- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Соколова Н.А. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа д. Леваны
Фалёнского района Кировской области
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора школы по УВР
_________________ Н.Г. Краева .
Учебная рабочая программа
по русскому языку
для 9 класса
Составила
учитель русского языка и литературы
Соколова Н.А.
Леваны -2013
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по русскому языку («Сборник нормативных документов» - М.: Дрофа, 2008 год), на основе примерной программы по русскому языку для основной общеобразовательной школы Y-IX классы (там же) и программы по русскому языку 5-9 классы/ Авторы программы В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Молодцова. Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Ф.Талалаева, Л.Д.Чеснокова (Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. - М.: Дрофа, 2008).
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ под ред. В.В.Бабайцевой:
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 класс, М., Дрофа, 2010
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи, М., Дрофа, 2009
Пичугов Ю.С. Русский язык. Практика. 9 класс, М., Дрофа, 2010
В соответствии с анализом рекомендованных министерством образования учебно-методических комплексов по русскому языку для основной и средней школы на предмет соответствия требованиям государственного стандарта общего образования, подготовленным кафедрой филологического образования КИПК и ПРО, в учебно-методическом комплексе под ред. В.В.Бабайцевой содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетентностей, представлено в достаточно полно. Необходимо обогатить содержание курса за счет включения тем, способствующих формированию культуроведческой компетентности. С целью обеспечения эффективности процесса формирования коммуникативной компетентности изучению подлежат следующие понятия: речевое общение, сферы и ситуации речевого общения, основные виды переработки текста, виды чтения, приемы работы с учебной книгой; создать условия для осуществления текстоцентрического принципа обучения как на репродуктивном (комплексный и аспектный анализ текстов, в том числе текстов русской художественной литературы), так и на продуктивном уровнях (создание устных и письменных текстов разных стилей и жанров).
Структура документа
Программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки девятиклассников, календарно - тематическое планирование уроков русского языка; литературу,использованную при составлении программы.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
В учебном плане МОУ ООШ д. Леваны на изучение русского языка в 9 классе отводится 68 часов из Федерального компонента.
Класс - общеобразовательный.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к русскому языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - освоение языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
-
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
-
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
-
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
-
признаки теста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
-
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
-
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
-
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
-
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
-
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
-
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
-
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
-
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознании роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
-
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-
увеличение словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса
-
Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных, изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
-
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-
производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
-
составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соотвествии с содержание и стилем создаваемого текста;
-
определять стиль и тип теста;
-
соблюдать все основные нормы русского литературного языка.
-
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами, находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слова.
Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей, составлять тезисы и конспекты. Собирать материал из различных источников, систематизировать и обобщать его. Строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка. Составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию). Писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 ЧАСОВ)
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Речевое общение
Речевое общение
Умение общаться - важная часть культуры человека.
Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности.
Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная (учебно-научная), общественно-политическая, официально-деловая.
Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.
Речевая деятельность
Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем - до 350 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; тезисы, конспект, аннотация). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Текст как продукт речевой деятельности
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Способы развития темы в тексте. Структура текста.
Композиционно-жанровое разнообразие текстов.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
Культура речи
Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения - основные составляющие культуры речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
языковОЙ и ЛингвистическОЙ (языковедческОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ
Общие сведения о русском языке
Наука о русском языке, ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.
Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык - национальный язык русского народа.
Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран Содружества Независимых Государств.
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие. Национальный язык - единство его различных форм (разновидностей).
Понятие о литературном языке. Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.
Нормированность (наличие норм) - основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).
Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические. Основные виды лингвистических словарей: толковые, этимологические, орфографические, орфоэпические, морфемные и словообразовательные, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари.
Грамматика
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.
Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.
Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.
Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.
Типы сложных предложений с разными видами связи.
Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.
Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т.д.)
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в корнях слов.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание окончаний в словах разных частей речи.
Н и нн в словах разных частей речи.
Употребление ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих и ц.
Слитное и дефисное написание слов.
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Правописание наречий.
Правописание предлогов, союзов, частиц.
Употребление строчной и прописной букв.
Правила переноса.
Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании пунктуационных знаков.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУрОВЕдЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Язык и культура
Отражение в языке культуры и истории народа.
Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания по ФГОС
Требования к уровню подготовки
Вид контроля, измерители
Дата проведения
план.
факт.
1
Основные формы существования национального русского языка
1
Вводный урок
Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Международное значение русского языка.. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, художественной литературе и исторических текстах, объяснение их значения с помощью лингвистических словарей(толкового, этимологического и др). В. И. Даль - выдающийся лингвист.
Русский язык - язык художественной литературы.
Понятие о русском литературном языке и его нормах. Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.
Знать о роли русского языка в мире; признаки текста и его функционально-смысловые типы; основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные); о заслугах В. И. Даля в лингвистике.
Уметь определять тему, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; свободно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста; рассказывать об этом замечательном собирателе русского языка, используя в своём высказывании цитаты из текста
Беседа, упражнения, выборочное изложение, с элементами сочинения, творческая работа
5.09
8.09
12.09
2
Понятие о литературном языке
1
Урок усвоения новых знаний
3
Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка
1
Повторительно-обобщающий урок
Повторение изученного в 5-8 классах (7 час)
4
Устная и письменная речь.
1
Урок
повторения
Устная и письменная речь, сходство и различие, основные признаки речи. Виды речи: монологическая и диалогическая.
Знать признаки устной и письменной речи; понятия монолог, диалог.
Уметь составлять сообщение на тему «Сравнительная характеристика
Беседа, упражнения, творческая работа, письмо по памяти, в/ф
15.09
5
Стили речи
1
Урок развития речи
Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Стили речи.. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
Знать: понятие стиля, отличительные особенности стилей русского языка, особенности употребления, жанры.
Уметь: определять стилистическую принадлежность текста, по его отличительным признакам.
Анализ статьи газеты (журнала), выявить языковые средства публицистического стиля
19.09
6
Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с однородными членами.
1
Повторительно-обобщающий урок
Понятие простое предложение. Признаки предложения. Основные виды предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Предложения двусоставное и односоставное. Виды односоставных предложений. Осложнённое простое предложение. Однородные члены предложения
Знать: Понятие простое предложение. Признаки предложения. Основные виды предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения двусоставное и односоставное. Виды односоставных предложений. Осложнённое простое предложение. Однородные члены предложения
Уметь: определять основные виды простого предложения, давать характеристику предложению, выделять главные члены предложения, разбирать предложение по членам предложения.
Объяснительный диктант
22.09
7
Предложение с обособленными членами
1
Повторительно-обобщающий урок
Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения. Обособленные определения. Обособленные обстоятельства. Уточняющие обособленные члены предложения
Знать: Понятие об обособлении. Обособленные определения. Обособленные обстоятельства. Уточняющие обособленные члены предложения
Уметь: выделять обособленные члены в предложении, ставить знаки препинания при обособленных членах предложения
26.09
8
Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями.
1
Повторительно-обобщающий урок
Обращение, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при обращении., вводных словах и вставных конструкциях.
Знать: понятие «Обращение, вводные слова и вставные конструкции.» Правила постановки знаков препинания при обращении, вводных словах и вставных конструкциях.
Уметь: находить в тексте обращения, вводные слова и вставные конструкции. Выделять пунктуационно на письме обращения, вводные слова и вставные конструкции.
29.09
9
Входной контроль.
1
Урок контроля
Простое предложение. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений; владеть орфографическими и пунктуационными знаниями
Диктант с грамматическим заданием
3.10
10
Р.Р.Описание по воображению и памяти.
1
Развитие речи
Наблюдение, отбор материала, определение основной мысли сочинения, составление плана, написание сочинения
Знать признаки текста и уметь пользоваться терминологией (композиция картины, передний план, палитра, тёплые и холодные цвета).
Уметь отбирать материал для сочинения по картине, составлять план сочинения, определять его идею и тему; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения; излагать правильно и свободно свои мысли в письменной форме
6.10
Сложное предложение (32 час)
11
Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений
1
Урок усвоения новых знаний
Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса.. Основные виды сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные)
Знать: Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса.. Основные виды сложных предложений.
Уметь: находить сложные предложения в тексте, отличать простое и сложное предложение, различать виды сложных предложений, ставить знаки препинания в сложном предложении, выделять грамматическую основу предложения., создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи
Составить таблицу «Основные виды сложных предложений» Заполнить её примерами.
