- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку для 6 класса «Имя прилагательное»
Урок по русскому языку для 6 класса «Имя прилагательное»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Цветкова И.В. |
Дата | 20.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цветкова Инна Васильевна
План-конспект урока
Тема: Повторение темы «Имя прилагательное» (тема в начале урока не записана)
Класс: 6
Тип: урок обобщения, повторения и систематизации ЗУНов.
Вид: урок-практикум.
Цель урока (для учителя): сформировать у учащихся навык самостоятельной работы при выполнении заданий различных видов, повторить, обобщить и закрепить знания учащихся о прилагательном как части речи, правописание прилагательных с НЕ, Н-НН в суффиксах прилагательных, развить орфографическую зоркость, подготовить учащихся к контрольной работе.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал, сигнальные карточки, общая таблица результатов, индивидуальные таблицы ответов.
Ход урока
Оргмомент
Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Слово учителя: Какое событие в спортивном мире скоро произойдет в России? В Сочи стартует Зимняя олимпиада. Наши спортсмены будут бороться за победу в разных видах спорта. Предлагаю и нам поучаствовать в соревнованиях. Мы сегодня посетим стадион морфологии и примем участие в соревнованиях одной из частей речи. Каждый из вас имеет возможность показать свои знания, померяться силами. За ответы вы получите медали: «золото» -5; «серебро» - 4; «бронза» - 3. Без наград, думаю, не останется никто.
На доске общая таблица баллов: 30-32 -«5»;
27-29 -«4»;
15-26 -«3»
Для того, чтобы узнать , с какой частью речи нам предстоит с вами работать, необходимо выполнить задания
Постановка проблемы. Актуализация опорных знаний.
-
Подберите слова с данными морфемами и определите к какой части речи они относятся? 1 слайд . Суффиксы: -еньк-, -тельн-, -лив-, -чив-.
Окончания: -ый, -ие.
(маленький, общительный, талантливый, разговорчивый, большие; имя прилагательное)
-
Работа с эпиграфом. 2 слайд
Когда же нет меня, она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определяю я. ( имя прилагательное).
Итак, мы сегодня работаем по теме «Имя прилагательное»
-
Учитель: запишем тему урока
- Как вы думаете, ребята, какая задача стоит перед нами? Чем мы с вами будем заниматься? (нам нужно обобщить и расширить знания о прилагательном как части речи и правилах правописания прилагательного).
Выслушав ответы детей, учитель четко формулирует цель урока
-
Решение проблемы. Дидактическая задача: обобщение и систематизация ведущих знаний по теме, творческое решение поставленных задач, проверка знаний.
-
Стартовое тестирование
Учитель: Перед вами карточки 4-х цветов. Ваша задача, как можно быстрее ответить на вопрос и поднять карточку с ответом. А - красная, Б - зеленая, В- синяя и Г -желтая. (правильные ответы комментирует ученик, дети заполняют таблицу ответов).
На доске написаны критерии оценок: 7 правильных ответов - «5»; 6 -«4»; 5-4 -«3», 0-3 - «2».
-
Найдите верный ответ 3 слайд
Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает
А. признак предмета
Б. предмет
В. действие предмета
Г. признак как предмет
2. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени 4 слад
А. самый быстрый
Б. красивейший
В. ярче
Г. более яркий
3. Укажите относительное прилагательное 5 слайд
А. лисий след
Б. добрый человек
В. железная дверь
Г. папина книга
4. В каком из указанных случаев НЕ - приставка 6 слайд
А. (не) вежественный человек
Б. (не) знакомый маршрут
В. (не) здоровый, а больной человек
Г. дом (не) большой, а маленький
5. Найдите прилагательное, в котором пишется одна буква Н 7 слайд
А. листве..ый лес
Б. глиня..ый сосуд
В. деревя..ый дом
Г. подли..ая правда
6. Укажите прилагательное с суффиксом - ов- 8 слайд
А. плюш..вый
Б. ситц..вый
В. ключ..вой
Г. свинц..вый
7.Найдите прилагательное, которое пишется слитно 9 слайд
А. (юго) западный
Б. (ярко) красный
В. (средне) вековый
Г. (научно) фантастический.
