Тема: «Формирование функциональной грамотности школьников»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя общеобразовательная школа №4



Тема: «Формирование функциональной грамотности школьников»

Совещание при директоре №4

Тема: «Формирование функциональной грамотности школьников»

Подготовила: Преподаватель русского языка и литературы Шалдыбай Акерке Ибадилдовна













2014/ 2015 учебный год

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерносью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.

В Посланиии народу Глава государства Н.А. Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентноспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.

В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, утвержденном Постановлением Правительства РК от 25.06.2012г. №832, подготовка школьников к жизни, к труду рассматривается как один из приоритетов образования. Перед школой стоит задача создания максимальных благоприятных условий для развития творческой, высококультурной личности, формирования инициативы, психологической свободы, осознанной потребности в самообразовании.

Воспитание функциональной грамотности школьников выступает основой для дальнейшего развития компетентности подростающего поколения. Поэтому нам учителям необходимо уметь создавать условия для развития функциональной грамотности и ключевых компетенций учащихся в процессе преподавания .

Изо дня в день труд учителя усложняется и в то же время обретает массу привлекательных сторон. Перед педагогами встаёт множество вопросов. Что необходимо нашему обществу, какое образование? Чему учить? Что значит учить? Какова цель обучения, что поставить в основу обучения - процесс или результат?

Меняется мир, меняется общество, меняются взгляды на современную школу, меняются методы и подходы в преподавании, а всё это ведёт к тому, что должны меняться и мы - учителя. На мой взгляд, учитель сегодня должен обладать способностями действовать, принимать решения, быть успешным. Он должен непременно обладать лидерскими качествами. А главное, современный учитель всегда должен быть хотя бы на шаг впереди своих учеников. Вся наша деятельность сегодня должна быть направлена на успешную реализацию внедрения новых подходов в обучении и преподавании.

Мы должны дать возможность нашим ученикам раскрыться, помочь развивать собственные идеи, научить добывать новые знания своими силами. Поэтому передо мной, как сертифицированным учителем окончивший курсы обучения учителей по программе первого

( продвинутого) уровня в рамках уровневых программ, стоит проблема помочь учителям внедрять новые подходы в образовательный процесс, реализовать программу развития школы.

Тема моего самообразования «Влияние мотивации на повышение качества обучения посредством внедрение семи модулей Программы» актуальна и для других педагогов школы. Так как, дети говорят очень мало, часто они пассивны в обучении, мотивированные на обучение учащиеся сдают свои позиции и так далее.

Профессиональную подготовку коллектива я осуществила с помощью проведения последовательных коучингов. Мной был проведен коучинг на тему «Критическое мышление - одно из актуальных понятий для совершенствования обучения». Цель: сформировать знания о стратегиях критического мышления и умения применять их на практике. Заранее была подготовлена презентация. В работе коучинга мной были задействованы сертифицированные учителя 3 уровня. Они поделились опытом работы. Коучинг прошел успешно. О результативности проведенного коучинга можно судить по рефлексированию участников, защите постеров, и разрабатыванием каждым участником плана урока с учетом новых знании о 7 модулях Программы. Мной была оказана поддержка учителям. Из набора предложенных стратегий все члены разбивались на группы. В уже сформировавшейся группе изучали предложенные стратегии, представляли их на постере. На следующем этапе, мной было предложено составить план урока с применением стратегии критического мышления.

Второй коучинг был проведен на тему «Образ мышления современного учителя». Цель которого осмыслить необходимые инновационные подходы в преподавании и обучения. На первом этапе коучинга учителя были сформированы в три группы. Чтобы осознать инновационные подходы в преподавании и обучения группам были предложены вопросы: Каким должен быть современный ученик? Каким должен быть современный учитель? Какая должна быть современная школа? Каждая группа составила постеры и защищала. Каждая группа отвечал на вопросы Что нужно для этого? Все участники пришли к единому мнению, что надо изменить подход в преподавании и обучении. На втором этапе коучинга участникам была предложена ролевая игра «Традиционный учитель» и «Учитель новой формации».

Сами коучинги были направлены на организацию диалогического обучения, на внедрение стратегий критического мышления. В группы входили учителя ЕМН, ОГН, начальных классов. Фокус коучинга был направлен на организацию обучения стратегий критического мышления, диалогического обучения. Учителя в конце коучинга должны убедились в том, что новые подходы повышают познавательную активность учащихся на уроке.

Группы презентовали одну из моделей компетенций (коммуникативная, исследовательская, корпоративная (групповая)).

По завершению занятия все участники положительно оценили и указали на стикерах, что им было интересно и комфортно на коучинге.

Приходим к выводу, что нужно изменить стиль преподавания уроков. Если урок построен по инновационному подходу, поднимится и качество знаний и функциональная грамотность учащихся. Повышения качества знаний обучающихся является требованием мирового образования .

