«Сказами земля полнится» ( Изучение жанра сказа в русской и мордовской литературе)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок сопряженного изучения русской и мордовской литературы.



Тема: «Сказами земля полнится»

( Изучение жанра сказа в русской и мордовской литературе)

Цели:

Образовательная: познакомить с жанром сказа и выявить его своеобразие в мордовской и русской литературах на примере сказов П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» и авторской легенды с элементами сказа «Серебряная ракушка» В. И. Мишаниной.

Развивающая: продолжить развитие умений анализировать текст, самостоятельно формулировать своё высказывание, развивать речь, внимание, умение самостоятельно работать с текстом.

Воспитательная: продолжить развитие интереса к культуре родного народа, формирование национального самосознание школьника.

Оборудование: Презентация, поэтическая выставка сборников сказов и легенд.

Методы и приемы: Наглядно-иллюстративный, эвристический.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Итак, тема нашего урока - «Сказами земля полнится». Мы остановимся на сказе Бажова «Медной горы Хозяйка» и авторской легенде с элементами сказа «Серебряная ракушка» В. И. Мишаниной. Познакомимся с особенностями жанра сказа, с его героями, будем сравнивать словесное описание и художественное изображение героев.

(На слайде обложки книг)

  1. Рассказ учителя о природных богатствах Урала.

Урал - край удивительной красоты, сказочных природных богатств, а Уральские горы в своих недрах хранят несметные сокровища: золото и самоцветы, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре первом здесь в 15 веке основали первые солеварни и рудники. С тех далеких времен на Урал хлынул поток русских крестьян, бежавших от непосильного феодального гнета из центральных областей России. Мечтали крестьяне о лучшей доле, о вольном житье за каменном поясом Урала, да только мечта эта осталась несбыточной. Попали крестьяне под еще больший гнет владельцев рудников, «одарил» Урал крестьянина ярмом тяжелого заводского труда на рудниках. Именно в такой семье родился и жил писатель Павел Петрович Бажов. «Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ. Отец его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище Сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех. Мать писателя была искусной кружевницей. Дома Бажов слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики - знатоки прошлого Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Василий Алексеевич Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, «тайной силе», девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов. Он отличал свои рассказы от сказок. Павел Петрович вспоминал: «Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: "Сказку, говоришь? Сказки - это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А то вот еще про курочку-рябушку, да золото яичко, про лису с петухом и протча. Много таких сказок маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела - это вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать немало доводилось… Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются».

В 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова, и среди них - «Медной горы Хозяйка».

Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца своей жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов. Обратите внимание, какие прекрасные вещи изготавливали мастера каменного дела.

(На слайдах красоты Урала, цветные каменья и изделия из них )

  1. Знакомство с содержанием сказа.

Дома вы читали сказ «Медной горы Хозяйка» П.П. Бажова.

Итак, с содержанием нас познакомит …

(Пересказ учеником)

  1. Культурологический комментарий.

Многие слова, которые встречаются в сказе, вам не понятны. Давайте поработаем с текстом и составим словестный словарик.

Пялишь - смотришь.

Приказчик - представитель

Наигрыш - пустые разговоры.

Душной козёл - злой, жестокий, подлый человек.

Приискаться - придраться.

Изробленный -измученный.

Артуть девка - очень живая.

Надзирать - наблюдать.

Хезнуть - слабеть.

Забой - место, где вырубают руду

Пониток-одежда из домотканого

Роблю - работаю

Коли - если.

  1. Отличие сказа от сказки. Беседа.

Заметили ли вы его отличие от сказки? В чём оно?

(ответы детей)

В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. Реальны в ней некоторые детали быта и жизни людей. Необыкновенны говорящие животные, волшебные предметы и помощники, в сказке действуют фантастические персонажи: Баба-яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. Сказ похож на сказку, в нем тоже есть необыкновенные персонажи, например Хозяйка Медной горы; с героями происходят необыкновенные события. И все же сказ отличается от сказки.

Запишем в тетради определение сказа.

Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика. В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с фантастическими событиями.

  1. Характеристика образа Хозяйки Медной горы. Беседа.

В сказе Бажова « Медной горы Хозяйка» несколько героев.

Кого вы назовёте главными героями сказа? (Хозяйку и Степана)

Прочтите описание портрета Хозяйки… Что необычного в её облике?

Что особенно удивило Степана?

Какой вы себе представляете Хозяйку…?

Сравните это литературное описание с портретами «Хозяйка Медной горы» П.Караченцова, И.Пчелко и Н.Кочергина.

(На слайдах иллюстрации)

Какой из них вам нравится больше и почему?

( Ответы детей)

Хозяйка на иллюстрации П. Караченцова и И. Пчелко похожа на колдунью, у неё хитрый взгляд, коварная улыбка. Чёрная коса переброшена на грудь, красные серёжки, ярко выделяющиеся на её фоне, усиливают это впечатление. Есть в Хозяйке что-то ведьминское.

Хозяйка в изображении Н.Кочергина скорее величавая русская красавица, серьёзно и пытливо смотрят её глаза, нежные руки бережно держат сундучок или шкатулку с горными секретами. Она ждёт от тех, кто встретится ей чего-то важного, ответственного.

6. Судьба мастера Степана.

Встреча с Малахитницей стала для Степана судьбоносной.

Как он объясняет, что не боится малахитницу? ( «Кого мне бояться, коли я в горе роблю?»)

Какой отрицательный герой появляется в сказе? (Приказчик)

Почему Степан решил сделать так, как велела ему Хозяйка? (Приказчик «душной был - гниль какая-то в нутре у него была…Не сказать - тоже боязно… А хуже того стыдно перед девкой хвастуном себя оказать».)

Чем закончилось это событие? ( Хозяйка помогла Степану, сняла с него цепь и показала своё приданое .)

Как отнеслась Хозяйка к отказу Степана от женитьбы на ней? ( «Молодец! Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменную девку», Подарила шкатулку, помогла получить вольную.)

Как сложилась судьба Степана? ( Женился, обзавелся домом, но стал болеть. «Счастья в жизни не поимел».)

Почему сказ закончился печально? ( В этом его отличие от сказки, автор рассказывает достоверную историю. )

Что в сказке реального, а что фантастического? (Реальна жизнь Степана, других рабочих; фантастична сама Хозяйка, её царство, помощь Степану, чудеса.)

  1. Итоги беседы.

Итак, мы рассмотрели с вами героев сказа, поговорили о влиянии Хозяйки на судьбу Степана. Продумайте, что несёт людям встреча с Хозяйкой Медной горы?

Хозяйка Медной горы в сказе Бажова выступает как хранительница природных богатств, тайн, красоты. С теми, кто стремиться превратить её богатства только в прибыль, она сурова и беспощадна. С мастерами, для которых её сокровища - материал для искусства, она милостива и добра. Самым упорным и талантливым она оказывает своё покровительство, вдохновляет на новые поиски. Однако после встречи с малахитницей у одарённых людей остаётся вечная тоска по совершенству и красоте.

Хозяйка Медной горы - поэтический образ, в котором воплотилась сама уральская природа, вдохновляющая человека на творчество

О чем заставляет задуматься читателя этот сказ?

Это сказ учит любить и уважать труд, быть упорным, смелым и честным человеком, не нарушать данных обещаний. Любить природу, получая доступ к природным богатствам человек должен знать меру, должен беречь и охранять природу.

  1. Знакомство с мордовским автором В. И. Мишаниной и ее авторской легендой с элементами сказа «Серебряная ракушка».

Итак, мы обсудили с вами сказ родом с Урала, а теперь познакомимся с мордовским автором В. И. Мишаниной и ее произведением «Серебряная ракушка».

Мордовия - республика со своим колоритом и, конечно, со своими народными сказами, в которых фигурируют персонажи отличные от уральских.

  1. Справка о писательнице.

