Рабочая программа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа д. Леваны

Фалёнского района Кировской области

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора школы по УВР

_________________ Н.Г. Краева .


Учебная рабочая программа

по русскому языку

для 9 класса





Составила

учитель русского языка и литературы

Соколова Н.А.


Леваны -2013



Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по русскому языку («Сборник нормативных документов» - М.: Дрофа, 2008 год), на основе примерной программы по русскому языку для основной общеобразовательной школы Y-IX классы (там же) и программы по русскому языку 5-9 классы/ Авторы программы В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Молодцова. Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Ф.Талалаева, Л.Д.Чеснокова (Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. - М.: Дрофа, 2008).

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ под ред. В.В.Бабайцевой:

Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 класс, М., Дрофа, 2010

Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи, М., Дрофа, 2009

Пичугов Ю.С. Русский язык. Практика. 9 класс, М., Дрофа, 2010

В соответствии с анализом рекомендованных министерством образования учебно-методических комплексов по русскому языку для основной и средней школы на предмет соответствия требованиям государственного стандарта общего образования, подготовленным кафедрой филологического образования КИПК и ПРО, в учебно-методическом комплексе под ред. В.В.Бабайцевой содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетентностей, представлено в достаточно полно. Необходимо обогатить содержание курса за счет включения тем, способствующих формированию культуроведческой компетентности. С целью обеспечения эффективности процесса формирования коммуникативной компетентности изучению подлежат следующие понятия: речевое общение, сферы и ситуации речевого общения, основные виды переработки текста, виды чтения, приемы работы с учебной книгой; создать условия для осуществления текстоцентрического принципа обучения как на репродуктивном (комплексный и аспектный анализ текстов, в том числе текстов русской художественной литературы), так и на продуктивном уровнях (создание устных и письменных текстов разных стилей и жанров).

Структура документа

Программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки девятиклассников, календарно - тематическое планирование уроков русского языка; литературу,использованную при составлении программы.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

В учебном плане МОУ ООШ д. Леваны на изучение русского языка в 9 классе отводится 68 часов из Федерального компонента.

Класс - общеобразовательный.

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к русскому языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - освоение языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки теста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознании роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличение словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9 класса


  1. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных, изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  2. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

    • производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

    • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соотвествии с содержание и стилем создаваемого текста;

    • определять стиль и тип теста;

    • соблюдать все основные нормы русского литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами, находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слова.

Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей, составлять тезисы и конспекты. Собирать материал из различных источников, систематизировать и обобщать его. Строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка. Составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию). Писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 ЧАСОВ)

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ


Речевое общение

Речевое общение

Умение общаться - важная часть культуры человека.

Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности.

Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная (учебно-научная), общественно-политическая, официально-деловая.

Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.

Речевая деятельность

Речь как деятельность.

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем - до 350 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.

Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; тезисы, конспект, аннотация). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

Текст как продукт речевой деятельности

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Способы развития темы в тексте. Структура текста.

Композиционно-жанровое разнообразие текстов.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

Культура речи

Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения - основные составляющие культуры речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.


СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
языковОЙ и ЛингвистическОЙ (языковедческОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ

Общие сведения о русском языке

Наука о русском языке, ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык - национальный язык русского народа.

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран Содружества Независимых Государств.

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие. Национальный язык - единство его различных форм (разновидностей).

Понятие о литературном языке. Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.

Нормированность (наличие норм) - основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические. Основные виды лингвистических словарей: толковые, этимологические, орфографические, орфоэпические, морфемные и словообразовательные, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари.

Грамматика

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.

Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.

Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.

Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.

Типы сложных предложений с разными видами связи.

Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.

Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.

Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.

Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т.д.)

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание суффиксов в словах разных частей речи.

Правописание окончаний в словах разных частей речи.

Н и нн в словах разных частей речи.

Употребление ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих и ц.

Слитное и дефисное написание слов.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Правописание наречий.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

Употребление строчной и прописной букв.

Правила переноса.

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).

Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании пунктуационных знаков.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУрОВЕдЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Язык и культура

Отражение в языке культуры и истории народа.

Русский речевой этикет.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)




№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания по ФГОС

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Дата проведения




план.

факт.

