Конспект по русскому языку на тему

ВазиеваФанияРафаеловна - учительрусскогоязыкаилитературы МБОУ«Староаймановскаяосновнаяобщеобразовательнаяшкола»АктанышскогомуниципальногорайонаРеспубликиТатарстан. Урок- путешествие  в страну « Синтаксис» Цели урока: Образовательные – совершенствовать знания о предложении; развивать умения отличать сложное предложение от простого, грамматические основы предложения  Развивающие – способствовать развитию речи; развитию речи, памяти, внимания учащихся; Воспитательные – воспитывать любовь к природе,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вазиева Фания Рафаеловна - учитель русского языка и литературы

МБОУ «Староаймановская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан.

Урок- путешествие в страну « Синтаксис»

Цели урока:

Образовательные - совершенствовать знания о предложении; развивать умения отличать сложное предложение от простого, грамматические основы предложения

Развивающие - способствовать развитию речи; развитию речи, памяти, внимания учащихся;

Воспитательные - воспитывать любовь к природе, к родному краю

Оборудование: тетради, учебники, тетради по чистописанию, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, схемы предложений.

Ход урока.

Организационный момент .
Повторим правила работы на уроке.
Говори тихо.
Работай дружно.
Помогай товарищу.
Умей выслушать другого.

Учитель: Мы проходили большой раздел Синтаксис- Составление, построение, порядок . Пунктуация- знаки препинания. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний. Вы готовы ? Ученики : Да. Учитель: Тогда сказка начинается. Жил - был Иван - царевич. И была у него невеста - Елена Прекрасная. Однажды гуляли по роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван Царевич, упал на землю и горько заплакал. А березка над ним шелестит: « Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законом русского языка. Отправился Иван - царевич в далёкий путь. Долго ли, коротко ли шёл он на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута. Поможем Ивану - царевичу? Слайд1 Что лишнее?

Подлежащее Существительное Дополнение Сказуемое Существительное- Часть речи.

Подлежащее и сказуемое. Какие члены предложения? - Главные члены предложения . Что называется подлежащими сказуемым? Подлежащее - главный член предложения, который обозначает о, ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Сказуемое -главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? что это такое ?

Слайд2 Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы предложений. Лист*я падают с клёнов. Люди в парке ходят по з*лотому ковру. Ребятишки с*бирают красивые листья в букет. Я прислушиваюсь. Листья п*дают не беззвучно. Я слышу музыку листопад. Учитель: С вашей помощью Иван - Царевич благополучно миновал реку. А за ней - лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошёл он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником русского языка в руках. Увидела Царевича и говорит: « Знаю, зачем пришёл. Но сначала помоги мне.» Слайд 3. . Распространите данные предложения второстепенными членами предложения. Запишите их. Подчеркните основу предложений. Наступил ноябрь. Наступил ноябрь. Птицы улетели. Дует ветер. Предложения, которые состоят только из главных членов предложения, называются нераспространенными. Предложения, в которых есть, кроме .главных членов, хотя бы один второстепенный , называются распространенными. Взаимопроверка .

Подчеркните однородные члены. Какими членами они являются? Составьте схему.

Зимуют в наших лесах синицы, сороки, поползки.

  1. Учитель: Поблагодарил Иван Баба Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня. Работа по карточкам

- Посмотрите на карточку. На ней записаны предложения.

1. В тумане падают листья.

2.Скоро осень проснется, и заплачет спросонья.

3. Дождик сразу перестал, в клетке чиж защебетал.

- Составьте и запишите схемы этих предложений. Проверяем. Схему какого предложения вы записали? Докажи.

- Как связаны между собой части сложного предложения? (Интонацией)

- А как еще могут быть они связаны? (Союзами и, а, но)

- Молодцы! Учитель: Обрадовался, что нашел нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немножко размяться. Физкульминут

Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Подскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

1.Скоро сказка сказывается

Но зайцы рассыпались по лесу, как горох.

2.Старичок пустился разыскивать зайцев

Да не скоро дело делается

Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван - Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Слайд . К простым предложениям первого столбика подберите подходящее продолжение из второго столбика и составьте сложное предложение



Учитель: Наш герой появился перед Кощеем, а тот говорит ему так ласково: « За невестой пришёл, добрый молодец? Давай мирно договоримся. Задам я тебе одно задание. Решишь, забирай Елену Прекрасную, а не решишь голова твоя с плеч долой» Учитель.

Стр 16 Тестовые задания по русскому языку 1 вариант 9

Учитель: Решил Иван - Царевич задание, но не захотел Кощей бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали сражаться. Вот он схватил шкатулку с иглой. На шкатулке… Слайд17 Проверочная работа (Релли-робин) 1.Работа в парах. . Письмо по памяти

В синем небе звезды блещут,

В синем небе волны хлещут,

Тучи по небу идёт,

Бочка по морю плывет Взаимопроверка. Обнаруженные ошибки только подчеркиваются проверяющим. Учитель учтет при проверке работу каждого учащегося. Учитель: Стал Иван- царевич рассказывать о своих приключениях, о том, с какими трудностями пришлось ему встретиться на пути к невесте. Елена Прекрасная дала такое задание.

Слайд . 17

Выпишите сложные предложения с союзом и, расставляя знаки препинания. Письменный разбор сложного предложения. Туча ушла и солнце снова засияло. Солнце светило ярко и снег быстро растаял.

Учитель: Иван- Царевич сделал. Похвалила его Елена Прекрасная, и отправились домой, в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии. Вот закончилась сказка. Понравилась сказка.? А чему учит сказка? Путешествие понравилось? Вы сегодня на уроке старательно работали. Спасибо вам, за урок!



© 2010-2022