Выступление Дидактический материал для подготовки к ГИА и ЕГЭ

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к ГИА и ЕГЭ, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими уч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Герасимовская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области














Дидактический материал для подготовки к ГИА и ЕГЭ


Красницкая Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Герасимовская СОШ»


Герасимовка

2015



Итоговая аттестация - первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к ГИА и ЕГЭ, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению.

В моей педагогической практике три выпуска со сдачей экзамена по русскому языку в форме ГИА и один выпуск - в форме ЕГЭ. Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 9 (ОГЭ) и 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса. В данный момент я преподаю русский язык у обучающихся 8, 10 классов.

Начиная с 5 класса, каждый ученик заводит папку или тетрадь, в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению экзаменационных заданий. Разрешаю пользоваться папками (тетрадями) на всех уроках, кроме контрольных.

В 9, 10-11 классах провожу мониторинг качества знаний учащихся по всем заданиям. В начале 9, 10 класса завожу на каждого ученика диагностическую карту, в которой отражается результативность подготовки. В карте записываются даты и результат проведения тренингов, проверочных работ, пробных школьных и районных экзаменов. Уже после первых тренингов ученик и учитель получают возможность проследить за результатами, выявить пробелы, «западающие» темы и планировать работу по их устранению.

Опыт показывает, что к 9 классу программный материал по орфографии требует актуализации. Учащиеся нуждаются в повторении пройденного материала и в овладении более совершенными, по сравнению с 5-7 классами, навыками правописания в связи с расширением лексики и ростом языковой культуры. Почти на каждом уроке для повторения активно использую лингвистические разминки (орфоэпические, синтаксические, лексические, пунктуационные), содержащие задания ГИА и ЕГЭ, которые разрабатываю сама, используя разные источники. Разминки помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем. Для создания лингвистических разминок использую методические пособия и ИКТ: презентации, электронные тренинги и тестирование.

Одним из эффективных приемов при подготовке считаю работу с предложениями - упражнениями. Эта система работы помогает отрабатывать не только орфографические навыки, словообразовательные, лексические, морфологические, пунктуационные, но и помогает формированию навыка устанавливать грамматические связи между словами, а также развивает логическое мышление.

Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является задание № (написание сочинения по прочитанному тексту). С 7 класса начинаю формировать у обучающихся навык определения темы, проблематики, идеи текста. Такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.

В 10 классе снова формируется новая папка. В нее мы собираем методический материал для написания сочинения-рассуждения. В ней, кроме плана сочинения и пояснений к каждому пункту плана, есть комментарии, методические рекомендации, речевые клише, примеры, банк аргументов. Процесс этот, конечно же, долгий и трудоемкий. Но результат того стоит: к концу года у каждого десятиклассника собирается методическое обеспечение в полном объеме: примерные тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, электронные презентации по каждому пункту плана, образцы лучших сочинений.

В 11 классе продолжается работа по формированию навыка написания сочинения-рассуждения. При изучении произведений русской классики мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и рекомендованные учителем. Проблематику определяем не только в прозаических произведениях, но и в лирических.

Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активировать процесс обучения, повысить темп урока, способствует повышению познавательных потребностей учеников.

Используя систему работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Предложенная система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Углубленная (комплексная) работа с текстом направлена на формирование восприятия содержания и проблем текста, помогает сформулировать мнение автора, писательский взгляд на историю и культуру, увидеть средства выразительности, используемые автором для создания реальной картины. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

Самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе - это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»











План сочинения-рассуждения по заданному тексту.


Заголовок (желательно, но необязательно).

I. Вступление.

II. Формулировка основной проблемы исходного текста.

III. Комментарий к основной проблеме текста.

IV. Определение авторской позиции.

V. Изложение собственной позиции:

  1. 1й аргумент в защиту собственной позиции;

  2. 2й аргумент;

  3. вывод.

VI. Заключение.

Как правильно понять исходный текст.

  1. О чем текст? (Ты увидишь тему).

  2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы).

  3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста)

  4. Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать читателю? Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию)

Вступление может быть написано в форме:

  1. Лирического размышления.

  2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).

  3. Диалога с воображаемым собеседником.

  4. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциациям в связи с проблематикой текста.

  5. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.

  6. Может начинаться с ключевого слова текста и др.


Возможные варианты формулировки проблемы исходного текста:

  • взаимоотношения человека и природы;

  • проблема снижения культурного уровня общества;

  • проблема сложности и противоречивости человеческих поступков;

  • проблема «отцов» и «детей»;

  • роль детства в становлении личности человека;

  • проблема духовности;

  • проблема милосердия;

  • проблема назначения искусства;

  • проблема истинной интеллигентности;

  • проблема совести;

  • роль чтения в детстве и др.

