Урок литературы по теме: «Творческая и сценическая история создания комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»»

"Описание материала: На данном уроке обучающиеся познакомятся с некоторыми фактами биографии Николая Васильевича Гоголя . Заранее группа ребят собирала информацию об отношении Гоголя к театру, воспоминания современников и театральных критиков. А дальше всех приглашаем на Парад действующих лиц комедии. Ребята заранее выбрали для себя персонажей комедии, подготовили элементы костюмов, атрибуты и характеристику своего героя. В это время на проекторе - известные исполнители этих ролей в театре. Пред...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок литературы по теме: «Творческая и сценическая история создания комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». 8-й класс.

Цели урока:

 Повторение известных сведений о жизни и творчестве Н.В.Гоголя

  • Знакомство с творческой и сценической историей создания комедии, развитие восприятие учащимися литературного произведения.

 Воспитание любви к творчеству писателя, нравственных качеств учащихся, приобщение к искусству, театру.

Оформление, оборудование

 Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, отрывок из спектакля «Ревизор», отрывок из фильма Леонида Парфенова «Птица-Гоголь», иллюстрации к комедии.

Тип урока вводный

Вид урока смешанный (сочетание различных видов урока - урок-лекция, киноурок и др.)

Методы информационные, частично-поисковые, иллюстративно-объяснительные, наглядные методы обучения.

Предварительное домашнее задание индивидуальные сообщения.

Ход урока.

1. Слово учителя

На предыдущих уроках мы изучали произведения Пушкина и Лермонтова. А сегодня познакомимся с творчеством другого писателя. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма, и вы сами попробуете определить тему нашего урока.

(Видеоролик «Гоголь «Ревизор» начало»)

Да, вы не ошиблись. Мы будем говорить о Н.В. Гоголе и его знаменитой комедии «Ревизор». Эта комедия оставила неизгладимый след в истории драмы и театра. Произведение было написано почти два столетия назад, но до сих пор не сходит со сцены. (Слайд 1)

2. Рассказ учителя о некоторых биографических данных Н.В.Гоголя.

Учитель. Николай Васильевич Гоголь часто называл себя путником и считал своим домом дорогу. Но всё - таки есть несколько мест на земле, которые были для него дороги.

Гоголя нельзя представить без Васильевки, без Диканьки, без Сорочинец, где он родился, без Петербурга, где стал писателем…

Давайте же отправимся в путешествие по страницам жизни великого писателя, вглядимся в живые черты тех мест, которые помнят его. (Слайд 2)

Н.В.Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии

Сюда Мария Ивановна, мать Николая Васильевича приехала, чтобы спасти дитя, потому что двое предыдущих детей её родились мёртвыми. Мальчик был необыкновенно слаб и худ, но выжил. Опасаясь за его жизнь, целых 6 недель маленького Николая наблюдал доктор, и спустя два месяца мать с ребёнком отправились в родную Васильевку. О новорождённом доктор сказал: «Славный будет сын!» Он, конечно, имел в виду жизнь и здоровье, но получилось так, что слова обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России. (Слайд 3,4)

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке. (Слайд 5)

Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей; отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером. (Слайд 6)

В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. (Слайд 7, 8)

После окончания гимназии Гоголь мечтает о государственной службе, мечтает быть юристом, чтобы искоренять неправосудие, царившее кругом. В 1828 году он отправляется в Петербург. В Петербурге Гоголь пытается найти место для службы, но безуспешно. В это же время начинает писать. Пробует себя и в поэтическом жанре и в прозаическом. (Слайд 9, 10)

Какие произведения Гоголя вам известны?

Именно здесь, в Петербурге в 1835 году Гоголь замыслил написать знаменитую комедию «Ревизор». Это драматическое произведение. (Слайд 11)

Для чего предназначено драматическое произведение? (Постановка на сцене театра)

Почему Гоголь решил обратиться к театру?

Какие факты биографии Гоголя говорят о его интересе к театру?

(Отец, В.А.Гоголь-Яновский, писал комедии для домашнего театра, богатого вельможи Троицкого, в них Гоголь играл вместе с родителями.

А ещё Гоголь выступал на сцене в гимназии в Нежине. На небольшой сцене лицеисты любили по праздникам играть комические и драматические пьесы. Играли пьесы и готовые и самостоятельно написанные. Гоголь и Прокопович были первыми авторами и исполнителями.)

Учитель. У нас на уроке работают библиографы. Ребята получали опережающее задание: найти интересные сведения об отношении Гоголя к театру.

Библиограф 1.Вот однажды сочинили они пьесу из малороссийского быта, в которой немую роль дряхлого старика малоросса взялся сыграть Гоголь. Разучили роль и сделали несколько репетиций. Настал вечер спектакля, на который съехались многие родные лицеистов и посторонние. Пьеса состояла из двух действий; первое действие прошло удачно, но Гоголь в нём не являлся, а должен был явиться во втором. Публика тогда ещё не знала Гоголя. Во втором действии на сцене малороссийская хата. Возле хаты стоит скамейка; на сцене никого нет.

Вот является дряхлый старик в простом кожухе, в бараньей шапке и смазанных сапогах. Опираясь на палку, он едва передвигается, кряхтит, хихикает, кашляет. Да наконец захихикал и закашлял таким удушливым сиплым старческим кашлем, с неожиданным прибавлением, что вся публика грохнула и разразилась неудержимым смехом. А старик преспокойно поднялся со скамейки и поплёлся со сцены, уморивши всех со смеху.

