Урок по русскому языку на тему Имя прилагательное как часть речи

Цели и задачи: ·         повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»; развитие орфографической зоркости и навыков  использования прилагательных в речи,  монологического ответа, логического и аналитического мышления; развитие творческих способностей учащихся, умений создавать проекты; воспитание чувства  коллективизма, умения работать в группе.   Тип урока:  обобщение и закрепление пройденного материала Вид урока:  урок – семинар Методы: частично – поисковый, метод проек...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Суколина Людмила Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

СШ им ени Максима Горького с ДМЦ


Имя прилагательное как часть речи


Цели и задачи:

  • повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»;

  • развитие орфографической зоркости и навыков использования прилагательных в речи, монологического ответа, логического и аналитического мышления;

  • развитие творческих способностей учащихся, умений создавать проекты;

  • воспитание чувства коллективизма, умения работать в группе.


Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала

Вид урока: урок - семинар

Методы: частично - поисковый, метод проектов, исследовательский, интерактивный метод «Сеть»

Формы организации познавательной деятельности: работа в группах

Оборудование: компьютеры, видеопроектор, тесты - тренажеры по теме «Имя прилагательное»


Ход урока


Дар речи - великое счастье человека.

Любить свой родной язык, хорошо знать его,

уметь пользоваться им во всем его богатстве -

это и обязанность и радость.

Л. Успенский


  1. Психологический настрой. ПЦ

  2. Актуализация.

Тему сегодняшнего урока вы сформулируете сами после проверки домашнего задания.
Итак, вам было предложено сделать дома копии картины, но - картины - словесной, автором которой является Лев Успенский. Так как вы с текстом-подлинником не знакомы, я набросала «черно-белый эскиз». А вы должны были его самостоятельно «раскрасить», то есть дополнить текст изобразительными средствами, которыми вы овладели и которые здесь уместны. Материал исходный выглядел так (на экране):

Друзья!
С детства и до старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают речь, узнают слова и выражения, постигают их связи.

И чем бы в жизни не занимались, всюду вам необходимо знание языка, умение выражать мысли. Для формирования речи нужно постоянно увеличивать запас слов, обогащать ее пословицами и поговорками. Этому помогает чтение произведений, знакомство со словарями, чтение литературы о языке.

Эти книги подскажут, как отличить слово от шелухи и научат любить слово...

  1. Реализация домашнего задания.

1. Выполненные домашние задания читаются и обсуждаются (2-3 работы).
2. Знакомство с авторским текстом (образец выразительного чтения)
Урок по русскому языку на тему Имя прилагательное как часть речи

Юные друзья!
С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с живым языком. С детства люди впитывают родную речь, как живую воду, узнают новые и новые слова и выражения, постигают их смысловые связи.

И чем бы вы во взрослой жизни не занимались, всюду вам необходимо глубокое знание родного языка, умение выражать точные, яркие, глубокие мысли.

Для успешного формирования грамотной речи нужно постоянно увеличивать словарный запас, обогащать ее мудрыми пословицами и поговорками. Этому помогает вдумчивое чтение классических произведений, знакомство с толковым, фразеологическим, орфоэпическим словарями, чтение научной литературы о языке.

Эти умные книги подскажут, как отличить настоящее слово от словесной шелухи.

И научат любить великое Слово...

  • Какими «красками» вы пользовались в создании словесной картины?

  • О какой части речи мы будем сегодня говорить?


  1. Работа по теме урока. Работа в группах.


  1. Слово учителя.

Сегодня мы проведем с вами урок-семинар по теме «Имя прилагательное». Но урок буду вести не я, а вы сами. Исходя из анализов тестовых заданий по подготовке к ЕНТ по данной теме, группам были даны задания - подготовить проекты по темам: «Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных. Степени сравнения» и «Правописание имен прилагательных».

Задача каждой группы: обобщить сведения по данным темам, доступно донести до учащихся.


  1. Постановка проблемного вопроса

Почему прилагательное называют прилагательным?

При - ла - га - тель - но - е,

потому что ПРИ - лагает - ся к существительному. Объясняет какое это существительное, какой предмет.


  1. «Мозговой штурм»

  • Что обозначает имя прилагательное?

  • На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

  • Как изменяется имя прилагательное?

  • Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное?

  • Какие признаки предмета обозначают прилагательные?




  1. Выступление групп.


1 группа - проект «Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных. Степени сравнения».Урок по русскому языку на тему Имя прилагательное как часть речи

Урок по русскому языку на тему Имя прилагательное как часть речи


2 группа - проект «Правописание имен прилагательных»

Урок по русскому языку на тему Имя прилагательное как часть речиУрок по русскому языку на тему Имя прилагательное как часть речи

3) Первичное закрепление материала с использованием интерактивного метода «Сеть»

(На карточках пишутся ключевые понятия изучаемой темы или раздела).


Качественные прилагательные, притяжательные прилагательные, превосходная степень и сравнительная степень имен прилагательных.


  1. Применение. Формирование основных навыков и умений.


  1. Распределительный диктант.


Задание: распределите данные прилагательные по разрядам.


Качественные

Относительные

Притяжательные






Высокие горы, лисья нора, городской парк, серебряная посуда, летний отдых, честный человек, умный ученик, отцов пиджак, лисья шуба, золотое сердце, сестрин халат, медвежья берлога, ласковая дочка.


  1. Конструирование.


Задание: от качественных прилагательных образовать степени сравнения (работа в парах)


Высокий - выше, менее высокий, высочайший, самый высокий

Честный - честнее, более честный, честнейший, честнее всех

Умный - умнее, менее умный, умнейший, наиболее умный

Ласковая - ласковей, менее ласковая, ласковейшая, ласковей всех


  1. Словарный диктант «Проверь себя!»


Задание: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ледя( н, нн )ая вода; лу ( н, нн ) ый свет; кругло (суточный); (не) интересный доклад; операцио( н, нн )ый блок; оси (н, нн )ый лист; (не) мягкий, а твердый карандаш; (не)навистный; ветря( н, нн )ая мельница; брат (ск, к) ий; казахско (русский) словарь; уз (ск, к) ий; совреме (н, нн)а; черномор (ск, к)ий; близ (ск, к)ий; вовсе (не) интересный фильм; немец (ск, к)ий; багрово (красный); научно (фантастический) журнал; велико (державный).

  1. Подведение итогов.


Слово учителя. Хорошо, молодцы, с заданиями вы справились хорошо. Я думаю, что сейчас мы готовы к небольшому тесту, которое покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу не торопиться, думать и работать внимательно.

  1. Тестирование по 2 вариантам.

Урок по русскому языку на тему Имя прилагательное как часть речи



  1. Рефлексия.

В заключении хотелось бы заняться немного творчеством.

- Какой главный праздник приближается в Казахстане?


Задание: подведя итог вышесказанному, используя прилагательные и иллюстративный материал, составьте творческие проекты по темам: «Астана» и «Казахстан». В своей творческой защите употребите прилагательные.


  1. Задание на дом. § 26, 27 повторить все орфограммы; упр. 304.


© 2010-2022