- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по русскому языку на тему
Конспект по русскому языку на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вазиева Ф.Р. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Вазиева Фания Рафаеловна - учитель русского языка и литературы
МБОУ «Староаймановская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан.
Урок- путешествие в страну « Синтаксис»
Цели урока:
Образовательные - совершенствовать знания о предложении; развивать умения отличать сложное предложение от простого, грамматические основы предложения
Развивающие - способствовать развитию речи; развитию речи, памяти, внимания учащихся;
Воспитательные - воспитывать любовь к природе, к родному краю
Оборудование: тетради, учебники, тетради по чистописанию, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, схемы предложений.
Ход урока.
Организационный момент .
Повторим правила работы на уроке.
Говори тихо.
Работай дружно.
Помогай товарищу.
Умей выслушать другого.
Учитель: Мы проходили большой раздел Синтаксис- Составление, построение, порядок . Пунктуация- знаки препинания. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний. Вы готовы ? Ученики : Да. Учитель: Тогда сказка начинается. Жил - был Иван - царевич. И была у него невеста - Елена Прекрасная. Однажды гуляли по роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван Царевич, упал на землю и горько заплакал. А березка над ним шелестит: « Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законом русского языка. Отправился Иван - царевич в далёкий путь. Долго ли, коротко ли шёл он на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута. Поможем Ивану - царевичу? Слайд1 Что лишнее?
Подлежащее Существительное Дополнение Сказуемое Существительное- Часть речи.
Подлежащее и сказуемое. Какие члены предложения? - Главные члены предложения . Что называется подлежащими сказуемым? Подлежащее - главный член предложения, который обозначает о, ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Сказуемое -главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? что это такое ?
Слайд2 Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы предложений. Лист*я падают с клёнов. Люди в парке ходят по з*лотому ковру. Ребятишки с*бирают красивые листья в букет. Я прислушиваюсь. Листья п*дают не беззвучно. Я слышу музыку листопад. Учитель: С вашей помощью Иван - Царевич благополучно миновал реку. А за ней - лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошёл он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником русского языка в руках. Увидела Царевича и говорит: « Знаю, зачем пришёл. Но сначала помоги мне.» Слайд 3. . Распространите данные предложения второстепенными членами предложения. Запишите их. Подчеркните основу предложений. Наступил ноябрь. Наступил ноябрь. Птицы улетели. Дует ветер. Предложения, которые состоят только из главных членов предложения, называются нераспространенными. Предложения, в которых есть, кроме .главных членов, хотя бы один второстепенный , называются распространенными. Взаимопроверка .
Подчеркните однородные члены. Какими членами они являются? Составьте схему.
Зимуют в наших лесах синицы, сороки, поползки.
-
Учитель: Поблагодарил Иван Баба Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня. Работа по карточкам
- Посмотрите на карточку. На ней записаны предложения.
1. В тумане падают листья.
2.Скоро осень проснется, и заплачет спросонья.
3. Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.
- Составьте и запишите схемы этих предложений. Проверяем. Схему какого предложения вы записали? Докажи.
- Как связаны между собой части сложного предложения? (Интонацией)
- А как еще могут быть они связаны? (Союзами и, а, но)
- Молодцы! Учитель: Обрадовался, что нашел нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немножко размяться. Физкульминут
Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Подскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
1.Скоро сказка сказывается
Но зайцы рассыпались по лесу, как горох.
2.Старичок пустился разыскивать зайцев
Да не скоро дело делается
Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван - Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Слайд . К простым предложениям первого столбика подберите подходящее продолжение из второго столбика и составьте сложное предложение
Учитель: Наш герой появился перед Кощеем, а тот говорит ему так ласково: « За невестой пришёл, добрый молодец? Давай мирно договоримся. Задам я тебе одно задание. Решишь, забирай Елену Прекрасную, а не решишь голова твоя с плеч долой» Учитель.
Стр 16 Тестовые задания по русскому языку 1 вариант 9
Учитель: Решил Иван - Царевич задание, но не захотел Кощей бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали сражаться. Вот он схватил шкатулку с иглой. На шкатулке… Слайд17 Проверочная работа (Релли-робин) 1.Работа в парах. . Письмо по памяти
В синем небе звезды блещут,
В синем небе волны хлещут,
Тучи по небу идёт,
Бочка по морю плывет Взаимопроверка. Обнаруженные ошибки только подчеркиваются проверяющим. Учитель учтет при проверке работу каждого учащегося. Учитель: Стал Иван- царевич рассказывать о своих приключениях, о том, с какими трудностями пришлось ему встретиться на пути к невесте. Елена Прекрасная дала такое задание.
Слайд . 17
Выпишите сложные предложения с союзом и, расставляя знаки препинания. Письменный разбор сложного предложения. Туча ушла и солнце снова засияло. Солнце светило ярко и снег быстро растаял.
Учитель: Иван- Царевич сделал. Похвалила его Елена Прекрасная, и отправились домой, в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии. Вот закончилась сказка. Понравилась сказка.? А чему учит сказка? Путешествие понравилось? Вы сегодня на уроке старательно работали. Спасибо вам, за урок!