1

Основные формы существования национального русского языка

1

Вводный урок

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Междуна­родное значение рус­ского языка.. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, художественной литературе и исторических текстах, объяснение их значения с помощью лингвистических словарей(толкового, этимологического и др). В. И. Даль - выдающийся лин­гвист.

Русский язык - язык художественной литературы.

Понятие о русском литературном языке и его нормах. Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

Знать о роли русского языка в мире; признаки текста и его функционально-смысловые ти­пы; основные нормы русского литературного языка (орфогра­фические и пунктуационные); о заслугах В. И. Даля в лин­гвистике.

Уметь определять тему, функ­ционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особен­ности текста; свободно излагать свои мысли в письменной фор­ме, соблюдать нормы постро­ения текста; рассказывать об этом замечательном собирателе русского языка, используя в своём высказывании цитаты из текста

Беседа, упраж­нения, выбо­рочное изложение, с элементами сочи­нения, творческая работа

5.09




8.09




12.09

2

Понятие о литературном языке

1

Урок усвоения новых знаний

3

Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка

1

Повторительно-обобщающий урок

Повторение изученного в 5-8 классах (7 час)


4

Устная и пись­менная речь.

1

Урок

повторения

Устная и письменная речь, сходство и раз­личие, основные при­знаки речи. Виды ре­чи: монологическая и диалогическая.

Знать признаки устной и пись­менной речи; понятия монолог, диалог.

Уметь составлять сообщение на тему «Сравнительная характеристика

Беседа, упраж­нения, творче­ская работа, письмо по па­мяти, в/ф

15.09

5

Стили речи

1

Урок развития речи

Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Стили речи.. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Знать: понятие стиля, отличительные особенности стилей русского языка, особенности употребления, жанры.

Уметь: определять стилистическую принадлежность текста, по его отличительным признакам.

Анализ статьи газеты (журнала), выявить языковые средства публицистического стиля

19.09

6

Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с однородными членами.

1

Повторительно-обобщающий урок

Понятие простое предложение. Признаки предложения. Основные виды предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Предложения двусоставное и односоставное. Виды односоставных предложений. Осложнённое простое предложение. Однородные члены предложения

Знать: Понятие простое предложение. Признаки предложения. Основные виды предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения двусоставное и односоставное. Виды односоставных предложений. Осложнённое простое предложение. Однородные члены предложения

Уметь: определять основные виды простого предложения, давать характеристику предложению, выделять главные члены предложения, разбирать предложение по членам предложения.

Объяснительный диктант

22.09

7

Предложение с обособленными членами

1

Повторительно-обобщающий урок

Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения. Обособленные определения. Обособленные обстоятельства. Уточняющие обособленные члены предложения

Знать: Понятие об обособлении. Обособленные определения. Обособленные обстоятельства. Уточняющие обособленные члены предложения

Уметь: выделять обособленные члены в предложении, ставить знаки препинания при обособленных членах предложения

26.09

8

Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями.

1

Повторительно-обобщающий урок

Обращение, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при обращении., вводных словах и вставных конструкциях.

Знать: понятие «Обращение, вводные слова и вставные конструкции.» Правила постановки знаков препинания при обращении, вводных словах и вставных конструкциях.

Уметь: находить в тексте обращения, вводные слова и вставные конструкции. Выделять пунктуационно на письме обращения, вводные слова и вставные конструкции.

29.09

9

Входной контроль.

1

Урок контроля

Простое предложение. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Уметь осуществлять самокон­троль, самоанализ языковых явлений; владеть орфографиче­скими и пунктуационными зна­ниями

Диктант с грамматическим заданием

3.10

10

Р.Р.Описание по воображению и памяти.

1

Развитие речи

Наблюдение, отбор материала, определе­ние основной мысли сочинения, составле­ние плана, написание сочинения

Знать признаки текста и уметь пользоваться терминологией (композиция картины, перед­ний план, палитра, тёплые и холодные цвета).

Уметь отбирать материал для сочинения по картине, со­ставлять план сочинения, опре­делять его идею и тему; осуще­ствлять выбор и организацию языковых средств в соответст­вии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения; из­лагать правильно и свободно свои мысли в письменной форме

6.10

Сложное предложение (32 час)

11


Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений

1

Урок усвоения новых знаний

Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса.. Основные виды сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные)

Знать: Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса.. Основные виды сложных предложений.

