- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русской литературе на тему Жизнь и творчество А. П. Гайдара
Урок по русской литературе на тему Жизнь и творчество А. П. Гайдара
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Галиева М.М. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
III районная научно-практическая конференция «Все мы родом из детства», посвященная памяти Ю.И. Коваля
Номинация «Лучшая методическая разработка урока»
Урок-исследование
"А. П. Гайдар - жизнь и творчество"
Методическая разработка учителя
русского языка и литературы
Кирбинской средней школы
Галиевой М. М.
Тема урока: Урок- исследование « А.П. Гайдар - жизнь и творчество»
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.П.Гайдара, отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях, биографических материалах, развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, развивать познавательный и читательский интерес, внимание, память, воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом; воспитание патриотизма, интереса к прошлому и настоящему Родины, стремления трудиться на благо ее будущего.
Предварительная подготовка: дети получили домашнее задание:
-
найти и прочитать материал о жизни и творчестве А.П.Гайдара;
-
класс разделить на команды и распределить материал по командам,
прочитать произведения А.П.Гайдара;
(каждая команда получает рабочие листы с материалами и задание: исследовать только тот этап, который указан в рабочем листе данной группы.)
Оборудование и оформление:
-
Выставка книг - произведений А.П.Гайдара.
-
Выставка рисунков.
-
Запись песни «Гайдар шагает впереди» в исполнении детского хора;
-
Караоке песни «Гайдар шагает впереди»
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, DVD для воспроизведения караоке.
На партах у детей: книги с произведениями А.П. Гайдара.
Эпиграф к уроку:
Любимых детских книг творец…
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер как солдат.
С.Маршак
Ход урока:
-
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, добрый день. Ребята, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.
II. Сообщение темы и целей урока.
Звучит песня «Гайдар шагает впереди» в исполнении детского хора (три куплета)
- О ком идет речь в песне? Кто шагает впереди?
- Посмотрите, пожалуйста, на экран и прочитайте тему нашего урока.
III. Основная часть урока.
1. Беседа о жизни и творчестве А.П.Гайдара…
Учитель: Итак, тема нашего урока: «А.П.Гайдар - жизнь и творчество».
Прочитайте, пожалуйста, плакат: «Боец, писатель, гражданин, бессменный вожатый! Мы считаем его жизнь необыкновенной. А сам он так не считал и называл свою жизнь «обыкновенной биографией в необыкновенное время».
- Да, ребята, А.П. Гайдар говорил, что у него самая обыкновенная биография, но в самое необыкновенное время.
А что мы знаем о жизни и творчестве А.П. Гайдара? В январе исполнилось 110 лет со дня рождения писателя. Давайте сегодня поговорим о жизни и творчества этого интересного писателя. Надеюсь, каждая группа провела исследование по заданной теме и сейчас расскажет нам, что узнала о жизни и творчестве А. Гайдара.
Аркадий Петрович Гайдар
1 группа: Мы исследовали ранние годы жизни А.П. Гайдара. Он родился в 1904 году в поселке сахарозавода под Льговом, ныне Курской области, в семье учителей - Петра Исидоровича Голикова и Натальи Аркадьевны Сальковой, дворянки, дальней родственницы Михаила Юрьевича Лермонтова. В 1908 году семья покинула Льгов. Петр Исидорович поступил на службу в акцизное ведомство. А мать окончила акушерские курсы и недолгое время после этого работала фельдшером. В 1912 году П. И. Голиков получил назначение в Арзамас. Аркадий поступает учиться в реальное училище. Жизнь для 13-летнего подростка, будущего известного писателя - это игра, полная опасностей: он участвует в митингах, патрулирует улицы Арзамаса, становится связным большевиков. В 14 лет вступает в РКП(б), работает в местной газете «Молот». В январе 1919 года, добровольцем, скрыв свой возраст, Аркадий вступает в Красную Армию, вскоре становится адъютантом, учится на курсах красных командиров, принимает участие в боях, где получает ранение. Аркадий ушел воевать, когда ему еще не исполнилось 15 лет. Он бредил военными подвигами. Наверное, такая же судьба была у сотен российских мальчишек, родившихся в интеллигентных семьях.
Дом, в котором родился А. Гайдар
Учитель: Спасибо большое, очень интересный материал. 2 группа, слово предоставляется вам.