Валентина Ивановна Мишанина родилась 25 ноября 1950 года в селе Адашеве Инсарского (ныне Кадошкинского) района Республики Мордовия в семье крестьянина. После окончания Адашевской средней школы в 1968 году поступает учиться в Литературный институт им. А. М. Горького. С 1973 года - редактор Мордовского книжного издательства, с 1974 года - литературый сотрудник, редактор отдела прозы, ответственный секретарь журнала «Мокша». Работала руководителем драматической части Мордовского национального театра. С 2000 года - заместитель председателя правления Союза писателей Республики Мордовия. В школьные годы ее стихи и рассказы печатались в журнале «Мокша». Она пишет произведения не только для взрослых, но и для детей. Одной из таких книг, является сборник «Ворота времени», в который и вошел сказ-легенда «Серебряная ракушка».

(на слайде потрет писательницы и обложки ее книг)

Давайте прочитаем его и сравним его со сказом Баженова, который мы обсудили.

(Комментированное чтение текста учителем)

Культурологический комментарий:

Ведява - богиня воды.

Масторава - богиня земли.

Шкабаваскяй - боже мой.

Ни жив ни мёртв - сильно испуган.

Холст - конопляная или льняная ткань с полотняным (то есть, перпендикулярным с чередованием нахлёстов через одну нить) переплетением пряжи.

  1. Эвристическая беседа по прочитанному.

Понравился ли вам «Серебряная ракушка»? Что показалось необычным? Какие герои вызвали ваше сочувствие?

Автор охарактеризовала свое произведение как легенду. Давайте вспомним, что такое легенда?

Легенда - одна из разновидностей сказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях. Главные герои рассказа - обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла.

Что из особенностей жанра легенды мы видим в «Серебряной ракушке»?

Есть боги, сверхъестественные силы, превращения.

Но можно ли назвать «Серебряную ракушку» и сказом? Почему?

Что в «Серебряной ракушке» реального, а что фантастического?

Реальна жизнь Иссы, других рабочих; фантастична сама Ведява, её колдовство.

Что общего можно найти в содержании «Медной ракушки» и «Медной горы Хозяйкой»?

Какие предания лежат в основе произведений Бажова и Мишаниной?

В чем схожесть Хозяйки и Ведявы? Давайте посмотрим на иллюстрации и сравним этих героинь.

( на слайде рядом образ Ведявы и Хозяйки)

Обе мифологические персонажи, богини, покровительницы людей, помогают в работе. Их красота необычна и выделяет их среди людей.

Встреча с Ведявой стала для Иссы судьбоносной, как и встреча Хозяйки и Степана. Чем же закончилась встреча?

Иссе было любопытно, что это за девушка. После этой встречи ему пришлось бросить пение, рыболовство.

Как отреагировала Ведява на отказ жениться на ней? А как Хозяйка?

Ведява: Разлучила его с возлюбленной Ламзурью, превратила из в воду, а их счастье в серебряную ракушку, за которой они должны вечно гнаться.

Хозяйка Медной горы: «Молодец! Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменную девку» . Подарила шкатулку, помогла получить вольную

В чем схожи судьбы Степана и Иссы?

Судьба их после встречи с мифическими богинями закончилась печально, никто не нашел покоя и счастья.

Какой из сказов вам приглянулся более всего? Какие персонажи вызвали сочувствие?

О чем заставляет задуматься читателя произведение Мишаниной? (Оно учит любить и уважать труд, быть упорным, смелым и честным человеком, не нарушать данных обещаний.)

  1. Итоги урока.

Ребята, заканчивается наш сегодняшний урок. На нём мы познакомились с жанром сказа в русской и мордовской литературе на примере сказа Бажова «Медной горы Хозяйка» и авторской легенды с элементами сказа «Серебряная ракушка» В. И. Мишаниной.

Скажите: чему же научили нас эти произведения? Какие качества воспитывают и русские и мордовские сказы и легенды?

  1. Домашнее задание.

Выучить определение сказа, знать его отличие от сказки. Повторить определение легенды.



© 2010-2022