Уметь: находить сложные предложения в тексте, отличать простое и сложное предложение, различать виды сложных предложений, ставить знаки препинания в сложном предложении, выделять грамматическую основу предложения., создавать сино­нимичные конструкции слож­ных предложений и использо­вать их в речи

Составить таблицу «Основные виды сложных предложений» Заполнить её примерами.

10.10

12

Понятие о сложносочинённом предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП.

1

Урок усвоения новых знаний

Сложносочинённые предложения (союзы и их значение в этих предложениях). Смы­словые отношения в сложносочинённых предложениях

Знать определение сложносо­чинённых предложений, смысловые отношения в сложносочиненных предложениях, роль сочинительных союзов в пред­ложении, группы сочинитель­ных союзов.

Уметь устанавливать смысло­вые отношения между частями ССП; объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить пунктуационный разбор

Работа с учебником, упраж­нения, состав­ление схем

13.10

13

Сложносочинённое предложение. Знаки препинания при нём.

1

Урок усвоения новых знаний.

ССП с соединительными , противительными, разделитель­ными союзами. Знаки препинания в ССП.

Знать соединительные, противительные и разделительные союзы в ССП.

Уметь определять смысловые отношения в ССП с соединительными, противительными и раздели­тельными союзами; расставлять знаки препинания и указывать смысловые отношения между простыми предложениями в ССП; составлять схемы дан­ных предложений

Составить схемы предложений

17.10

14

Смысловые отношения между частями ССП и способы его выражения.

1

Урок усвоения новых знаний

ССП с соединительными , противительными, разделитель­ными союзами. Знаки препинания в ССП.

Знать соединительные, противительные и разделительные союзы в ССП.

Уметь определять смысловые отношения в ССП с соединительными, противительными и раздели­тельными союзами; расставлять знаки препинания и указывать смысловые отношения между простыми предложениями в ССП; составлять схемы дан­ных предложений

20.10

15

Знаки препинания в СПП с общим второстепенным членом

1

Урок усвоения новых знаний

Общий второстепенный член. Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.

Знать: правила постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с общим второстепенным членом.

Уметь: расставлять знаки препинания и указывать смысловые отношения между простыми предложениями в ССП; составлять схемы дан­ных предложений

24.10

16

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

1

Повторительно-обобщающий урок

План синтаксического и пунктуационного разбора сложносочинённого предложения

Знать план синтаксического и пунктуационного разбора ССП.

Уметь производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор ССП

26.10

17

Контрольная работа по теме «ССП»

1

Урок контроля

Сложносочинённое предложение. Правила постановки знаков препинания между частями сложносочинённого предложения.

Применение орфо­графических и пунк­туационных знаний на уровне ОС

Осуществлять самокон­троль, самоанализ языковых явлений; владеть орфографиче­скими и пунктуационными зна­ниями на уровне ОС

Уметь: расставить знаки препинания в тексте со сложносочинёнными предложениями

Контрольный диктант с грамматическим заданием

27.10

18

Анализ контрольной работы

1

Урок коррекции знаний

Сложносочинённое предложение и знаки препинания между частями ССП.

Ликвидация пробелов, работа над ошибками

Уметь: определять смысловые отношения в ССП с соединительными, противительными и раздели­тельными союзами; расставлять знаки препинания и указывать смысловые отношения между простыми предложениями в ССП; составлять схемы дан­ных предложений

7.11

19-20

Р.Р. Рассказ. Средства художественной выразительности

2

Развитие речи

Основные особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи

(рассказ, беседа, спор).

Рассказ - один из основных жанров разговорной речи. Композиция рассказа. Последовательность микротекстов. Средства художественной выразительности.

Знать основные жанры разговорной речи (спор, беседа, рассказ)Знать и понимать композицию

рассказа.

Уметь определять композиционные элементы рассказа, его основную мысль, создавать сочинение в жанре рассказа (определять замысел, сюжет), определять последовательность микротекстов, использовать выразительные средства языка, соблюдать нормы русского языка.