10.10
12
Понятие о сложносочинённом предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП.
1
Урок усвоения новых знаний
Сложносочинённые предложения (союзы и их значение в этих предложениях). Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях
Знать определение сложносочинённых предложений, смысловые отношения в сложносочиненных предложениях, роль сочинительных союзов в предложении, группы сочинительных союзов.
Уметь устанавливать смысловые отношения между частями ССП; объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить пунктуационный разбор
Работа с учебником, упражнения, составление схем
13.10
13
Сложносочинённое предложение. Знаки препинания при нём.
1
Урок усвоения новых знаний.
ССП с соединительными , противительными, разделительными союзами. Знаки препинания в ССП.
Знать соединительные, противительные и разделительные союзы в ССП.
Уметь определять смысловые отношения в ССП с соединительными, противительными и разделительными союзами; расставлять знаки препинания и указывать смысловые отношения между простыми предложениями в ССП; составлять схемы данных предложений
Составить схемы предложений
17.10
14
Смысловые отношения между частями ССП и способы его выражения.
1
Урок усвоения новых знаний
ССП с соединительными , противительными, разделительными союзами. Знаки препинания в ССП.
Знать соединительные, противительные и разделительные союзы в ССП.
Уметь определять смысловые отношения в ССП с соединительными, противительными и разделительными союзами; расставлять знаки препинания и указывать смысловые отношения между простыми предложениями в ССП; составлять схемы данных предложений
20.10
15
Знаки препинания в СПП с общим второстепенным членом
1
Урок усвоения новых знаний
Общий второстепенный член. Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.
Знать: правила постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с общим второстепенным членом.
Уметь: расставлять знаки препинания и указывать смысловые отношения между простыми предложениями в ССП; составлять схемы данных предложений
24.10
16
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП
1
Повторительно-обобщающий урок
План синтаксического и пунктуационного разбора сложносочинённого предложения
Знать план синтаксического и пунктуационного разбора ССП.
Уметь производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор ССП
26.10
17
Контрольная работа по теме «ССП»
1
Урок контроля
Сложносочинённое предложение. Правила постановки знаков препинания между частями сложносочинённого предложения.
Применение орфографических и пунктуационных знаний на уровне ОС
Осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений; владеть орфографическими и пунктуационными знаниями на уровне ОС
Уметь: расставить знаки препинания в тексте со сложносочинёнными предложениями
Контрольный диктант с грамматическим заданием
27.10
18
Анализ контрольной работы
1
Урок коррекции знаний
Сложносочинённое предложение и знаки препинания между частями ССП.
Ликвидация пробелов, работа над ошибками
Уметь: определять смысловые отношения в ССП с соединительными, противительными и разделительными союзами; расставлять знаки препинания и указывать смысловые отношения между простыми предложениями в ССП; составлять схемы данных предложений
7.11
19-20
Р.Р. Рассказ. Средства художественной выразительности
2
Развитие речи
Основные особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи
(рассказ, беседа, спор).
Рассказ - один из основных жанров разговорной речи. Композиция рассказа. Последовательность микротекстов. Средства художественной выразительности.
Знать основные жанры разговорной речи (спор, беседа, рассказ)Знать и понимать композицию
рассказа.
Уметь определять композиционные элементы рассказа, его основную мысль, создавать сочинение в жанре рассказа (определять замысел, сюжет), определять последовательность микротекстов, использовать выразительные средства языка, соблюдать нормы русского языка.
Рассказ по пословице. Тест «Средства художественной выразительности»
10.11
21
Понятие о сложноподчинённом предложении. Строение СПП, средства связи его частей
1
Урок усвоения новых знаний
Сложноподчинённые предложения (союзы и их значение в этих предложениях). Смысловые отношения в сложноподчинённых предложениях. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП Составление схем СПП, употребление в речи. Сложноподчинённых предложений.
Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь «видеть» в словах ранее изученные орфограммы; сравнивать и анализировать языковые факты, выполнять работу над ошибками; правильно ставить знаки препинания и составлять схемы
Работа с учебником, упражнения, составление схем, проблемные задания
14.11
22
Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.
