала про Эраста, бросилась в пруд, эгоистка, думает только о себе, а не о старенькой больной матери)

IV. Закрепление

- Почему Лиза добровольно ушла из жизни?

- Как вы считаете, правильно ли Лиза поступила, бросившись в пруд?

«Притчу о любви». Нужно прощать обиду, измену. Если любишь, прости.(слайд№

- Почему Лиза была похоронена не на кладбище, а у пруда?

V. Подведение итогов

1. Вывод

Да, ребята, демократичность (от «демос» - народ - слово на доске) сентиментализма проявилась не только в том, что героями становятся люди из народа, а в том, что они являются носителями положительных качеств, нравственной чистоты. Те, кто огражден богатством и знатностью от труда, обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность, становятся грубыми и жестокими. Люди, привыкшие заботиться и думать не только о себе, сохраняют и развивают заложенную от природы доброту и чувствительность. В этом заключался прогрессивный характер сентиментализма.

2.Выставление оценок

VI. Домашнее задание: Написать свой вариант развязки.






















© 2010-2022