Планирование урока русского языка в 6 классе по теме Однокоренные слова и формы одного и того же слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю___________

6 класс

3.11.2015г. 1-2 уроки

Тема урока:

Однокоренные слова и формы одного и того же слова

Цели обучения:

Научить подбирать к словам их однокоренные слова и различать их формы

Методы обучения:

Диалог, таблица «Т», работа в группах, оценивание, критическое мышление

Ресурсы:

задания, тексты стихов и шарады, интерактивная доска, стикеры

Ход урока:

Действия учителя:

Действия учащихся:

Орг.момент:

Активизирующая фаза:



Конструирующая фаза:







Констатирующая фаза:

Приветствие.

Лес, лесистый, лесник, лесничество, лесина

Трава, травяной, травник

Шелест, шелестеть

Скрип, скрипеть, скрипач, скрипучий

Ед.ч.

Мн.ч.

Лес (И.п.)

леса

Лесом (Т.п.)

лесами

О лесе (П.п.)

О лесах

Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными?

Что входит в состав слова?
Как различить однокоренные слова и формы одного и того же слова?

Задания 1,2,…-6

Как отличить однокоренные слова от формы слова?

Учащие выделяют общую часть слов, указывают на основы.



Что меняется в этих словах? Какова основа в этих словах?

Заполняется таблица «Т»





Разделение на 2 команды

Д/З:

повторить

Рефлексия:









  1. Подобрать к выделенным словам однокоренные и назвать форму слова.

Команда 1

Улыбнулись самые березки,

Растрепали шелковые косы

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

С.Есенин





Команда 2

Придумал Незнайка
корабль Межпланетный,
Чертил чертежи
в обстановке секретной,
Чтоб Винтик и Шпунтик
секрет не узнали,
Чертил на отдельных листах
все детали.
А ты рассмотри
все его чертежи,
И полный чертеж
из деталей сложи!
Его с кораблем Межпланетным сравни:
Хватает деталей, подходят они?
Все надо заметить, все надо учесть
Быть может, ненужные, лишние есть?

2. Образуйте слова, разберите их по составу



для 1 команды: УЧИТЬ -об, -по, -из, -раз

ВЕЗТИ
-от, -пере, -под, -за

- ОТА
-высокий, - добрый, - красивый

для 2 команды:
-ЕНЬК
-вкусный, -желтый, -сладкий


ОВЫЙ -пух, -дуб, -береза

-БРАТЬ разо, - при, - со, -у

3 задание: Найдите лишнее слово; выделите в словах корень



для 1 команды:
болезнь, болеть, болельщик, болото
коса, раскосый, косить, косильщик
вода, водитель, водный, безводный

для 2 команды:
багаж, багажник, багровый, багажный
ловкий, ловить, ловец, ловля
столик, столетие, столовая, застолье



4 задание: Прочитайте, выпишите однокоренные слова



для 1 команды:
За гусыней шли гуськом восемь гусят,
Один отстал. Сколько осталось с гусыней?
Три гусенка спрятались в кустах,
Сколько осталось? Забеспокоилась гусыня
Стала собирать гусят. Всех собрала.
Сколько гусят пошли за гусыней гуськом?

для 2 команды:
Корень-род-мы слышим в таких дорогих нам словах
Как урожай, который мы собираем на полях,
Природа, которую мы охраняем.
Родная земля-место, где родился. Это все знают.
А как дорога родная земля, знают только те,
Кто бывал вдали от своей Родины.

5 задание: Образуйте от данных слов названия детенышей, выделите
в них суффикс



для 1 команды:
еж, верблюд, волк, корова

для 2 команды:
лошадь, курица, слон, аист



6 задание: Отгадайте шараду


для 1 команды:
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом, по мне на уроки пойдете
(расписание)









для 2 команды:
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове помолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба (повязка)
12 задание: Соедините однокоренные слов



© 2010-2022