СПП с придаточными сравнительными

конспект урока по теме «СПП с придаточными сравнительными» в 9 классе. Учебник под ред. Бархударова. Дан материал с приложением. План урока: проверка домашнего задания, словарные слова. знакомство с новым материалом, тренировочные упражнения, самостоятельная работа, задание на дом. Идет повторение изученного о  видах придаточных: определительные, местоименно-определительные, изъяснительные, образа действия и степени относятся к отдельным словам в главном предложении. Остальные придаточные относя...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Вспомните, к чему относятся придаточные предложения образа действия и степени? (Они относятся к указательным словам в главном предложении: так, столько, настолько, такой).

  2. Какие ещё известные придаточные относятся к отдельным словам в главном предложении?

(Это придаточные определительные, которые поясняют существительное в главном предложении;

местоименно-определительные, которые поясняют указательные или определительные местоимения в значении существительных, находящихся в главном предложении; изъяснительные, которые относятся к словам речи, мысли, чувства).

Итак, 4 вида придаточных: определительные, местоименно-определительные, изъяснительные, образа действия и степени относятся к отдельным словам в главном предложении. Остальные придаточные относятся ко всему главному предложению.

  1. С каким придаточным, относящимся ко всему главному предложению, вы познакомились на прошлом уроке? (Это придаточное следствия)

  2. Прочитайте замененные вами предложения из упр. 185.

  3. Найдите во 2 абзаце текста упр. 132 придаточное образа действия и степени в составе СПП, которое можно заменить придаточным следствия. Сделайте эту замену (В аллеях тень и свет сливались, так что аллеи казались не деревьями и дорожками, а прозрачными, колыхающимися и дрожащими домами)

  4. Прочитайте составленные вами предложения (упр.133)

  1. Словарные слова:

Традиция (лат. Tradition «передача, повествование») 1. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Воинские традиции. 2. Обычай, установившийся порядок в быту. Традиция встречи Нового года.

Чествовать (общеславянское, образовано от чтить «чести почитать»). Воздавать почести. Чествовать юбиляра.

  1. Знакомство с новым материалом.

  1. Сравните 2 предложения.

Он держался так прямо, как будто проглотил аршин.

Он держался прямо, как будто проглотил аршин.

- Какое из них имеет 2 значения, а какое одно? (1 является СПП с придаточным образа действия и степени с оттенком сравнения; 2 является СПП с придаточным сравнительным)

- К чему относится каждое из придаточных? ( в 1 к словосочетанию ТАК ПРЯМО, во 2 - ко всему главному предложению)

Изобразим это схематически, используя линейные схемы.

[…ТАК ПРЯМО], (КАК БУДТО…)

[ ], (КАК БУДТО…).


  1. Прочитайте предложение и запишите его.

Чем несправедливее наша ненависть, тем она упорнее. (Сенека)

- Какой союз использован в этом предложении? (Это двойной союз чем… тем…)

Особенность этих СПП с придаточными сравнительными не только в том, что они имеют двойной союз, но и в том, что каждая часть этого двойного союза соединяется с формой сравнительной степени (несправедливее, упорнее)

  1. Запишите союзы, которые встречаются в СПП с придаточными сравнительными: как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, чем…тем, чем.

  1. Тренировочные упражнения.

  1. Запишите отрывок из стихотворения А.Пушкина «Узник», расставляя знаки препинания. Определите вид 2 предложения.

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орёл молодой

Мой грустный товарищ махая крылом

Кровавую пищу клюет под окном

Клюет и бросает и смотрит в окно

Как будто со мною задумал одно.

- Как вы думаете, где находится орёл?

- Подчеркните орфограммы.


  1. Прочитайте афоризмы. Все ли они являются СПП с придаточными сравнительными?

  1. Чем больше времени, тем больше дел. (С.Н.Паркинсон, английский публицист, XX в.)

  2. Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике. (Д.Сантаяна, американский философ, XIX-XX вв.)

  3. Поезда ночами свистят так жалобно, словно заблудились в пути. (Р.Г.де ла Серна, испанский писатель, ХХ в.)

(первые 2 предложения СПП с придаточным сравнительным; 3 - СПП с придаточным образа действия и степени с оттенком сравнения.)

- Составьте линейные схемы 2 и 3 предложений. ((Подобно тому как …), [ ].

[ ], (словно…).)


  1. Самостоятельная работа: упр. 174.

Выпишите из текста СПП с несколькими придаточными, укажите их вид и составьте схему предложения.

I вариант Первое предложение.

II вариант Предпоследнее предложение.

  1. Задание на дом: сделать письменный синтаксический разбор предложения: упр. 168.8.


ПРИЛОЖЕНИЕ


  1. Сравните 2 предложения.

Он держался так прямо, как будто проглотил аршин.

Он держался прямо, как будто проглотил аршин.


  1. Прочитайте предложение и запишите его.

Чем несправедливее наша ненависть, тем она упорнее. (Сенека)


  1. Запишите отрывок из стихотворения А.Пушкина «Узник», расставляя знаки препинания. Определите вид 2 предложения.

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орёл молодой

Мой грустный товарищ махая крылом

Кровавую пищу клюет под окном

Клюет и бросает и смотрит в окно

Как будто со мною задумал одно.


  1. Прочитайте афоризмы. Все ли они являются СПП с придаточными сравнительными?

  1. Чем больше времени, тем больше дел. (С.Н.Паркинсон, английский публицист, XX в.)

  2. Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике. (Д.Сантаяна, американский философ, XIX-XX вв.)

  3. Поезда ночами свистят так жалобно, словно заблудились в пути. (Р.Г.де ла Серна, испанский писатель, ХХ в.)


  1. Сравните 2 предложения.

Он держался так прямо, как будто проглотил аршин.

Он держался прямо, как будто проглотил аршин.


  1. Прочитайте предложение и запишите его.

Чем несправедливее наша ненависть, тем она упорнее. (Сенека)


  1. Запишите отрывок из стихотворения А.Пушкина «Узник», расставляя знаки препинания. Определите вид 2 предложения.

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орёл молодой

Мой грустный товарищ махая крылом

Кровавую пищу клюет под окном

Клюет и бросает и смотрит в окно

Как будто со мною задумал одно.


  1. Прочитайте афоризмы. Все ли они являются СПП с придаточными сравнительными?

  1. Чем больше времени, тем больше дел. (С.Н.Паркинсон, английский публицист, XX в.)

  2. Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике. (Д.Сантаяна, американский философ, XIX-XX вв.)

  3. Поезда ночами свистят так жалобно, словно заблудились в пути. (Р.Г.де ла Серна, испанский писатель, ХХ в.)


© 2010-2022