2 группа: Мы исследовали участие А. Гайдара в подавлении антисоветского движения. Детство Аркадия Петровича кончилось в 13 лет, когда в октябре 1917 года ему разрешили взять винтовку и послали патрулировать улицы. В декабре 1918 года Аркадий Голиков уходит в Красную Армию. Служит сначала адъютантом, затем начальником команды связи, в 1919 году командует взводом. В июне 1921 года, в возрасте 17 лет его назначают командиром полка. В 1922 году возглавлял отряд, подавлявший антисоветское повстанческое движение в Хакассии. В его распоряжении находились 102 красноармейца и 26 кавалеристов, позднее численность бойцов увеличилось до 165 человек. Вот что говорит сам Аркадий Петрович о своей службе: «Я любил Красную Армию и думал остаться в ней на всю жизнь. Но в 23-м году из-за старой контузии в правую половину головы я вдруг крепко заболел. Все что-то шумело в висках, гудело, и губы неприятно дергались. Долго меня лечили, и, наконец, в апреле 1924 года, как раз когда мне исполнилось двадцать лет, я был зачислен по должности командира полка в запас. А потом я стал писать».
В 14 лет Аркадий Гайдар уходит в Красную Армию
Учитель: Спасибо, ребята. А вот про литературную деятельность расскажет нам 3 группа.
3 группа: В своих книгах Аркадий Петрович оставался бойцом. Появлялись гайдаровские книги всегда в то время, когда они больше всего были нужны. Аркадий Петрович написал такие произведения, как «Р.В.С.», «Школа», «Четвертый блиндаж», «Пусть светит», «Дальние страны», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Горячий камень». Писатель стал классиком детской литературы, прославившись произведениями об искренней дружбе и боевом товариществе. Многие его произведения экранизированы. Аркадий Петрович также работал в Пермской газете «Звезда, затем трудился в Дальневосточном крае в газете «Тихоокеанская звезда».
Учитель: Ребята, а откуда у Аркадия Петровича такой псевдоним?
- Действительно, нам было интересно узнать происхождение псевдонима «Гайдар». Почему писатель назвал себя Гайдаром - точно никто не знает. Слово «Гайдар» есть в монгольском языке, оно значит: человек, скачущий на коне впереди войска. Об этом Гайдар мог узнать, когда воевал с белыми бандами в монгольских степях. А может быть, это слово особенно понравилось писателю потому, что оно напоминало его любимый боевой клич - «Гей»!, «Гай-да!» Очень подошло Гайдару это имя, ведь он и в жизни, и в своих книгах был человеком, смело идущим впереди. Есть еще одна версия: с украинского «гайдар» - это пастух овец. У Аркадия Голикова с Гайдарами связано детство, так как он проводил с ними по нескольку летних месяцев несколько лет подряд. И эти места, и воспоминания детства настолько ему понравились, что он и выбрал себе псевдоним Аркадий Гайдар.
Учитель: Спасибо, ребята. А интересные моменты из жизни писателя кто-нибудь расскажет?
4 группа: Мы нашли воспоминания сына Тимура Гайдара:
Однажды, когда он учился в I классе, отец поручил ему и его другу Сашке, тоже первокласснику, отнести на почту пакет - рукопись повести «Синие звезды».
Ребята помчались на почту. Ни на какие соблазны по дороге не поддавались: не свернули к кузнице, где ковали лошадей, не остановились перед колонной новых автомашин, которые прибыли на МТС. Только когда пакет был сдан, они разрешили себе эти удовольствия. И вот тут-то приключилась беда.
- Квитанцию мы потеряли,- грустно сознался Сашка.
- Кто «мы»? Ты или Тимур? - спросил отец.
- Тимур потерял, - сказал я.
- Ну, а раз Тимур потерял, - тут голос отца стал жестким, - то пусть он ее и найдет. А когда найдет, тогда ко мне и приходит.
Мы побежали искать... Дорога до почты большая, а квитанция совсем маленькая. Но мы искали долго и упорно... Потом стало совсем темно. Сашка ушел домой. Я сидел на куче щебенки одинокий и несчастливый, когда увидел отца. Он шел оглядываясь. Видно, кого-то искал. Вот он увидел меня, подошел и поднял на руки.
- Ну, вот и нашел! - сказал он, обнимая меня.
- Квитанцию? - обрадовался я.
- Нет, не квитанцию, а тебя. А ты нашел?