1
Урок усвоения новых знаний
Подчинительные союзы и союзные слова
Знать об отличительных признаках союзов и союзных слов в СПП; омонимии союзов и союзных слов
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи; отличать союзы что, как, когда от союзных слов
Работа с учебником, упражнения, составление схем,
проблемные задания, опорные схемы
17.11
23
Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
1
Урок усвоения новых знаний
Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. Подчинительные союзы так как, потому что, после того как, с тех пор как и др.
Уметь видеть указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос; выделять (находить) средства связи в СПП, анализировать языковые явления, определять тип связи между предложениями
Работа с учебником, упражнения, составление схем, проблемные задания, опорные схемы.
21.11
24
Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к
главному.
1
Урок закрепления изученного
24.11
25-26
Р.Р.Способы компрессии текста. Сжатое изложение по рассказу В.Распутина.
1
Развитие речи
Основные способы компрессии текста.
Изложение содержания прослушанного текста.
Сжатое изложение по рассказу В.Распутина.
Знать основные способы компрессии текста.
Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, сжато его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения)
Работа с книгой. Проблемные задания, творческая работа
28.11
1.12
27
Виды придаточных предложений
1
Урок усвоения новых знаний
Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Строение СПП разных видов
Знать основные виды придаточных предложений; отличи- тельные особенности СПП с разными придаточными.
Уметь объяснять постановку знаков препинания в СПП, вычленять их из текста и правильно употреблять их в речи; производить анализ изучаемых синтаксических единиц с точки зрения уместности их употребления в тексте; строить схемы ССП.
тельной придаточной частью;
заменять причастные обороты
придаточными определительными
5.12
28
Придаточные подлежащные и придаточные сказуемные
1
Урок усвоения новых знаний
СПП с придаточными подлежащными и сказуемными; особенности строения, роль указательных слов.
Знать: СПП с придаточными подлежащными и сказуемными; особенности строения, роль указательных слов..
Уметь: определять вид придаточного предложения.
8.12
29
Придаточные определительные
1
Урок усвоения новых знаний
Понятие о видах
придаточных предложений и отличительные особенности придаточных определительных и местоименно-определительных.
Знать основные виды придаточных предложений; отличи- тельные особенности СПП с придаточными определительными.
Уметь объяснять постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять их в речи; производить анализ изучаемых синтаксических единиц с точки зрения уместности их употребления в тексте; употреблять в собственном высказывании синонимичные данным синтаксические конструкции; по данным схемам строить
и записывать СПП с определительной придаточной частью; заменять причастные обороты
придаточными определительными
Работа с книгой, проблемные задания
12.12
30
Придаточные определительные
1
Урок закрепления изученного
15.12
31
Придаточные дополнительные
1
Урок усвоения новых знаний
Особенности СПП
с придаточными дополнительными.
Знать особенности СПП с придаточными дополнительными.
. Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи; доказывать, что в одних предложениях союз что присоединяет придаточное дополнительное, а в других определительное; составлять план, определять тип и стиль текста, сжато его излагать в 4-6 предложениях; выделенные предложения употребить без парцелляции
Работа с книгой, проблемные задания, творческая работа
19.12
32-33
Р.Р.Книга для души.
2
Развитие речи
Основные особенности научного стиля. Основные жанры научного стиля
(отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия). рецензия как один из жанров научного стиля. Особенности.
Знать и понимать особенности жанра рецензии.
Уметь сопоставлять исходные тексты воспоминания о книге, уметь писать художественное произведение, оценивать тему, основную мысль, композицию, язык, использовать в своем тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторское отношение к прочитанному.
Подготовить презентацию «Книга для души»
22.12
34
Придаточные обстоятельственные
1
Урок усвоения новых знаний
Виды обстоятельственных придаточных. Придаточные времени и места, образа действия и степени
Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными; временные союзы, вопросы к придаточным места, образа действия и степени.
Уметь составлять по данным схемам СПП с придаточными места и времени, образа действия и степени, правильно расставлять запятые.
Работа с книгой, проблемные задания
26.12
35
Придаточные обстоятельственные
1
Урок усвоения новых знаний
СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия, их общее значение
Знать, что СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия имеют общее значение обусловленности. Уметь определять вид придаточного; составлять схемы предложений; устанавливать причинно-следственные связи между частями СПП, правильно задавать вопросы и расставлять знаки препинания; определять место придаточного по отношению к главному, перестраивать предложения, выражая в нём уступительные отношения
Упражнения, диктант с грамматическим заданием, мини-сочинение
29.12
36
СПП с несколькими придаточными
1
Урок усвоения новых знаний
Понятие о многочленных придаточных. Два вида подчинительной связи; соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное.