Рассказ по пословице. Тест «Средства художественной выразительности»

10.11

21

Понятие о сложноподчинённом предложении. Строение СПП, средства связи его частей

1

Урок усвоения новых знаний

Сложноподчинённые предложения (союзы и их значение в этих предложениях). Смысловые отноше­ния в сложноподчи­нённых предложени­ях. Место придаточного предложения по от­ношению к главному. Знаки препинания в СПП Составление схем СПП, употребление в речи. Сложноподчинённых предложений.

Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь «видеть» в словах ранее изученные орфограммы; срав­нивать и анализировать языко­вые факты, выполнять работу над ошибками; правильно ста­вить знаки препинания и со­ставлять схемы

Работа с учеб­ником, упраж­нения, состав­ление схем, проблемные задания

14.11

22

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

1

Урок усвоения новых знаний

Подчинительные союзы и союзные слова

Знать об отличительных при­знаках союзов и союзных слов в СПП; омонимии союзов и союзных слов

Уметь производить пунктуа­ционный и синтаксический раз­боры СПП, правильно исполь­зовать их в речи; отличать сою­зы что, как, когда от союзных слов

Работа с учеб­ником, упраж­нения, состав­ление схем,

проблемные задания, опор­ные схемы

17.11

23

Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

1

Урок усвоения новых знаний

Указательные слова. Особенности присоединения придаточ­ных предложений к главному. Подчи­нительные союзы так как, потому что, после того как, с тех пор как и др.

Уметь видеть указательные слова и определять в соответст­вии с этим вид придаточного, находить слово, к которому от­носится придаточное предло­жение, и задавать от него во­прос; выделять (находить) сред­ства связи в СПП, анализиро­вать языковые явления, опреде­лять тип связи между предло­жениями

Работа с учеб­ником, упраж­нения, состав­ление схем, проблемные задания, опор­ные схемы.

21.11

24

Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к

главному.

1

Урок закрепления изученного

24.11

25-26

Р.Р.Способы компрессии текста. Сжатое изложение по рассказу В.Распутина.

1

Развитие речи

Основные способы компрессии текста.

Изложение содержания прослушанного текста.

Сжатое изложение по рассказу В.Распутина.

Знать основные способы компрессии текста.

Уметь составлять план, опре­делять тип и стиль текста, сжа­то его излагать, отвечать на во­прос задания (элемент сочи­нения)

Работа с кни­гой. Проблем­ные задания, творческая ра­бота

28.11

1.12

27

Виды придаточных предложений

1

Урок усвоения новых знаний

Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. Строение СПП разных видов

Знать основные виды придаточных предложений; отличи- тельные особенности СПП с разными придаточными.

Уметь объяснять постановку знаков препинания в СПП, вычленять их из текста и правильно употреблять их в речи; производить анализ изу­чаемых синтаксических единиц с точки зрения уместности их употребления в тексте; строить схемы ССП.

тельной придаточной частью;

заменять причастные обороты

придаточными определительными

5.12

28

Придаточные подлежащные и придаточные сказуемные

1

Урок усвоения новых знаний

СПП с придаточными подлежащными и сказуемными; особенности строения, роль указательных слов.

Знать: СПП с придаточными подлежащными и сказуемными; особенности строения, роль указательных слов..

Уметь: определять вид придаточного предложения.

8.12

29

Придаточные определительные

1

Урок усвоения новых знаний

Понятие о видах

придаточных пред­ложений и отличи­тельные особенности придаточных опреде­лительных и местоименно-определительных.

Знать основные виды придаточных предложений; отличи- тельные особенности СПП с придаточными определитель­ными.

Уметь объяснять постановку знаков препинания в СПП с придаточными определитель­ными, вычленять их из текста и правильно употреблять их в речи; производить анализ изу­чаемых синтаксических единиц с точки зрения уместности их употребления в тексте; употреблять в собственном вы­сказывании синонимичные дан­ным синтаксические конструкции; по данным схемам строить

и записывать СПП с определительной придаточной частью; заменять причастные обороты

придаточными определительными

Работа с книгой, проблем­ные задания

12.12

30

Придаточные определительные

1

Урок закрепления изученного

15.12

31

Придаточные дополнительные

1

Урок усвоения новых знаний

Особенности СПП

с придаточными дополнительными.

Знать особенности СПП с придаточными дополнительными.