Каждый правильный ответ комментируется, и повторяются правила. Максимально можно набрать 7 баллов. (каждое задание оценивается в 1 балл)
-
«Марафон».
Цель следующего задания повторить орфографию, разряды прилагательных и синтаксический разбор предложения.
Работа у доски. На доске написан текст. Ученики работают индивидуально. Кто первый справится с заданием, выходит к доске.
Максимально можно набрать 6 баллов.
Работа по уровням. 1 уровень - вставить орфограммы и знаки препинания. Объяснить.
2 уровень -определить разряды имен прилагательных.
3 уровень -сделать синтаксический разбор первого предложения.
Подули ледя..ые ветры. Выпал пуш..стый снег. (Не) большие ели стоят зеле..ые. По первой пороше ..хотники вышли на ..хоту_ и в лесу слыш..тся залив..стый с..бачий лай.
Справка: пороша - слой только что выпавшего снега. (Ожегов).
3.«Ринг суффиксов». Слайд 10
- Когда пишется суффикс К, а когда СК в прилагательных. (повторяем правило)
Заменить словосочетания»сущ +сущ» на «прил. + сущ»
Талант диктора
Перчатки боксера
Финиш чемпиона
Максимально модно набрать 3 балла. Взаимопроверка.
4. «Площадка «Мастерская слова».
- Когда пишется в именах прилагательных не - слитно, а когда раздельно? (проговариваем правило)
Составить текст «Чудеса в лесу», используя опорные слова.
Учитель: Ты бывал в лесу зимой?
Если нет, скорей за мной!
Много знает зимний лес
И загадок, и чудес!
(Не) обычные существа, (не) подвижные и (не) знакомые фигуры, вовсе (не) понятный зверек. Слайд 11
Ученики зачитывают 2-3 работы.
- Что позволило сделать текст более ярким и интересным? (имя прилагательное).
Взаимопроверка. Дети обмениваются работами и оценивают самостоятельно. Максимально можно набрать 5 баллов.
Физминутка
Учитель: Ребята, вы хорошо потрудились, и я предлагаю вам немного передохнуть, чтобы набраться сил для новых испытаний.
5. «Скоростная эстафета». Слайд 12
Распределить имена прилагательные по разрядам. Какие разряды знаете? Какие имена прилагательные относятся к качественным, какие к относительным, а какие к притяжательным?
Звонкий голос, зимний вечер, лисий мех, медвежья берлога, легкий груз, кожаный мяч, бабушкина шаль, олимпийские игры, тонкая нить.
В этом испытании победит тот, кто быстрее выполнит задание. Максимально можно набрать 10 баллов.
6.Корт «Четвертое лишнее». Слайд 13
-Когда имена прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис? (повторяем правило)
Найти лишнее, объяснить. Дети поднимают сигнальную карточку с правильным ответом
А. (Северо) (западный)
Б. (багрово) (красный)
В. (вечно) (зеленая)
Г. (русско) (казахский)
Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Анализ деятельности.
Дидактическая задача: анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы.
7. Финишная дорожка.
Рефлексия
- Итак, мы вышли с вами на финишную дорожку. Пришла пора подвести итоги.
Посмотрите внимательно на все задания и оцените свои знания по данной теме. Если вы справились со всеми заданиями и у вас не возникло трудностей при их выполнении - поднимите красную карточку, если вы считаете, что над некоторыми темами вам нужно еще поработать - зеленую, а если тема не усвоена - синюю.
Домашнее задание: Подготовка к контрольному диктанту: повторить все правила, стр.
Итоги работы: «золотых медалей»
«серебряных медалей»
«бронзовых»
- Мы хорошо потрудились и остается только пожелать и нашей сборной победы на Олимпиаде в Сочи.
Мы любим город Сочи, хотим, чтоб краше стал. И чтоб Олимпиаду зимой он принимал. И может быть мы будем не только наблюдать. В составе нашей сборной мы будем побеждать. Давай, вперед Россия! Ты лучшая страна! Тебя мы очень любим, и этим ты сильна. Даёшь Олимпиаду! Её мы очень ждем. И скоро олимпийским Мы Сочи назовем.
Со спортом дружите, уроки учите. И скука вам будет тогда нипочём. Урок мы кончаем и вам пожелаем здоровья, успехов и счастья во всём!