Урок по русскому языку для 6 класса «Имя прилагательное»

Этот урок можно провести после изучения раздела Имя прилагательное в 6 классе. Разнообразные задания помогут оценить, как дети усвоили данную тему. Совсем недавно закончилась олимпиада в Сочи. Этот урок я проводила в день открытия олимпиады, и детям представилась возможность не только повторить пройденную тему, но и стать участниками соревнований. Каждое задание имеет свое спортивное название. Для победителей были приготовлены медали. Урок сопровождала яркая презентация с символикой олимпиады. В...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цветкова Инна Васильевна

План-конспект урока

Тема: Повторение темы «Имя прилагательное» (тема в начале урока не записана)

Класс: 6

Тип: урок обобщения, повторения и систематизации ЗУНов.

Вид: урок-практикум.

Цель урока (для учителя): сформировать у учащихся навык самостоятельной работы при выполнении заданий различных видов, повторить, обобщить и закрепить знания учащихся о прилагательном как части речи, правописание прилагательных с НЕ, Н-НН в суффиксах прилагательных, развить орфографическую зоркость, подготовить учащихся к контрольной работе.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал, сигнальные карточки, общая таблица результатов, индивидуальные таблицы ответов.

Ход урока

Оргмомент

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

Слово учителя: Какое событие в спортивном мире скоро произойдет в России? В Сочи стартует Зимняя олимпиада. Наши спортсмены будут бороться за победу в разных видах спорта. Предлагаю и нам поучаствовать в соревнованиях. Мы сегодня посетим стадион морфологии и примем участие в соревнованиях одной из частей речи. Каждый из вас имеет возможность показать свои знания, померяться силами. За ответы вы получите медали: «золото» -5; «серебро» - 4; «бронза» - 3. Без наград, думаю, не останется никто.

На доске общая таблица баллов: 30-32 -«5»;

27-29 -«4»;

15-26 -«3»

Для того, чтобы узнать , с какой частью речи нам предстоит с вами работать, необходимо выполнить задания

Постановка проблемы. Актуализация опорных знаний.

  1. Подберите слова с данными морфемами и определите к какой части речи они относятся? 1 слайд . Суффиксы: -еньк-, -тельн-, -лив-, -чив-.

Окончания: -ый, -ие.

(маленький, общительный, талантливый, разговорчивый, большие; имя прилагательное)

  1. Работа с эпиграфом. 2 слайд

Когда же нет меня, она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

Соцветьем дивных слов легко определяю я. ( имя прилагательное).

Итак, мы сегодня работаем по теме «Имя прилагательное»

  1. Учитель: запишем тему урока

- Как вы думаете, ребята, какая задача стоит перед нами? Чем мы с вами будем заниматься? (нам нужно обобщить и расширить знания о прилагательном как части речи и правилах правописания прилагательного).

Выслушав ответы детей, учитель четко формулирует цель урока



  1. Решение проблемы. Дидактическая задача: обобщение и систематизация ведущих знаний по теме, творческое решение поставленных задач, проверка знаний.

  1. Стартовое тестирование

Учитель: Перед вами карточки 4-х цветов. Ваша задача, как можно быстрее ответить на вопрос и поднять карточку с ответом. А - красная, Б - зеленая, В- синяя и Г -желтая. (правильные ответы комментирует ученик, дети заполняют таблицу ответов).

На доске написаны критерии оценок: 7 правильных ответов - «5»; 6 -«4»; 5-4 -«3», 0-3 - «2».

  1. Найдите верный ответ 3 слайд

Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает

А. признак предмета

Б. предмет

В. действие предмета

Г. признак как предмет

2. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени 4 слад

А. самый быстрый

Б. красивейший

В. ярче

Г. более яркий

3. Укажите относительное прилагательное 5 слайд

А. лисий след

Б. добрый человек

В. железная дверь

Г. папина книга

4. В каком из указанных случаев НЕ - приставка 6 слайд

А. (не) вежественный человек

Б. (не) знакомый маршрут

В. (не) здоровый, а больной человек

Г. дом (не) большой, а маленький

5. Найдите прилагательное, в котором пишется одна буква Н 7 слайд

А. листве..ый лес

Б. глиня..ый сосуд

В. деревя..ый дом

Г. подли..ая правда

6. Укажите прилагательное с суффиксом - ов- 8 слайд

А. плюш..вый

Б. ситц..вый

В. ключ..вой

Г. свинц..вый

7.Найдите прилагательное, которое пишется слитно 9 слайд

А. (юго) западный

Б. (ярко) красный

В. (средне) вековый

Г. (научно) фантастический.