. Уметь производить пунктуа­ционный разбор, использовать в речи; доказывать, что в одних предложениях союз что при­соединяет придаточное дополнительное, а в других опреде­лительное; составлять план, определять тип и стиль текста, сжато его излагать в 4-6 пред­ложениях; выделенные пред­ложения употребить без парцелляции

Работа с книгой, проблем­ные задания, творческая ра­бота

19.12

32-33

Р.Р.Книга для души.

2

Развитие речи

Основные особенности научного стиля. Основные жанры научного стиля

(отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия). рецензия как один из жанров научного стиля. Особенности.

Знать и понимать особенности жанра рецензии.

Уметь сопоставлять исходные тексты воспоминания о книге, уметь писать художественное произведение, оценивать тему, основную мысль, композицию, язык, использовать в своем тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторское отношение к прочитанному.

Подготовить презентацию «Книга для души»

22.12

34

Придаточные обстоятельственные

1

Урок усвоения новых знаний

Виды обстоятельст­венных придаточных. Придаточные време­ни и места, образа действия и степени

Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоя­тельственными; временные союзы, вопросы к придаточным места, образа действия и степени.

Уметь составлять по данным схемам СПП с придаточными места и времени, образа действия и степени, правильно расставлять запятые.

Работа с кни­гой, проблем­ные задания

26.12

35

Придаточные обстоятельственные

1

Урок усвоения новых знаний

СПП с придаточны­ми причины, усло­вия, уступки, цели, следствия, их общее значение

Знать, что СПП с придаточ­ными причины, условия, уступ­ки, цели, следствия имеют об­щее значение обусловленности. Уметь определять вид прида­точного; составлять схемы предложений; устанавливать причинно-следственные связи между частями СПП, правиль­но задавать вопросы и расстав­лять знаки препинания; опреде­лять место придаточного по от­ношению к главному, пере­страивать предложения, выра­жая в нём уступительные от­ношения

Упражнения, диктант с грам­матическим заданием, мини-сочинение

29.12

36

СПП с несколькими придаточными

1

Урок усвоения новых знаний

Понятие о много­членных придаточ­ных. Два вида подчи­нительной связи; соподчинение (одно­родное и неоднородное) и последова­тельное.

Знать определение много­членных придаточных, виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными.

Уметь определять вид подчи­нительной связи, оформлять запись по образцу, объяснять постановку знаков препинания

12.01

37

Различные способы выражения сравнения

1

Повторительно-обобщающий урок

Сравнение и способы его выражения

Знать СПП с придаточными сравнительными.

Уметь определять, какое придаточное имеет срав­нительное значение; правильно отмечать границы простых предложений в составе СПП, расставлять знаки препинания, составлять схемы

16.01

38

Обобщение и систематизация изученного по теме «СПП»

1

Повторительно-обобщающий урок

Сложноподчинённое предложение, виды придаточных. СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в сложноподчиненном предложении. План синтаксическо­го разбора СПП

Знать: Сложноподчинённое предложение, виды придаточных, знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Уметь: определять виды придаточных, расставлять знаки препинания в СПП, составлять схемы, выполнять синтаксический разбор СПП.

19.01

39

Р.Р.Сочинение на грамматическую тему

1

Развитие речи

Понятие о сочинении на грамматическую тему.

Критерии оценивания сочинения на грамматическую тему.

Уметь: составлять связное аргументированное высказывание на грамматическую тему.

Написать сочинение (по типу ГИА) на лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?»

23.01

40-41

Р.Р. Портретный очерк.

2

Развитие речи

Особенности публицистического стиля. Жанры публицистического стиля (выступление, статья, интервью, очерк). Композиция и герой портретного очерка. Средства выразительности Интервью как возможный элемент очерка. Портретная зарисовка.

Знать и понимать жанровое своеобразие портретного очерка.

Уметь писать сочинение в жанре портретного очерка, сочетать в нем следующие компоненты: портрет героя, рассказ о главном деле его жизни, его интересах, увлечениях, взаимоотношениях с окружающими, использовать при написании средства выразительности, соблюдать нормы русского языка.

Составление сложного плана портретного очерка. Написание сочинения-миниатюры.