Знать определение многочленных придаточных, виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными.
Уметь определять вид подчинительной связи, оформлять запись по образцу, объяснять постановку знаков препинания
12.01
37
Различные способы выражения сравнения
1
Повторительно-обобщающий урок
Сравнение и способы его выражения
Знать СПП с придаточными сравнительными.
Уметь определять, какое придаточное имеет сравнительное значение; правильно отмечать границы простых предложений в составе СПП, расставлять знаки препинания, составлять схемы
16.01
38
Обобщение и систематизация изученного по теме «СПП»
1
Повторительно-обобщающий урок
Сложноподчинённое предложение, виды придаточных. СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в сложноподчиненном предложении. План синтаксического разбора СПП
Знать: Сложноподчинённое предложение, виды придаточных, знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Уметь: определять виды придаточных, расставлять знаки препинания в СПП, составлять схемы, выполнять синтаксический разбор СПП.
19.01
39
Р.Р.Сочинение на грамматическую тему
1
Развитие речи
Понятие о сочинении на грамматическую тему.
Критерии оценивания сочинения на грамматическую тему.
Уметь: составлять связное аргументированное высказывание на грамматическую тему.
Написать сочинение (по типу ГИА) на лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?»
23.01
40-41
Р.Р. Портретный очерк.
2
Развитие речи
Особенности публицистического стиля. Жанры публицистического стиля (выступление, статья, интервью, очерк). Композиция и герой портретного очерка. Средства выразительности Интервью как возможный элемент очерка. Портретная зарисовка.
Знать и понимать жанровое своеобразие портретного очерка.
Уметь писать сочинение в жанре портретного очерка, сочетать в нем следующие компоненты: портрет героя, рассказ о главном деле его жизни, его интересах, увлечениях, взаимоотношениях с окружающими, использовать при написании средства выразительности, соблюдать нормы русского языка.
Составление сложного плана портретного очерка. Написание сочинения-миниатюры.
26.01
30.01
42
Контрольная работа по теме «СПП»
1
Урок контроля
Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм на уровне образовательного стандарта (ОС) по теме «СПП»
Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений; владеть орфографическими и пунктуационными знаниями на уровне ОС
Контрольный диктант с грамматическим заданием
2.02
43
Понятие о бессоюзном сложном предложении
1
Урок усвоения новых знаний
Понятие о БСП. Интонация в БСП. БСП со значением перечисления; постановка запятой и точки с запятой в БСП
Знать понятие о бессоюзном сложном предложении. Отличительные признаки БСП от ССП и СПП. БСП со значением перечисления; постановка запятой и точки с запятой в БСП
Уметь: находить в тексте БСП, расставлять знаки препинания.
6.02
44
Тире в бессоюзном сложном предложении
1
Урок усвоения новых знаний
Правила постановки тире в БСП
Знать правила постановки тире в БСП, выразительные возможности БСП.
Уметь находить в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности; соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи
Работа с книгой, проблемные задания
9.02
45
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
1
Урок усвоения новых знаний
Правила постановки двоеточия в БСП
Знать правила постановки двоеточия в БСП, выразительные возможности БСП.
Уметь находить в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности; соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи
Работа с книгой, проблемные задания, самодиктант, презентация «Синтаксис и пунктуация»
13.02
46-47
Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»
2
Повторительно-обобщающий урок
Синтаксический и пунктуационный разборы СБП;
употребление СБП в речи
Знать отличительные признаки БСП, виды придаточных предложений, виды подчинения.
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы БСП, ,владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка; уметь создавать устные и письменные высказывания на нравственно-этические темы с использованием БСП.
Работа с книгой, проблемные задания, лист взаимоконтроля, контрольные карточки
16.02
20.02
48
Контрольная работа по теме «БСП»
1
Урок контроля
Систематизация знаний по теме «БСП». Соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Знать возможности БСП.
