Тема патриотизма в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

В докладе отмечено, что в настоящее время необходимо уделять большое внимание патриотическому воспитанию, любовь к родине, природе, родному краю закладывается в раннем детстве. Даются понятия: «патриотизм» , «характер». Автор на примере рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека раскрывает патриотизм советских солдат в годы Великой Отечественной войны, отмечает героизм главного героя Андрея Соколова. Автор утверждает, что молодое поколение нужно воспитывать на примере таких героев, как Андрей Сокол...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад: «Тема патриотизма в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»».

Р. Шарифуллина студентка Павлодарского технологического колледжа, М.А. Таукешова преподаватель русского языка и литературы, г. Павлодар

В Концепции воспитания указано, что большое внимание должно уделяться воспитанию гражданина суверенного демократического правового государства Республики Казахстан с высоко развитым чувством казахстанского патриотизма, с чувством глубокого уважения к обычаям, традициям, языкам народов, населяющих Казахстан… «Одной из важнейших задач является формирование интеллектуальной нации, представители которой обладают креативным мышлением , высокими гражданскими нравственными принципами, чувством социальной ответственности »

« … в том, чтобы гражданская патриотическая жизнь началась для человека с малых лет, и заключается мастерство воспитания. Что для этого необходимо? Прежде всего, гражданское, патриотическое видение и понимание мира, который окружает ребенка. Мы добиваемся того, чтобы у ребенка и подростка болело сердце за то, что происходит вокруг него и рядом с ним, чтобы он с детства пережил, перечувствовал гражданские радости и гражданские горести »,- отмечал В.А. Сухомлинский.

В философском энциклопедическом словаре дается толкование: «Патриотизм- любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам». «Патриот-человек, проникнутый патриотизмом. Человек, преданный интересам кого-нибудь ».

.







М Шолохов не раз обращался в своих статьях и выступлениях к проблеме русского национального характера. Писатель говорил об «упрямом характере русских людей». Об их отзывчивости и великодуший восклицал «вот он, русский человек! Русский солдат, черт его знает, сумеем ли мы раскрыть его душу?» В другой раз Шолохов выделили те качества русского народа, которые помогли ему выстоять в смертельной схватке с фашизмом. Способность беззаветно трудиться, несокрушимая стойкость, умение достойно переносить немало лишений, коллективизм, не произведенный героизм и готовность, если понадобится, отдать свою жизнь за Родину.

«Это они грудью прижимались к дулам немецких пулеметов, спасая товарищей по оружию от губительного вражеского огня, это они шли на таран в воздухе, прикрывая от бандитских налетов родные города и села, это они тонули в соленой воде всех морей и океанов, смывающих нашу родину, и, в конце концов, спасли человечество от фашистской чумы, раскрывшей над миром черные крылья.» - отмечал А. В. Огнев.

Война обрушилась на страну как грозное бедствие, как суровое испытание. Андреи Соколов, подобно миллионам советских людей, пошел на фронт. Тяжел и трагичен был его путь на дорогах большой войны.

Через весь рассказ проходит мысль о том, какой дорогой ценой была куплена победа. Андрей Соколов, пройдя через горнило войны, потерял все, семья погибла, домашний очаг разрушен. Наступил мир, пришла пора весеннего пробуждение, пора надежд… А Соколов смотрит на окружающий мир глазами «словно присыпанными пеплом», «наполненными неизбывной тоской» С его губ срываются слова: «за что же ты, жизнь, меня так покалечила ? За что так исказила ?Нету мне ответа ни в темноте, ни в ясном солнышке… Нету и не дождусь!

Жизнь «исказила» человека, но не смогла сломить, убить в нем живую душу.

«Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату. Но что отличает шолоховского героя и помогает понять новые начала его «старых» качеств, так это чувства собственного достоинства. Не бьющее в глаза, очень спокойное, это чувство в Андрее Соколове напоминают свойство в особой стали сохранять закал при высоких температурах. А в обычной жизни этот человек мягок, скромен, о нем не скажешь: «гордый»

Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как не старались». Отказавшись от мысли расстрелять пленного, комендант говорит: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь».

Сцена с комендантом Мюллером при всей ее конкретности приобретает «обобщенное и в какой - то мере символическое значение». Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа советского народа, непобедимость воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация, сплотившая вокруг себя равноправные народы Советского Союза, стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе. Бескомпромиссная борьба иноземного нашествия путала карты врага. Даже одна принадлежность человека к русской наций вызывало у гитлеровцев чувство злобы и ненависти: «…били за то, что ты - русский».

Поистине неисчерпаем запас нравственных и физических сил у Соколова; это подчеркивается в авторских раздумьях в конце произведения: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, несгибаемой воли, выдюжит…»

И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется не- переложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы не вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Это фраза - лейтмотив произведения, она схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об отечественной войне, подчеркивал, что «жертвы, принесенные во имя спасения Родины, не убивали наших сил, а горечь незабываемых утрат не признала нашего духа».Эта мысль отразилась и в финале рассказа. В нем утверждается идея органической преемственности поколения. Автор, предсказывая будущую жизнь Ванюшки, использует слово «терпеть» почти в том же значении, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина». В небольшом по объему произведении перед ребятами проходит жизнь героя, вобравшая в себя жизнь Родины.Мы на уроке литературы, изучая рассказ «Судьба человека» , составляем характеристику главного героя, отвечаем на вопросы: с какими трудностями столкнулся Андрей Соколов? В чем находит утешение герой? В конце урока мы делаем вывод: как не велико было личное горе Соколова, но во всех испытаниях его поддерживала любовь к Родине, чувство ответственности за её судьбу. Рассказ вызывает не только сочувствие и сострадание, но и гордость за человека, восхищение его силой, красотой души, рождает веру в необъятные возможности человека.

Сила воздействия этого рассказа на подростков велика. Конечно, сформулировать строго очерченные критерии воспитательной эффективности рассказа весьма сложно, так как качества личности не формируются быстро,под влиянием отдельных факторов, примеров. Но Андрей Соколов является примером беззаветного служения родине. На примере Андрея Соколова воспитывалось не одно поколение людей. Андрей Соколов-истинный патриот своей Родины, которого вела вперед, не смотря на страшные испытания судьбы, вера в людей,в себя, в победу. Вера в жизнь.

Используемая литература:

1.И. Кузьмичев, Литература и нравственное воспитание личности. М., Просвещение, 1980. 2Н.М.Северикова,Литература, Издательство «Высшая школа»,1978. 3.М.Г.Качурин,Урок литературы в школе, Ленинград, 1974. 4Н.Я.Мещерякова, Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы, М., Просвещение, 1984. 5.В.А.Ковалева, Русская советская литература, М., Просвещение, 1976. 6.В.В.Бадиков, Русская литература хх века,Алматы, «Жазушы»,2007.



М.Г.Качурин.













© 2010-2022