26.01

30.01

42

Контрольная работа по теме «СПП»

1

Урок контроля

Соблюдение основных орфогра­фических и пунктуаци­онных норм на уров­не образовательного стандарта (ОС) по теме «СПП»

Уметь осуществлять самокон­троль, самоанализ языковых явлений; владеть орфографиче­скими и пунктуационными зна­ниями на уровне ОС

Контрольный диктант с грам­матическим заданием

2.02

43

Понятие о бессоюзном сложном предложении

1

Урок усвоения новых знаний

Понятие о БСП. Ин­тонация в БСП. БСП со значением пере­числения; постановка запятой и точки с за­пятой в БСП

Знать понятие о бессоюзном сложном предложении. Отличительные признаки БСП от ССП и СПП. БСП со значением пере­числения; постановка запятой и точки с за­пятой в БСП

Уметь: находить в тексте БСП, расставлять знаки препинания.

6.02

44

Тире в бессоюзном сложном предложении

1

Урок усвоения новых знаний

Правила постановки тире в БСП

Знать правила постановки ти­ре в БСП, выразительные воз­можности БСП.

Уметь находить в тексте БСП и определять их художествен­ную роль, выразительные воз­можности; соблюдать в практи­ке письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

Работа с кни­гой, проблем­ные задания

9.02

45

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

1

Урок усвоения новых знаний

Правила постановки двоеточия в БСП

Знать правила постановки двоеточия в БСП, выразитель­ные возможности БСП.

Уметь находить в тексте БСП и определять их художествен­ную роль, выразительные воз­можности; соблюдать в практи­ке письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи

Работа с кни­гой, проблем­ные задания, самодиктант, презентация «Синтаксис и пунктуация»

13.02

46-47

Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

2

Повторительно-обобщающий урок

Синтаксический и пунктуационный раз­боры СБП;

употреб­ление СБП в речи

Знать отличительные признаки БСП, виды придаточных пред­ложений, виды подчинения.

Уметь производить синтакси­ческий и пунктуационный раз­боры БСП, ,владеть ос­новными синтаксическими нормами современного русско­го языка; уметь создавать уст­ные и письменные высказыва­ния на нравственно-этические темы с использованием БСП.

Работа с кни­гой, проблем­ные задания, лист взаимо­контроля, кон­трольные кар­точки

16.02

20.02

48

Контрольная работа по теме «БСП»

1

Урок контроля

Систематизация зна­ний по теме «БСП». Соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Знать возможности БСП.

Уметь анализировать, сопос­тавлять, классифицировать язы­ковые единицы, средства связи; систематизировать и обобщать изученное; соблюдать в прак­тике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи; осуществлять самоконтроль, самоанализ, самооценку вы­полненной работы

Зачёт по теме «БСП»

27.02

49-50

Изложение с элементами сочинения

2

Развитие речи

Изложение содержания прочитанного текста. Сжатое изложе­ние текста с допол­нительным заданием

Уметь составлять план, опре­делять тип и стиль текста, сжато излагать в той логи­ческой последовательности, ко­торую установили; отвечать на дополнительный вопрос за­дания (элемент сочинения), самостоя­тельно редактировать и творче­ски перерабатывать собствен­ный текст

Работа с кни­гой, проблем­ные задания, творческая ра­бота

1.03

5.03

51

Сложные предложения с разными видами связи

1

Урок усвоения новых знаний

Сложное предложение с различными видами связи. Особенности пунк­туации в сложных предложениях с со­чинительной , под­чинительной и бессоюзной связью,.

Знать отличительные особен­ности сложных предложений с сочинительной ,подчини­тельной и бессоюзной связью.

Уметь правильно ставить зна­ки препинания в данных пред­ложениях, производить синтак­сический разбор, правильно строить предложения с разны­ми видами связи и употреблять их в речи.

Составить схемы предложений

12.03

52-53

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

2

Урок закрепления и обобщения изученного

Особенности пунк­туации в сложных предложениях с раз­личными видами связи. План синтаксическо­го и пунктуационно­го разбора сложного предложения с раз­личными видами связи

Знать и уметь выполнять син­таксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

Уметь производить лингвис­тический анализ текста, в том числе с точки зрения синтакси­са сложного предложения с разными видами связи; созда­вать мини-тексты, употребляя в них сложные предложения с разными видами связи

Работа с кни­гой, проблем­ные задания

15.03

19.03

54

Контрольная работа по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи»