- Нет, не нашел...
- Эх, ты, связной! На войне за такие вещи судят судом военного трибунала. Но сейчас не война, и возраст у тебя тоже не очень военный. Пошли домой, Тимурка, а то без тебя мне тоже не очень весело».
Аркадий Гайдар с сыном Тимуром
Учитель: Да, привычной отцовской лаской закончился для мальчика этот день, но остался ему памятным. Ты один в ответе за порученное тебе дело, оправдай доверие. Настанет час, когда Родина поручит тебе дело, и, какие бы ни стали перед тобой преграды, ты выполнишь его с честью и еще раз добрым словом помянешь отцовскую науку.
Скоро началась Великая отечественная война. Об этом периоде нам расскажет 5 группа. Пожалуйста, ребята.
5 группа: Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии в качестве корреспондента «Комсомольской правды». Написал очерки «У переправы», «Мост», «У переднего края». В сентябре 1941 года Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком. 26 октября он погиб недалеко от села Лепляво Каневского района. Его смерть описывается следующим образом: пять партизан во главе с Гайдаром добрались ночью до Леплявы, потом до старой базы. Убедившись, что в лагере никого нет, там запаслись продовольствием и на рассвете 26-го октября добрались обратно на окраину Леплявы. Сели недалеко от железнодорожной будки перекурить. Кроме того, решили зайти к будочнику и попросить немного картошки. Вызвался идти за этим Аркадий Петрович. Он только поднялся, успел крикнуть: «Ребята, немцы». Немцы открыли стрельбу. Аркадий Петрович был убит. Это спасло остальных - они успели уйти от засады. В 1947 году останки Гайдара были перезахоронены в городе Каневе. В 1963 году посмертно был награжден Орденом Отечественной войны.
Погиб он в роще под Леплявою
Как партизан в тылу врагов
И, осененный вечной славою
Спит у днепровских берегов.
Аркадий Петрович во время Великой Отечественной войны
Учитель: - Давайте, друзья, почтим его память Минутой Молчания.
Спасибо. Ребята, а кто из татарских писателей участвовал в Великой Отечественной войне? (Учащиеся называют М. Джалиля, Г. Кутуя, А. Алиш и др.) Вы самостоятельно прочитали многие рассказы, повести А. П. Гайдара. Посмотрите на выставку книг. Многие из них вам уже знакомы. Учащиеся 6 группы подготовили кроссворд по произведениям писателя. Давайте, порешаем его.
-
Автор рассказа «Горячий камень» (Гайдар)
-
Кем был отец Чука и Гека? (Геолог)
-
Главный герой повести «Военная тайна» (Алька)
-
«… и его команда» (Тимур)
-
Имя одного из братьев из рассказа Гайдара. (Чук)
-
Отрицательный герой из «Сказки о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (Плохиш)
-
Отрицательный герой из «Тимур и его команда» (Квакин)
Заполнив все клеточки по горизонтали, дети читают слово по вертикали - Голиков.
Учитель: Молодцы, ребята, вы знакомы со многими произведениями Аркадия Петровича. Я благодарю вас за те знания, что вы принесли на урок. - Да, Аркадий Петрович погиб, но умер ли он для нас с вами? (Мнения детей). Конечно, он не умер, он живёт среди нас, живёт в своих книгах, в своих героях, живёт в нашем сердце, живёт в песнях. А как увековечено имя писателя в нашей стране? Вы не узнали об этом?
Учащийся: Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сел России. В Клину, где он жил с 1938 по 1941 годы, открыт мемориальный Дом-музей писателя и Центральная детская библиотека носит его имя. В Арзамасе имя А.П. Гайдара присвоено одной из улиц, городскому парку культуры и отдыха, школе №7, городской библиотеке. В городе расположен литературный и мемориальный музей А.П. Гайдара, Калининградская и Белгородская областные библиотеки тоже носят имя А.П. Гайдара.
Исполнение песни «Гайдар шагает впереди»
VII. Домашнее задание: готовиться к читательской конференции по повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда», написать мини- сочинение «С кем из гайдаровских героев я хотел бы дружить?»
VШ. Итог урока
1. Почему А.П.Гайдар говорил, что у него «обыкновенная биография в необыкновенное время»?
2. Узнали ли вы что-то новое о жизни этого необыкновенного человека? Что?
3. Какие качества в людях ценил А.П. Гайдар?