Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов (68 часов)

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможность письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата

Тема (количество часов на раздел). Тема урока.

Цели урока

Тип, форма урока. Способы контроля.

Методы обучения.

Словарно-орфографическая работа

Внутри-и межпредметные связи

Примечания

1-2


Особенности письменного общения. Возникновение и развитие письма как средства общения.

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо и чтение.

Объяснение нового материала.

Объяснительно-иллюстративная.

Речь, речевая ситуация.



ОРФОГРАФИЯ.

3.

Русское правописание, его разделы. Роль орфографии в письменном общении.

Знать разделы русского правописания и о роли орфографии в письменном общении.

Объяснение нового материала.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву А.

4.

Разделы русской орфографии. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста.

Знать разделы русской орфографии и способы передачи информации в правиле.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву Б.

5.

Ведущий принцип русской орфографии. Правописание корней. Гласные в корне.

Правильно писать гласные в корне и подбирать проверочные слова.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву В.

6.

Фонетический принцип написания Ы и И в корне после приставок.

Правильно писать Ы и И после приставок.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву Г.

7.

Правописание корней с чередованием.

Правильно писать гласные в корнях с чередованием.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву Д.

8.

Правописание согласных в корне.

Правильно писать согласные в корне.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву Е.

9.

Правописание приставок.

Правильно писать приставки

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву Ж,З

10.

Правописание приставок ПРЕ и ПРИ.

Правильно писать приставки ПРЕ и ПРИ.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву К.

11.

Система правил, связанных с правописанием суффиксов. Правописание суффиксов существительных.

Правильно писать суффиксы существительных.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву Л.

12.

Правописание суффиксов прилагательных.

Правильно писать суффиксы прилагательных.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву М.

13.

Правописание суффиксов глаголов.

Правильно писать суффиксы глаголов.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву Н.

14.

Правописание суффиксов причастий.

Правильно писать суффиксы причастий.

Упражнения Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву О.

15-16.

Н-НН в причастиях и прилагательных.

Правильно писать Н-НН в причастиях и прилагательных.

Упражнения Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву П.

17.

Правописание окончаний существительных, глаголов, прилагательных и причастий.

Правильно писать окончания в разных частях речи.

Упражнения Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву Р.

18.

Гласные после шипящих и Ц. Правописание Ъ и Ь.

Правильно писать гласные после шипящих и Ц, Ъ и Ь.

Упражнения Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву О,П,Р.

19.

Правописание согласных на стыке морфем. Ь внутри и на стыке морфем.

Правильно писать согласные на стыке морфем, Ь внутри и на стыке морфем.

Упражнения Тесты по теме.

Репродуктивный.

Контрольный словарный диктант.

20.

Ь после шипящих. Использование различных словарей для объяснения правописания.

Правильно писать Ь после шипящих, пользоваться словарями.

Упражнения Тесты по теме.

Репродуктивный.

СЛИТНЫЕ, ДЕФИСНЫЕ И РАЗДЕЛЬНЫЕ НАПИСАНИЯ.

21-22.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Система правил данного раздела правописания.

Знать систему правил слитного, полуслитного и раздельного написания.

Упражнения Тесты по теме.

Репродуктивный.

23-24.

Правописание НЕ с различными частями речи.

Правильно писать НЕ с разными частями речи.

Упражнения Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву С.

25.

Слитное и раздельное написание НИ.

Различать на письме приставку, союз, частицу НИ,

Упражнения Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву Т.

26.

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

Правильно писать наречия.

Упражнения Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву У.

27-28.

Правописание производных предлогов.

Правильно писать производные предлоги.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова на букву Ф.

29-30.

Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ПОЭТОМУ, ЗАТО.

Различать союзы и созвучные им сочетания слов.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Контрольный словарный диктант.

31.

Образование и написание сложных слов.

Правильно писать сложные слова.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

32.

Употребление дефиса в знаменательных и служебных частей речи.

Правильно ставить дефис в словах, работать со словарём.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

33.