1

Урок контроля

Соблюдение орфо­графических и пунк­туационных норм на уровне ОС по теме «Сложные предло­жения с разными ви­дами связи»

Уметь осуществлять самокон­троль, самоанализ языковых явлений; владеть орфографиче­скими и пунктуационными зна­ниями на уровне ОС

Контрольный диктант с грам­матическим за­данием

21.03

55

Р.Р. Разговорный стиль

1

Развитие речи

Повторительно-обобщающий урок

Особенности разговорного стиля речи. Основные жанры разговорного стиля

(рассказ, беседа, спор). Использование элементов разговорного стиля речи в художественной литературе как средство выразительности. Диалог как компонент художественного произведения. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые выражения в жанрах разговорной речи.

Знать и понимать основные признаки разговорной речи.

Уметь различать стили речи, определять особенности разговорного стиля, анализировать тексты разговорного стиля, производить стилистический разбор по плану: определение цели высказывания, сферы применения в устной и письменной речи, средства языка, характерные для данного стиля, предупреждать ошибки смешения стилей и форм речи.

практикум

2.04

56

Р.Р. Научный и официально-деловой стиль речи

1

Развитие речи

Повторительно-обобщающий урок

Особенности научного и официально-делового стиля речи. Основные жанры научного и официально-делового стиля речи. Функции и сфера применения научного и официально-делового стиля речи.

Знать и понимать функции и сферу применения научного и официально-делового стилей речи.

Уметь анализировать тексты данных стилей, определять языковые средства, характерные для этих стилей, создавать собственные высказывания в научном и официально-деловом стиле, сохраняя их особенности, соблюдая специфику жанра (объявление, расписка, доверенность, заявление, характеристика, автобиография, резюме); составлять конспект и план учебной статьи учебника, учебных пособий, лингвистических книг для учащихся, готовить материал для устных и письменных сообщений на лингвистическую тему.

практикум

5.04

57

Способы передачи чужой речи.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

Урок усвоения новых знаний

Способы передачи чужой речи. Понятие о чужой ре­чи. Комментиру­ющая часть. Инто­нация предупрежде­ния и интонация по­яснения в комменти­рующей части. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Знать понятия чужая речь, комменти­рующая часть; место комментирующей части в предложении; глаголы, обозна­чающие чужую речь. Правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Уметь распространять комментиру­ющую часть предложений с чужой речью на основе данных схем, расставлять знаки препинания.

Упражнения, тре­нинг, практикум

9.04

58

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

1

Урок усвоения новых знаний

Отличие прямой речи от косвенной.

Знать об отличии прямой речи от косвенной; о постановке знаков препи­нания в предложениях с прямой речью. Уметь составлять протокол с использованием предложений с косвенной речью.

Упражнения, тре­нинг, практикум

12.04

59

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.

1

Урок усвоения новых знаний

Способы передачи чужой речи. Цитата. Знаки препинания при цитировании

Знать о способах передачи чужой речи.

Уметь составлять и записывать пред­ложения с цитатами; находить цитаты в тексте; определять основную мысль цитаты и вводить её в текст двумя спо­собами: 1) как прямую речь 2) как часть предложения

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений.

16.04

60

Систематизация и обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи»

1

Повторительно-обобщающий урок

Проверка знания тео­ретического мате­риала по теме, обоб­щение изученного

Знать правила постановки знаков пре­пинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунк­туационный разборы; использовать раз­нообразные конструкции при передаче чужой речи

Выборочная ра­бота с текстами художественных произведений, тестирование

19.04

61

Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи»

1

Урок контроля

Основные способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм по теме.

Знать основные нормы русского лите­ратурного языка.

Уметь применять изученные орфо­граммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самокон­троль, находить в работе грамматиче­ские ошибки

Контрольный диктант с грамма­тическим зада­нием

23.04

62

Р.Р. Публицистический и художественные стили.

1

Развитие речи. Повторительно-обобщающий урок

Основные особенности публицистического и художественного стилей. Основные жанры публицистического стиля Понятие публичная речь, отличие от публицистиче-ской; осо­бенности публичной речи. Основные жан­ры публицистическо­го стиля (выступле­ние, очерк)

Знать понятия публичная речь и публицистический стиль.

Уметь различать эти понятия; составлять план и выписывать цитаты из выступления в соот­ветствии с планом.