Каждый правильный ответ комментируется, и повторяются правила. Максимально можно набрать 7 баллов. (каждое задание оценивается в 1 балл)

  1. «Марафон».

Цель следующего задания повторить орфографию, разряды прилагательных и синтаксический разбор предложения.

Работа у доски. На доске написан текст. Ученики работают индивидуально. Кто первый справится с заданием, выходит к доске.

Максимально можно набрать 6 баллов.

Работа по уровням. 1 уровень - вставить орфограммы и знаки препинания. Объяснить.

2 уровень -определить разряды имен прилагательных.

3 уровень -сделать синтаксический разбор первого предложения.

Подули ледя..ые ветры. Выпал пуш..стый снег. (Не) большие ели стоят зеле..ые. По первой пороше ..хотники вышли на ..хоту_ и в лесу слыш..тся залив..стый с..бачий лай.

Справка: пороша - слой только что выпавшего снега. (Ожегов).

3.«Ринг суффиксов». Слайд 10

- Когда пишется суффикс К, а когда СК в прилагательных. (повторяем правило)

Заменить словосочетания»сущ +сущ» на «прил. + сущ»

Талант диктора

Перчатки боксера

Финиш чемпиона

Максимально модно набрать 3 балла. Взаимопроверка.

4. «Площадка «Мастерская слова».

- Когда пишется в именах прилагательных не - слитно, а когда раздельно? (проговариваем правило)

Составить текст «Чудеса в лесу», используя опорные слова.

Учитель: Ты бывал в лесу зимой?

Если нет, скорей за мной!

Много знает зимний лес

И загадок, и чудес!

(Не) обычные существа, (не) подвижные и (не) знакомые фигуры, вовсе (не) понятный зверек. Слайд 11

Ученики зачитывают 2-3 работы.

- Что позволило сделать текст более ярким и интересным? (имя прилагательное).

Взаимопроверка. Дети обмениваются работами и оценивают самостоятельно. Максимально можно набрать 5 баллов.

Физминутка

Учитель: Ребята, вы хорошо потрудились, и я предлагаю вам немного передохнуть, чтобы набраться сил для новых испытаний.

5. «Скоростная эстафета». Слайд 12

Распределить имена прилагательные по разрядам. Какие разряды знаете? Какие имена прилагательные относятся к качественным, какие к относительным, а какие к притяжательным?

Звонкий голос, зимний вечер, лисий мех, медвежья берлога, легкий груз, кожаный мяч, бабушкина шаль, олимпийские игры, тонкая нить.

В этом испытании победит тот, кто быстрее выполнит задание. Максимально можно набрать 10 баллов.

6.Корт «Четвертое лишнее». Слайд 13

-Когда имена прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис? (повторяем правило)

Найти лишнее, объяснить. Дети поднимают сигнальную карточку с правильным ответом

А. (Северо) (западный)

Б. (багрово) (красный)

В. (вечно) (зеленая)

Г. (русско) (казахский)

Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Анализ деятельности.

Дидактическая задача: анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы.

7. Финишная дорожка.

Рефлексия

- Итак, мы вышли с вами на финишную дорожку. Пришла пора подвести итоги.

Посмотрите внимательно на все задания и оцените свои знания по данной теме. Если вы справились со всеми заданиями и у вас не возникло трудностей при их выполнении - поднимите красную карточку, если вы считаете, что над некоторыми темами вам нужно еще поработать - зеленую, а если тема не усвоена - синюю.

Домашнее задание: Подготовка к контрольному диктанту: повторить все правила, стр.

Итоги работы: «золотых медалей»

«серебряных медалей»

«бронзовых»

- Мы хорошо потрудились и остается только пожелать и нашей сборной победы на Олимпиаде в Сочи.

Мы любим город Сочи, хотим, чтоб краше стал. И чтоб Олимпиаду зимой он принимал. И может быть мы будем не только наблюдать. В составе нашей сборной мы будем побеждать. Давай, вперед Россия! Ты лучшая страна! Тебя мы очень любим, и этим ты сильна. Даёшь Олимпиаду! Её мы очень ждем. И скоро олимпийским Мы Сочи назовем.

Со спортом дружите, уроки учите. И скука вам будет тогда нипочём. Урок мы кончаем и вам пожелаем здоровья, успехов и счастья во всём!






© 2010-2022