- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад по теме Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка
Доклад по теме Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бекмуханова С.Ж. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Департамент управления Атырауской области
Макатского районного отдела образования
Тема доклада:
«Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка»
Подготовила: учитель русского языка и литературы
2-ой квалификационной категории
Бекмуханова Сауле
Атырауская область Макатский район п. Доссор
Школа имени Абая
2015г
Развитие личности - смысл и цель современного образования. Современная школа заявила о себе как о школе культурно- и личностно-ориентированной. В соответствии с этим она призвана поддержать вступление ребенка в мир культуры, при этом сберегая и развивая маленького человека как индивидуально- неповторимую личность, предоставляя ему возможность реализовать свои социальные (не противоречащие интересам других личностей) притязания.
Понятия «компетенция», «компетентность» сегодня относительно новые и в последнее время активно разрабатываются в научных исследованиях. В современных словарях слово «компетенция» раскрывается с указанием на его латинское происхождение (competentia - согласованность частей и compete - добиваюсь, соответствую, подхожу). Соответственно слово «компетенция» может иметь два разных значения: во-первых, это круг полномочий какого-либо учреждения или лица, во-вторых, это круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. В современной педагогической литературе слово «компетенция» употребляется во втором значении.
Раскроем содержание коммуникативной компетенции. Слово «коммуникативность» и «коммуникативный» означает: 1) готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений качеств личности; 2) умение пользоваться разнообразными речевыми средствами, речевыми умениями, чтобы воздействовать с их помощью на других людей, а также выразить себя.
Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь привычку - пожнешь характер; посеешь характер - пожнешь судьбу». Так формируется жизненная линия человека. Жизнь ребенка - это неуклонный процесс взросления и формирования. И на первом этапе жизни реальный мир для ребенка- это в первую очередь семья и школа. Задача учителя - мобилизовать ученические ресурсы: память, мышление, смекалку, развивать умение высказать свою точку зрения, владеть искусством слова, быть грамотным, подключив учительский ресурс - знание предмета, индивидуальный подход к обучающимся, практическую направленности уроков, умение управлять вниманием, распознавать творческие наклонности обучающихся.
Как показывает практика, привить интерес к предмету, развить интеллектуальные способности, познавательную сферу, творческий потенциал школьников довольно трудно в условиях традиционного обучения. На фоне снижения общей культуры, переоценки ценностей наблюдается слабое владение коммуникативными умениями и навыками (отмечаем бедность словарного запаса, орфоэпические ошибки, трудность в создании устного или письменного высказывания, непрочные, порой бессистемные орфографические и пунктуационные ошибки, восприятие науки о языке как перечне правил, недостаточное владение теорией языка). Языковеды подсчитали, что ребенок употребляет в своей речи примерно 3000 слов, подросток 9000, взрослый от 12000 до 14000. Пушкин же в своих произведениях использовал 24000 слов. Всего же в русском языке более 500000 слов. И все-таки, несмотря на такой запас слов трудно порой найти нужное, чтобы ясно и четко выразить свои мысли. И владеть языком - это целое искусство. Однако нельзя закрывать глаза на то, что мы сегодня почти не читаем, говорим небрежно и пишем кое-как. В связи с этим появилась потребность в деятельностном подходе, включении учеников в практическую и творческую деятельность. Поэтому целью в преподавании русского языка считаю создание условий на уроке для формирования коммуникативной и языковой компетенции.
Овладение коммуникативной компетентностью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей. От успешного решения этой задачи будет во многом зависеть выбор профессии, а значит и дальнейшая судьба молодых людей.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что - то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи
Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.
К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?
• снижение уровня читательской культуры;
• снижение уровня индивидуального словарного запаса;
Проблема культурного общения школьников - одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:
• умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
• извлечь нужную информацию (полно или частично),
• проникнуть в смысл высказывания - слушание;
• навыков изучающего чтения;
• умений ведения диалога и построения монологического высказывания - говорение;
• умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,
• собирать и систематизировать материал,
• составлять план, пользоваться различными типами речи,
• строить высказывание в определенном стиле,
• отбирать языковые средства,
• совершенствовать высказывание - письмо, говорение,
Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.
На сегодняшний день на уроках используются такие технические средства обучения, как мультимедийные кабинеты, интерактивные классы, электронные учебники, в связи с чем повысилась мотивация к обучению. Мультимедийная обучающая программа (МОП) по русскому языку имеет большое практическое значение как для учителя, так и для учащегося. Она служит хорошим наглядным дидактическим материалом в помощь учителю. На основе имеющейся визуальной информации учитель имеет возможность формулировать свои задания, грамматические конструкции, самое важное -создавать проблемные ситуации соответственно интеллектуальным возможностям учащегося. МОП для 5-7 класса состоит из нескольких модулей. Данные темы подразумеваются на модули: «Чтение», «Грамматика», «Словарь», " Проверка достижений», каждое из которых содержит задания и тестовые материалы.
По теме "Народные промыслы " в 7 классе учащиеся имеют возможность пополнить речь новыми словами: роспись-живопись на стенах, потолках, предметах быта, барыня - в дореволюционной России женщина из привилегированных классов (помещица). При работе по модулю « Русское прикладное искусство» учащиеся выполняют следующие задания: повторяют за диктором новые слова (алый, багряный, быт, заготовить, затейливый, изготовить, изделие, изумрудный, фон, младенец, натереть, обжечь, роспись, переплести,поколение, прикладное искусство, прокалить)); соединяют слова с его лексическим значением, составляют словосочетание " прилагательное + существительное», вставляют в предложение подходящее по смыслу слово в нужной форме. В каждом модуле дан диалог и задания к нему: учащиеся сначала внимательно слушают диктора, а затем должны восстановить его, составить диалог на определенную ситуацию. В модулях имеются панорамы, сопровождаемые музыкой, которые облегчают вхождение учеников в лексическую тему, создают определенный фон для изучения лексического, грамматического и стилистического материала .
Работа по формированию коммуникативной компетентности у учащихся требует от учителя методического мастерства , такта, умения видеть всех и каждого, учитывать индивидуальные особенности , способности каждого ученика.
Литература:
-
Лутохина Анна Евгеньевна. Доклад «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в начальных классах» 2015г.
Россия, Сеченово
4. Г. К. Джумахмедова. Формирование языковой личности в условиях межкультурной коммуникации // Республиканский научно-методический журнал «Русский язык в школах и вузах Казахстана» № 6. 2011 г.
5. АО «Национальный центр информатизации» Электронные учебники «Русский язык» для 5-7 классов «MERITS».