Правописание строчных и прописных букв.

Правильно выбирать строчную и прописную букву.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов (68 часов).

Планирование составлено на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов. Основной курс. Элективные курсы. Автор-составитель С.И.Львова. М.: «Мнемозина»,2008.

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможность письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления, что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную потребность каждого человека. Это «этимологическая рефлексия» становится надежными помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами.

Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография - 10 класс, пунктуация -11 класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации - совершенствование орфографических умений.

Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма.

Дата

Тема (количество часов на раздел). Тема урока.

Цели урока

Тип, форма урока. Способы контроля.

Методы обучения.

Словарно-орфографическая работа.

Внутри- и межпредметные связи.

Примечания.

1-2.

Речевой этикет в письменном общении.

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т.п. в письменной речи.

Объяснение нового материала.

Объяснительно-иллюстративная.

Орфоэпический диктант

3.

Некоторые сведения из истории русской пунктуации.

Основное назначение пунктуации - расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации грамматической, смысловой, интонационной.

Объяснение нового материала.

Объяснительно-иллюстративная.

Словарные слова из курса 10 класса.

4.

Структура предложения и пунктуация.

Знать, что от пунктуации может зависеть структура предложения.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Тесты по чередующимся гласным.

5.

Основные функции пунктуационных знаков.

Знать функции пунктуационных знаков препинания: разделительные, выделительные, знаки завершения.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

6.

Знаки предложения в конце предложения.

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложений, отражения её на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Орфоэпический диктант

7.

Знаки препинания внутри простого предложения. Система правил данного раздела пунктуации.

Знать, какие знаки препинания нужно ставить внутри простого предложения.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова из курса 10 класса.

8.

Знаки препинания между членами предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

9.

Знаки препинания между однородными членами предложения.

Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами, интонация перечисления.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова из курса 10 класса.

10.

Однородные члены, не соединённые союзом.

Знать, как и когда ставятся знаки препинания между однородными членами, соединённые неповторяющимися союзами, повторяющимися союзами, двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

11.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико - грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения.

Знать постановку знаков препинания при однородных и неоднородных определениях.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Орфоэпический диктант

12.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Знать, что такое обособленные члены предложения, постановку знаков препинания при обособленных членах.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

13.

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные.

Знать, что такое причастный оборот, знаки препинания при причастном обороте.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Контрольный словарный диктант.

14.

Обособление приложений.

Постановка знаков препинания при обособленных приложениях.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

15.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

Знать, когда ставятся знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

16.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Знаки препинания при обособленных дополнениях.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Орфоэпический диктант

17.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Постановка знаков препинания при уточняющих членах, при сравнительных оборотах.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

18.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

Постановка знаков препинания при вводных и вставных конструкциях.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова из курса 10 класса.

19.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

Постановка знаков препинания с обращениями.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

20.

Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных слов.

Постановка знаков препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных слов.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова из курса 10 класса.

21-22.

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.

Постановка знаков препинания в сложных предложениях.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

23.

Знаки препинания между частями ССП.

Постановка знаков препинания в ССП. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Орфоэпический диктант

24.

Употребление знаков препинания между частями СПП.

Постановка знаков препинания в СПП.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

25.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в БСП.

Постановка знаков препинания в БСП.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

26.

Грамматико- интонационный анализ предложений, состоящих из 3-х и боле частей.

Знаки препинания при сочетании союзов.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Словарные слова из курса 10 класса.

27.

Сочетание знаков препинания.

Постановка разных знаков препинания внутри одного предложения.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

28-30.

Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата.

Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

31-32.

Связный текст как совокупность предложений.

Знать, что такое текст. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста. Авторские знаки.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.

Контрольный словарный диктант.

33-34.

Абзац как пунктуационный знак.

Знать, что такое абзац, что он передаёт структурно - смысловое членение текста.

Упражнения. Тесты по теме.

Репродуктивный.



© 2010-2022