- Преподавателю
- Русский язык и литература
- СПП с придаточными сравнительными
СПП с придаточными сравнительными
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Николаева Л.Н. |
Дата | 16.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными.
Ход урока.
-
Проверка домашнего задания.
-
Вспомните, к чему относятся придаточные предложения образа действия и степени? (Они относятся к указательным словам в главном предложении: так, столько, настолько, такой).
-
Какие ещё известные придаточные относятся к отдельным словам в главном предложении?
(Это придаточные определительные, которые поясняют существительное в главном предложении;
местоименно-определительные, которые поясняют указательные или определительные местоимения в значении существительных, находящихся в главном предложении; изъяснительные, которые относятся к словам речи, мысли, чувства).
Итак, 4 вида придаточных: определительные, местоименно-определительные, изъяснительные, образа действия и степени относятся к отдельным словам в главном предложении. Остальные придаточные относятся ко всему главному предложению.
-
С каким придаточным, относящимся ко всему главному предложению, вы познакомились на прошлом уроке? (Это придаточное следствия)
-
Прочитайте замененные вами предложения из упр. 185.
-
Найдите во 2 абзаце текста упр. 132 придаточное образа действия и степени в составе СПП, которое можно заменить придаточным следствия. Сделайте эту замену (В аллеях тень и свет сливались, так что аллеи казались не деревьями и дорожками, а прозрачными, колыхающимися и дрожащими домами)
-
Прочитайте составленные вами предложения (упр.133)
-
Словарные слова:
Традиция (лат. Tradition «передача, повествование») 1. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Воинские традиции. 2. Обычай, установившийся порядок в быту. Традиция встречи Нового года.
Чествовать (общеславянское, образовано от чтить «чести почитать»). Воздавать почести. Чествовать юбиляра.
-
Знакомство с новым материалом.
-
Сравните 2 предложения.
Он держался так прямо, как будто проглотил аршин.
Он держался прямо, как будто проглотил аршин.
- Какое из них имеет 2 значения, а какое одно? (1 является СПП с придаточным образа действия и степени с оттенком сравнения; 2 является СПП с придаточным сравнительным)
- К чему относится каждое из придаточных? ( в 1 к словосочетанию ТАК ПРЯМО, во 2 - ко всему главному предложению)
Изобразим это схематически, используя линейные схемы.
[…ТАК ПРЯМО], (КАК БУДТО…)
[ ], (КАК БУДТО…).
-
Прочитайте предложение и запишите его.
Чем несправедливее наша ненависть, тем она упорнее. (Сенека)
- Какой союз использован в этом предложении? (Это двойной союз чем… тем…)
Особенность этих СПП с придаточными сравнительными не только в том, что они имеют двойной союз, но и в том, что каждая часть этого двойного союза соединяется с формой сравнительной степени (несправедливее, упорнее)
-
Запишите союзы, которые встречаются в СПП с придаточными сравнительными: как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, чем…тем, чем.
-
Тренировочные упражнения.
-
Запишите отрывок из стихотворения А.Пушкина «Узник», расставляя знаки препинания. Определите вид 2 предложения.
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орёл молодой
Мой грустный товарищ махая крылом
Кровавую пищу клюет под окном
Клюет и бросает и смотрит в окно
Как будто со мною задумал одно.
- Как вы думаете, где находится орёл?
- Подчеркните орфограммы.
-
Прочитайте афоризмы. Все ли они являются СПП с придаточными сравнительными?
-
Чем больше времени, тем больше дел. (С.Н.Паркинсон, английский публицист, XX в.)
-
Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике. (Д.Сантаяна, американский философ, XIX-XX вв.)
-
Поезда ночами свистят так жалобно, словно заблудились в пути. (Р.Г.де ла Серна, испанский писатель, ХХ в.)
(первые 2 предложения СПП с придаточным сравнительным; 3 - СПП с придаточным образа действия и степени с оттенком сравнения.)
- Составьте линейные схемы 2 и 3 предложений. ((Подобно тому как …), [ ].
[ ], (словно…).)
-
Самостоятельная работа: упр. 174.
Выпишите из текста СПП с несколькими придаточными, укажите их вид и составьте схему предложения.
I вариант Первое предложение.
II вариант Предпоследнее предложение.
-
Задание на дом: сделать письменный синтаксический разбор предложения: упр. 168.8.
ПРИЛОЖЕНИЕ
-
Сравните 2 предложения.
Он держался так прямо, как будто проглотил аршин.
Он держался прямо, как будто проглотил аршин.
-
Прочитайте предложение и запишите его.
Чем несправедливее наша ненависть, тем она упорнее. (Сенека)
-
Запишите отрывок из стихотворения А.Пушкина «Узник», расставляя знаки препинания. Определите вид 2 предложения.
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орёл молодой
Мой грустный товарищ махая крылом
Кровавую пищу клюет под окном
Клюет и бросает и смотрит в окно
Как будто со мною задумал одно.
-
Прочитайте афоризмы. Все ли они являются СПП с придаточными сравнительными?
-
Чем больше времени, тем больше дел. (С.Н.Паркинсон, английский публицист, XX в.)
-
Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике. (Д.Сантаяна, американский философ, XIX-XX вв.)
-
Поезда ночами свистят так жалобно, словно заблудились в пути. (Р.Г.де ла Серна, испанский писатель, ХХ в.)
-
Сравните 2 предложения.
Он держался так прямо, как будто проглотил аршин.
Он держался прямо, как будто проглотил аршин.
-
Прочитайте предложение и запишите его.
Чем несправедливее наша ненависть, тем она упорнее. (Сенека)
-
Запишите отрывок из стихотворения А.Пушкина «Узник», расставляя знаки препинания. Определите вид 2 предложения.
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орёл молодой
Мой грустный товарищ махая крылом
Кровавую пищу клюет под окном
Клюет и бросает и смотрит в окно
Как будто со мною задумал одно.
-
Прочитайте афоризмы. Все ли они являются СПП с придаточными сравнительными?
-
Чем больше времени, тем больше дел. (С.Н.Паркинсон, английский публицист, XX в.)
-
Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике. (Д.Сантаяна, американский философ, XIX-XX вв.)
-
Поезда ночами свистят так жалобно, словно заблудились в пути. (Р.Г.де ла Серна, испанский писатель, ХХ в.)