Опорные фразы для формулировки проблемы текста:

  • сформулирована проблема;

  • затронута проблема;

  • поднята проблема;

  • освещена проблема;

  • обсуждается проблема;

  • проблема, рассматриваемая автором и др.

проблема может быть:

  • философской;

  • нравственной;

  • злободневной;

  • актуальной;

  • острой;

  • важной;

  • серьезной;

  • наболевшей;

  • неразрешимой и др.


Комментарий к сформулированной проблеме - это работа, которая демонстрирует умение экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста. Экзаменуемый должен обозначать те стороны проблемы, которые интересовали автора, т.е. ученик должен проследить за ходом авторской мысли.

Комментарий может быть.

  1. Текстуальным, т.е. ученик объясняет текст, следуя за автором в раскрытии проблемы.

  2. Концепционным, т.е., опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый размышляет над поставленным вопросом, пытаясь объяснить, почему автор из множества проблем выбрал именно эту.

В комментарии не должно быть:

  1. пересказа исходного текста;

  2. рассуждения по поводу всех проблем текста;

  3. общих рассуждений о тексте.


Возможные варианты формулировки позиции автора:

  • общение с книгой очень важно в детстве, в период формирования личности;

  • писатели ответственны за судьбу мира, их долг - быть честными даже в самых бесчеловечных условиях;

  • детство - тяжелая пора напряженной учебы, пора освоения мира, поэтому именно в детстве закладывается фундамент человеческой личности;

  • массовая культура оказывает разрушающее влияние на уровень интеллектуального и эмоционального развития человека;

  • война безумна, бессмысленна, противоестественна в самой своей основе;

  • конфликт отцов и детей - вечный конфликт, но каждая семья всякий раз переживает его по-своему, и важно суметь преодолеть его остроту, сделать так, чтобы противоречия не переросли в противостояние;

  • душевная боль часто оказывается сильнее боли физической, и душевные раны затягиваются гораздо дольше, поэтому нужно очень бережно относиться к чувствам доверившегося человека и др.

Возможные варианты формулировки собственного мнения учащегося:

  • я согласна с мнением автора в том, что…

  • автор прав в том, что…

  • я согласен с позицией автора и считаю, что…

Типы аргументации.

(лат. argumentatio - доказательство)

Ученик должен аргументировать свое мнение, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

I. Логические аргументы.

1. Факты.

2. Выводы науки.

3. Статистика (количественные показатели).

4. Законы природы.

5. Свидетельства очевидцев.

6. Данные экспериментов и экспертиз.

II. Иллюстративные аргументы - примеры.

  1. Конкретные примеры:

а) пример - сообщение о событии (берется из жизни, рассказывается о действительно имевшем место случае)

б) литературный пример.

2. Предположительный пример (рассказывается о том, что могло быть при определенных условиях).

III. Ссылки на авторитет:

  1. Мнение известного, уважаемого человека - ученого, философа и т.д.

  2. Мнение специалиста, эксперта.

  3. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Каждый аргумент необходимо писать с красной строки, одним из самых удачных приемов включения аргументов в текст сочинения считают использование вводных слов во-первых, во-вторых. Но можно аргументировать и без вводных слов. Не советуют приводить аргументы, используя конструкцию с союзом потому что.

Заключение.

  1. Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением.

  2. Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное.

  3. Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.

  4. Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.

  5. Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.









Методика пошагового опросника

Суть ее в том, что на каждом уроке ученикам предлагается работа с таблицей-опросником: 5 столбцов: №, вопрос, ответ, эталон (правильный ответ), +/- (результат сравнения ответа с эталоном).

№ вопроса

Вопрос

ответ

эталон

+/-

1.

Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?», называется…

2.

Сколько наклонений у глагола?

3.

Верно ли, что глагол «решил» совершенного вида?

По вертикали располагаются короткие вопросы, требующие однозначного краткого ответа (аналогичные тестовым). Например: Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?», называется…; Сколько наклонений у глагола?; Верно ли, что глагол «решил» совершенного вида?; Напишите начальную форму существительного «учениками» и т.д. Отвечая на вопросы опросника, ученик закрывает следующие строки другим листом бумаги и постепенно сдвигает его, сверяя свой ответ с эталоном и самостоятельно оценивая его правильность. Постепенно количество вопросов в опроснике будет увеличиваться, а время на работу с ним сокращаться. Конечно, всегда найдутся ученики, которые будут подсматривать ответ, но в учениках в какой-то момент просыпается спортивный дух, им становится интересно делать это самим. Еще важнейший нюанс - к изготовлению такого рода опросников необходимо привлекать самих учеников, пусть они делают это в качестве домашнего задания - тут и интерес, и включенность в процесс, и повторение материала. А на уроке они будут обмениваться своими «изделиями», и учитель будет немного разгружен.



© 2010-2022