При планировании серии последовательных уроков вовлеченным учителям необходимо, во- первых, донести до учащихся суть предстоящей совместной деятельности, во-вторых, создать образовательную среду, благодаря которой обучающиеся будут активно участвовать в учебном процессе,а не пассивно принимать информацию ( коллаборативная среда), в-третьих, узнать больше о детях, с которыми предстоит работать .При разработке серии последовательных уроков по теме «Имя прилагательное», мы старались учесть адаптацию, способности, возрастные особенности обучающихся. Очень тяжело отойти от традиционного планирования уроков. Традиционный урок - это урок, проводимый по строго отведенному времени, с соблюдением всех этапов. А здесь модули. Их надо применять. Я поняла, что применяя модули обучения на практике, можно совершенствовать урок, начиная со стадии вызова и заканчивая рефлексией. Если рассматривать все модули обучения в среднесрочном планировании, то следует отметить, все они направлены на самостоятельное добывание знаний самими учениками. Если же рассматривать модули в отдельности, то можно увидеть, что каждый из них имеет определенный конечный результат. Применяя их на уроке, учитель может добиться успеха. Например, использование «ИКТ» стимулирует обучение учащихся и развивает познавательный интерес к изучению предоставленного материала. Диалоговое обучение помогает развивать не только речь, но и умение слушать. Модуль «Управление и лидерство» поможет учителю управлять классом, а ученику руководить группой и развивать умение распределять задачи внутри группы. «Оценивание для обучения и оценивание обучения» дает возможность научить детей оценивать свою работу, работу других, тем самым можно повысить мотивацию к обучению. Таким образом, используя в среднесрочном планировании семь модулей и интегрируя их, можно совершенствовать свою работу.

В деятельности школьника диалог представлен в основном двумя его видами: учитель - ученик и ученик - ученик. И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя - средством обучающей деятельности, для ученика - учебной. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. В диалоге выражается свое понимание темы, осознание, что у людей могут быть разные идеи. Считаю, что просто необходимо использовать технологию диалогового обучения, потому что ученик развивает свое мышление в процессе совместной работы, как, впрочем, и учитель.

Как учитель русского языка и литературы, я вижу свою роль в создании на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности моих учеников.

Умениями современного школьника являются в числе других умение создавать письменные работы разного вида и стиля, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, оформлять разнообразные деловые бумаги. Не менее важно умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, а также интернет-ресурсов; умение составлять и читать схемы, использовать информацию СМИ и других источников. Формирование функциональной грамотности включает в себя умение работать в группе, команде; умение расположить к себе других людей; приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовывать работу группы.

Научно доказано, что «диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении» (Мерсер и Литолтон). На уроках русского языка и литературы организую диалогическое обучение учащихся для того, чтобы каждому была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания, размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать вопросы учителю и своим одноклассникам. Создаю для учащихся образовательную среду, в которой они активно исследуют, обсуждают и воспринимают информацию. Для этого обеспечиваю их возможностями для самостоятельного обучения, предоставляя руководство к действию с помощью технологических карт урока, в которых расписаны ожидаемые результаты занятия, задания и время на их выполнение, критерии оценивания работы, так как ученики «должны уметь сами оценивать свои знания» (П.Блэк и Д.Уильям).

Своей задачей при подготовке урока вижу предоставление учащимся необходимой информации для изучения и размышления, критического осмысления, продумывание сценария урока, на котором каждая минута расписана. На уроке важным считаю оказание поддержки в формативном оценивании учащихся, что помогает определить, на каком этапе в процессе обучения находится каждый, для этого использую разнообразные техники оценивания для обучения, например: «Индекс карточки» с заданиями на 2-х сторонах, которые периодически раздаются ученикам. На одной стороне такой карточки находится задание, например, обобщить в виде схемы («Кластер», «Карта памяти», «Древо предсказаний» и др.) материал по теме; на другой стороне - задание определить, что еще непонятно и сформулировать вопросы на стикерах. На вопросы, записанные на стикерах и размещенные на доске, отвечают другие ученики или учитель.

Техника «Одноминутное эссе», в этом случае ребятам предлагаю ответить на вопросы «Что самое главное ты узнал на уроке?», «Что осталось для тебя непонятным?» и др. Техники самоценивания и взаимооценивания разнообразны, использую их на разных этапах работы учащихся.

Наиболее востребованной формой организационной деятельности является работа в группах, в парах.

Учащимся очень нравится атмосфера совместного творчества, в ходе которой они увлеченно изучают материал, предоставленный учителем, обсуждают его содержание в кумулятивной или исследовательской беседе. На уроках они создают постеры, демонстрирующие понимание изучаемой информации или критическое отношение к содержанию художественного произведения. Эта работа помогает вовлечь в активную работу даже самых пассивных учеников. Например, на уроке по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8 классе отдельные ученики по желанию представили мини-проекты о действующих лицах комедии, их постеры были размещены на доске. Затем всем ученикам было предложено задание: охарактеризовать героев на иллюстрациях с помощью прилагательных и написать «Синквейн» о каждом действующем лице, ученики использовали информацию, представленную на постерах, создав новые продукты и представив классу. Информация, изученная таким образом, осталась в памяти, причем слабые ученики участвовали в работе наравне с другими детьми и ощутили успех, что особенно важно для дальнейшего повышения учебной мотивации.

Внедряя новые подходы преподавании и обучении я убедилась, что ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими. В результате внедрения новых подходов в практику преподавания мне удалось достичь успеха в создании активного класса. На моих уроках ученики разговаривают друг с другом, задают вопросы учителю и одноклассникам, передвигаются по кабинету для работы с другими учениками; пишут, составляют схемы, рисуют для того, чтобы поделиться с другими; объясняют, демонстрируют, делают записи друг для друга; сидят лицом друг к другу, естественны, непосредственны. Все эти качества являются важными для формирования функционально грамотной личности , ведь ученик, умеющий обучаться, знающий, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействующий с другими людьми и обладающий целым комплексом умений и навыков 21 века, способен жить и действовать в условиях меняющегося мира.

Исходя из всего вышесказанного, хочется отметить, что преподаватель, который применяет семь модулей на своих уроках - развивает функциональную грамотность у учащихся.



© 2010-2022