Уметь анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые единицы, средства связи; систематизировать и обобщать изученное; соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи; осуществлять самоконтроль, самоанализ, самооценку выполненной работы
Зачёт по теме «БСП»
27.02
49-50
Изложение с элементами сочинения
2
Развитие речи
Изложение содержания прочитанного текста. Сжатое изложение текста с дополнительным заданием
Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, сжато излагать в той логической последовательности, которую установили; отвечать на дополнительный вопрос задания (элемент сочинения), самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст
Работа с книгой, проблемные задания, творческая работа
1.03
5.03
51
Сложные предложения с разными видами связи
1
Урок усвоения новых знаний
Сложное предложение с различными видами связи. Особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной , подчинительной и бессоюзной связью,.
Знать отличительные особенности сложных предложений с сочинительной ,подчинительной и бессоюзной связью.
Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить предложения с разными видами связи и употреблять их в речи.
Составить схемы предложений
12.03
52-53
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
2
Урок закрепления и обобщения изученного
Особенности пунктуации в сложных предложениях с различными видами связи. План синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи
Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.
Уметь производить лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения синтаксиса сложного предложения с разными видами связи; создавать мини-тексты, употребляя в них сложные предложения с разными видами связи
Работа с книгой, проблемные задания
15.03
19.03
54
Контрольная работа по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи»
1
Урок контроля
Соблюдение орфографических и пунктуационных норм на уровне ОС по теме «Сложные предложения с разными видами связи»
Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений; владеть орфографическими и пунктуационными знаниями на уровне ОС
Контрольный диктант с грамматическим заданием
21.03
55
Р.Р. Разговорный стиль
1
Развитие речи
Повторительно-обобщающий урок
Особенности разговорного стиля речи. Основные жанры разговорного стиля
(рассказ, беседа, спор). Использование элементов разговорного стиля речи в художественной литературе как средство выразительности. Диалог как компонент художественного произведения. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые выражения в жанрах разговорной речи.
Знать и понимать основные признаки разговорной речи.
Уметь различать стили речи, определять особенности разговорного стиля, анализировать тексты разговорного стиля, производить стилистический разбор по плану: определение цели высказывания, сферы применения в устной и письменной речи, средства языка, характерные для данного стиля, предупреждать ошибки смешения стилей и форм речи.
практикум
2.04
56
Р.Р. Научный и официально-деловой стиль речи
1
Развитие речи
Повторительно-обобщающий урок
Особенности научного и официально-делового стиля речи. Основные жанры научного и официально-делового стиля речи. Функции и сфера применения научного и официально-делового стиля речи.
Знать и понимать функции и сферу применения научного и официально-делового стилей речи.
Уметь анализировать тексты данных стилей, определять языковые средства, характерные для этих стилей, создавать собственные высказывания в научном и официально-деловом стиле, сохраняя их особенности, соблюдая специфику жанра (объявление, расписка, доверенность, заявление, характеристика, автобиография, резюме); составлять конспект и план учебной статьи учебника, учебных пособий, лингвистических книг для учащихся, готовить материал для устных и письменных сообщений на лингвистическую тему.
практикум
5.04
57
Способы передачи чужой речи.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
1
Урок усвоения новых знаний
Способы передачи чужой речи. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Интонация предупреждения и интонация пояснения в комментирующей части. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Знать понятия чужая речь, комментирующая часть; место комментирующей части в предложении; глаголы, обозначающие чужую речь. Правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Уметь распространять комментирующую часть предложений с чужой речью на основе данных схем, расставлять знаки препинания.
Упражнения, тренинг, практикум
9.04
58
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.
1
Урок усвоения новых знаний
Отличие прямой речи от косвенной.
Знать об отличии прямой речи от косвенной; о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. Уметь составлять протокол с использованием предложений с косвенной речью.
Упражнения, тренинг, практикум
12.04
59
Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.
1
Урок усвоения новых знаний
Способы передачи чужой речи. Цитата. Знаки препинания при цитировании
Знать о способах передачи чужой речи.
Уметь составлять и записывать предложения с цитатами; находить цитаты в тексте; определять основную мысль цитаты и вводить её в текст двумя способами: 1) как прямую речь 2) как часть предложения
Выборочная работа с текстами художественных произведений.
16.04
60
Систематизация и обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи»
1
Повторительно-обобщающий урок
Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.
Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции при передаче чужой речи
Выборочная работа с текстами художественных произведений, тестирование
19.04
61
Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи»
1
Урок контроля
Основные способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм по теме.
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки
Контрольный диктант с грамматическим заданием
23.04
62
Р.Р. Публицистический и художественные стили.
1
Развитие речи. Повторительно-обобщающий урок
Основные особенности публицистического и художественного стилей. Основные жанры публицистического стиля Понятие публичная речь, отличие от публицистиче-ской; особенности публичной речи. Основные жанры публицистического стиля (выступление, очерк)
Знать понятия публичная речь и публицистический стиль.
Уметь различать эти понятия; составлять план и выписывать цитаты из выступления в соответствии с планом.
проблемные задания, составление плана
26.04
63-64
Р.Р. Изложение с элементами сочинения (итоговый урок)
2
Развитие речи. Урок обобщения изученного
Сжатое изложение текста с дополнительным заданием
Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, сжато его излагать в той логической последовательности, которую установили; отвечать на дополнительный вопрос задания (элемент сочинения); самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст
Изложение с элементами сочинения
3.05
7.05
65
Фонетика. Графика. Орфография.
Орфоэпия.
1
Повторительно-обобщающий урок
Понятия фонетика, графика. Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Нормы произношения слов и интонирование предложений.
Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы, основные выразительные средства фонетики.
Уметь применять их в речи, вступать в речевое общение; применять знания по фонетике в практике правописаниями говорения, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, применять знания и умения по фонетике в практике правописания.
Практикум
14.05
66
Морфемика и орфография
1
Повторительно-обобщающий урок
Систематизация знаний по морфемике. Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов. Основные выразительные средства словообразования. Морфемика и орфография.
Знать грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль изученных частей речи; основные выразительные средства морфемики..
Уметь применять их в собственной речевой практике и на письме, применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Тренинг
17.05
67
Морфология и орфография
1
Повторительно-обобщающий урок
Систематизация знаний по морфологии. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии.
Знать грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль изученных частей речи; основные выразительные средства морфологии.
Уметь применять их в собственной речевой практике и на письме, применять знания и умения по морфологии в практике правописания.
Тренинг
21.05
68
Синтаксис. Пунктуация
1
Повторительно-обобщающий урок
Систематизация знаний о синтаксисе: словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса., синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, виды предложений, грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения., простое предложение, осложнённое однородными членами, обособленными членами, уточняющими членами, вводными словами и предложениями, обращениями; виды сложных предложений, сложные предложения с разными видами связи., способы передачи чужой речи. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса.
Знать опознавательные признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.
Уметь: применять знания и умения по синтаксису в практикеправописания.
Тренинг
24.05
Ресурсное обеспечение рабочей программы
-
Литература
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку. //Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - Дрофа, 2008.
-
Примерная программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (5-9 классы). // Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - Дрофа, 2008.
-
Программа по русскому языку. 5-9 классы. / Авторы В.В.Бабайцева и др. // Сборник Русский язык. Программы для общеобразовательных учреждений. - Дрофа, 2008.
-
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс. - Дрофа, 2008.
-
Русский язык. Практика 9 класс. / Под ред. Пичугова Ю.С. - Дрофа, 2009.
-
Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 9 класс. - Дрофа, 2009.
-
Русский язык. Поурочное планирование к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой. 5-9 классы. / Авторы А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов. - Дрофа, 2000.
-
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. / Пособие для школьников, студентов-филологов, преподавателей. - Айрис - пресс, 2004.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - Айрис- Пресс, 2003.
-
Рекомендации кафедры филологического образования по реализации БУП в 2008-2009, 2009-2010 учебном году
-
Рылова А.С. Формирование коммуникативной компетентности учащихся в курсе «Основы проектной деятельности»: методическое пособие. - Киров: КИПК и ПРО, 2009.
-
Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации-2009: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации. - Ростов н/Д: Легион, 2008.
-
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В.Егорова. - М.: ВАКО, 2009.
-
Бабурина М.А. Русский язык. 9 класс. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь. - М.; Эксмо, 2009.
-
Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-9 классы. - Интеллект, 2009.
-
-
Медиаресурсы
-
rusedu.ru
-
uroki.net.
-
solnet.ru
-
uchportal.ru/
-
1september.ru/
-
openclass.ru/
-