проблем­ные задания, составление плана

26.04

63-64

Р.Р. Изложение с элементами сочинения (итоговый урок)

2

Развитие речи. Урок обобщения изученного

Сжатое изложе­ние текста с допол­нительным заданием

Уметь составлять план, опре­делять тип и стиль текста, сжато его излагать в той логи­ческой последовательности, ко­торую установили; отвечать на дополнительный вопрос зада­ния (элемент сочинения); само­стоятельно редактировать и творчески перерабатывать соб­ственный текст

Изложение с элементами сочинения

3.05

7.05

65

Фонетика. Графика. Орфография.

Орфоэпия.

1

Повторительно-обобщающий урок

Понятия фонетика, графика. Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция. Основные орфоэпические нор­мы русского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Нормы произношения слов и интонирование предложений.

Знать звуки речи, соотноше­ние звука и буквы, связь фоне­тики с графикой и орфографи­ей, основные орфоэпические нормы, основные выразитель­ные средства фонетики.

Уметь применять их в речи, вступать в речевое общение; применять знания по фонетике в практике правописаниями го­ворения, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, применять знания и умения по фонетике в практике правописания.

Практикум

14.05

66

Морфемика и орфография

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизация зна­ний по морфемике. Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов. Основные выразительные средства словообразования. Морфемика и орфография.

Знать грамматическое значе­ние, морфологические призна­ки, синтаксическую роль изу­ченных частей речи; основные выразительные средства мор­фемики..

Уметь применять их в собст­венной речевой практике и на письме, применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Тренинг

17.05

67

Морфология и орфография

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизация зна­ний по морфологии. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии.

Знать грамматическое значе­ние, морфологические призна­ки, синтаксическую роль изу­ченных частей речи; основные выразительные средства мор­фологии.

Уметь применять их в собст­венной речевой практике и на письме, применять знания и умения по морфологии в практике правописания.

Тренинг

21.05

68

Синтаксис. Пунктуация

1

Повторительно-обобщающий урок

Систематизация зна­ний о синтаксисе: словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса., синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, виды предложений, грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения., простое предложение, осложнённое однородными членами, обособленными членами, уточняющими членами, вводными словами и предложениями, обращениями; виды сложных предложений, сложные предложения с разными видами связи., способы передачи чужой речи. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса.

Знать опознавательные при­знаки простого предложения, главные и второстепенные чле­ны предложения, односостав­ные предложения, однородные и обособленные члены предло­жения, обращения и вводные слова.

Уметь: применять знания и умения по синтаксису в практикеправописания.

Тренинг

24.05











Ресурсное обеспечение рабочей программы


  1. Литература

    • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку. //Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - Дрофа, 2008.

    • Примерная программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (5-9 классы). // Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - Дрофа, 2008.

    • Программа по русскому языку. 5-9 классы. / Авторы В.В.Бабайцева и др. // Сборник Русский язык. Программы для общеобразовательных учреждений. - Дрофа, 2008.

    • Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс. - Дрофа, 2008.

    • Русский язык. Практика 9 класс. / Под ред. Пичугова Ю.С. - Дрофа, 2009.

    • Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 9 класс. - Дрофа, 2009.

    • Русский язык. Поурочное планирование к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой. 5-9 классы. / Авторы А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов. - Дрофа, 2000.

    • Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. / Пособие для школьников, студентов-филологов, преподавателей. - Айрис - пресс, 2004.

    • Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - Айрис- Пресс, 2003.

    • Рекомендации кафедры филологического образования по реализации БУП в 2008-2009, 2009-2010 учебном году

    • Рылова А.С. Формирование коммуникативной компетентности учащихся в курсе «Основы проектной деятельности»: методическое пособие. - Киров: КИПК и ПРО, 2009.

    • Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации-2009: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации. - Ростов н/Д: Легион, 2008.

    • Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В.Егорова. - М.: ВАКО, 2009.

    • Бабурина М.А. Русский язык. 9 класс. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь. - М.; Эксмо, 2009.

    • Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-9 классы. - Интеллект, 2009.

  2. Медиаресурсы

    • rusedu.ru

    • uroki.net.

    • solnet.ru

    • uchportal.ru/

    • 1september.ru/

    • openclass.ru/


© 2010-2022