Конспект урока по литературе для 5 класса по теме «Мечты о космосе»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Камышловский педагогический колледж»








Конспект урока по литературе для 5 класса

по теме «Мечты о космосе»

Специальность 050301 Русский язык и литература





Составитель:

Григорьева А. А.,

студентка 4 «р» группы

Преподаватель: Мартьянова И. А.

Методист: Касьянова А. В.







Камышлов, 2010

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Мечты о космосе» (по Е. И. Замятину «Огненное А» и А. И. Куприну «Мой полет»)

Цель: формировать представление о творчестве Замятина и Куприна через анализ произведений «Огненное А» и «Мой полет».

Задачи:

  1. ознакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества Замятина, Куприна;

  2. развить умение пообразного анализа произведений через анализ главных героев, развить мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения посредством формулирования выводов; развить мышление (словесно - логическое, наглядно - образное), память (произвольное), монологическую и диалогическую речь посредством характеристики главных героев,

  3. формировать ценностное отношение к таким качествам личности, как мужество, смелость, смекалку через анализ упражнений.

Тип урока: изучение нового.

Этапы урока

Время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Орг. момент

2

- Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Анастасия Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок литературы.

Садятся.

Актуализация знаний

Изучение нового






























Подведение итогов

Д/з

3





20






















































































































5





2

- А вы знаете, какой праздник был вчера?

- С какого года он отмечается? Почему он отмечается?

- Именно космосу посвящен наш сегодняшний урок, и тема нашего урока «Мечты о космосе».

- Этот урок мы проведем в форме викторины. На перемене вы разделились на команды марсиан, лунатиков и землян. Вам нужно набрать как можно больше баллов. Ответы принимаются у тех, кто первый поднял руку, выкрикивать нельзя, в учебники подсматривать нельзя: будут сниматься баллы.

- Мечта подняться над землей была у людей с древних времен, например, миф о Дедале и Икаре. Многие писатели обращались к этой теме в своих произведениях. С творчеством двух из этих авторов мы сейчас познакомимся.

- Откройте ваши учебники на странице 113, прочитайте биографию Замятина, после чего мы приступим к викторине. На это вам дается 5 минут.

- Что увлекло автора?

- Что автор ценил в детях?

- Какой факультет закончил автор?

- А сейчас комиссия подсчитает количество баллов, которое вы заработали. А пока комиссия подсчитывает баллы, вы открываете учебники на странице 115 и прочитайте биографию Куприна.

- Какими профессиями овладел А. И. Куприн?

- Как это помогло в творчестве?

- Что объединяет Замятина и Куприна?

- А еще их объединял интерес к космосу, который отразился в их произведениях. Сейчас комиссия подведет итоги по пройденной биографии.

- Давайте поработаем с произведением Е. И Замятина «Огненное А».

- С чего началась вся эта история с марсианами?

- Расскажите, как «четверо второклассников, самых верных» пытаются вступить в контакт с марсианами?

- Почему взрослые не прислушивались к Вовочке, когда он говорил о марсианах?

- Как Вовочка называет за то, что его не слушают, взрослых?

- Чем закончилась попытка мальчиков, войти в контакт с марсианами?

- Осталась ли у детей мечта войти в контакт с марсианами? А сейчас комиссия подведет итоги по прошедшему этапу.

- Хорошо, давайте перейдем к произведению А. И. Куприна «Мой полет».

- Как выглядела экипировка первых летчиков?

Что такое экипировка?

- Какими были ощущения героя в полете?

- Чем закончилось «случайное путешествие по воздуху»?

- Как удалось пилоту избежать гибели людей на кладбище?

- Какие качества объединяют героев Куприна и Замятина?

- В чем они проявляются?

А пока комиссия совещается, мы подведем итоги нашей викторины.

- Несмотря ни на что, люди продолжают мечтать о космосе. А вы мечтаете полететь в космос?

- Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. Вам нужно прочитать стихотворения со стр. 120 по

- День космонавтики.

- Он отмечается с 12 апреля 1961 года (день первого полета Гагарина).




.





- Жизнь детей и подростков, события, происходившие вокруг.

- Жажду деятельности, любознательность, активное отношение к окружающим.

- Он закончил кораблестроительный факультет



- Офицер, актер, спортсмен, грузчик, продавец…

- Истории из жизни были отражены в его произведениях.

- Любовь к детям, стремление к неизведанному.



- Вовочке подарили книгу о марсианах.

- Они выкладывали из дров букву А и поджигали ее.

- Они считали, что марсиан нет.

- «Глупые большие»

- Их разогнал сторож, родители заставили готовиться к экзамену, столкновение мечты с реальностью.

- Да


- Герой снял одежду, для облегчения полета, сел так, что обнимал ногами пилота.

- Ему все казалось смешным и маленьким, ощущение сказки.

- Аэроплан рухнул.

- Он изменил направление падения аэроплана.

- Мужество, смелость, смекалка.

- Мальчики придумали способ для связи с марсианами, герои не побоялись летать на аэроплане.


- Открывают дневники, записывают д/з.

Приложение 1

1 балл - полный ответ, хорошее дополнение

2 балл - дополнение к ответу

Тринадцатое апреля

«Мечты о космосе»

Лунатики Земляне Марсиане


© 2010-2022