Библиограф 2. С этого вечера публика узнала и заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком. В другой раз Гоголь пытается сыграть роль старика - скряги. В этой роли Гоголь практиковался более месяца, и главная задача для него состояла в том, чтобы нос сходился с подбородком. По целым часам просиживал он перед зеркалом и пригинал нос к подбородку. Пока, наконец, не достиг желаемого. Сатирическую роль дяди- скряги сыграл он превосходно, морил публику смехом и доставил ей большое удовольствие. Все думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный сценический талант.

Учитель. Какие интересные истории из жизни Н. В. Гоголя!

Да, все думали тогда, что Гоголь будет актёром. Но у него было большое желание писать для сцены. Кроме того, по мнению Гоголя, театр имел большое воспитательное значение. Это кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок. Он мечтал о комедии.

Комедия - один из видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

Посмотрите на слайд, здесь изображены 2 маски, какую из них можно отнести можно отнести к комедии, почему? (смеётся).

Почему же Гоголь решил обратиться именно к комедии?

(смех помогает обнажить пороки общества (пошлость, угодливость, чинопочитание, взяточничество, ложь, авантюризм, равнодушное отношение к служебному долгу), человек больше всего боится смеха). (Слайд 12)

3. Творческая история создания комедии «Ревизор». Фрагмент фильма Леонида Парфенова «Птица - Гоголь».

Что легло в основу создания комедии Н.В.Гоголя?

4. Сценическая история комедии.

Учитель. Сюжет есть, комедия готова за удивительно короткий срок, два месяца понадобилось Гоголю для создания пьесы. «Ревизор» был принят к постановке в петербургском Александринском театре.

Биограф 3. Гоголь вплотную занялся режиссёрской работой. Перед началом репетиций Гоголь сам читал текст актёрам, заботился о костюмах, о декорациях, о манере игры. Его замечания точны, требования определённы. Гоголь не хочет, чтобы комедия выглядела как весёленький пустячок. Не развлекать публику, а тревожить её едким и острым смехом, обнажающим нелепости и уродство действительности - вот цель Гоголя. (Слайд 13)

Премьера была назначена на 19 апреля 1836 года. Гоголь очень волновался. У афиш и касс собрались любители театральных новостей. « Петербург - большой охотник до театра. Если вы будете гулять по Невскому проспекту в свежее морозное утро… зайдите в это время в сени Александрийного театра: вы будете поражены упорным терпением, с которым собравшийся народ осаждает грудью раздавателя билетов,»-писал Гоголь.

И вот, наконец, первый спектакль. Великолепный зал лучшего в Петербурге театра полон. Ложи и первые ряды партера сияют звёздами сановников и драгоценностями дам. В царской ложе-Николай 1 с наследником, будущим Александром 2. На галёрке теснятся представители демократического круга. В театре много знакомых Гоголя: Жуковский, Крылов, Глинка. (Слайд 14)

Анненков так рассказывал о первом представлении: « Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах, словно никто не знал, как должно думать о картине, только что представленной. Недоумение это возрастало с каждым актом. Аплодисментов почти не было, зато напряжённое внимание, судорожное усиленное следование за всеми оттенками света, иногда мёртвая тишина показывали, что дело, происходящее на сцене, страшно захватывало сердца зрителей.

Царь на представлении много смеялся и аплодировал, желая подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать её всерьёз. Он отлично понимал, что его гнев окажется ещё одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры. Выходя из ложи, Николай I сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне - более всех!»

5. Парад действующих лиц.

Учитель: Давайте и мы отправимся на премьеру комедии Гоголя «Ревизор». Театр начинается с афиши. На слайде мы видим афишу первого представления «Ревизора» в Александринском театре. Пришло время познакомиться с действующими лицами комедии.

Внимание: «парад» героев. (Слайд 15-22)

(на слайдах фотографии известных актеров в ролях из «Ревизора» или рисунки из хрестоматии). Учебник с.19-21

«Городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухоновский. Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко ни тихо, ни много ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью».

«Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.» Марья Антоновна - дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)

«Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколькр приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Одет по моде».

«Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его -серый или синий поношенный сюртук».

«Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.»

«Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. На лице всегда значительная мина. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом - как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

«Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив».

Учитель:

Вот таковы наши основные действующие лица комедии «Ревизор».

Задание:

 Перелистайте пьесу «Ревизор», определите, сколько актов (действий) в ней и из скольких явлений состоит каждый акт? (5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений)

 Сколько действующих лиц? Кого мы не назвали? (25 конкретных дейст. Лиц разного ранга и положения, множество гостей, купцов Уже чтение афиш дает возможность предположить, что в комедии показана широкая картина жизни, своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации - городничий, и чиновники: смотритель училищ, судья, попечитель богоугодных заведений, полицмейстер; уездный лекарь, полицейские чины, городские помещики и городские дамы, и купцы, и мещане, и слуги.)

После постановки "Ревизора" на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание. В этих обстоятельствах ему трудно писать, трудно жить. Он решает уехать за границу, в Италию. Сообщая об этом Погодину, он пишет с болью: " Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен по дальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне". Но едва только он покидает пределы родины, мысль о ней, великая любовь к ней с новой силой и остротой возникает в нем: "Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь".

Как вы думаете, почему Гоголь был полон мрачных мыслей? (Гоголь был не понят публикой, недоволен постановкой пьесы: «Я был сердит и на зрителей, меня не понявших, и на себя самого, бывшего виною тому, что меня не поняли». Комедия не укладывалась в рамки обычного водевиля, поэтому Гоголь от актеров требовал естественности и правдоподобия на сцене)

Смех - единственное "честное, благородное лицо в комедии" (если успеем)

Учитель: Сегодня Н. В. Гоголь является одним из самых популярных писателей. Его творчество - на 3-м месте в мире после Библии и произведений Ф. М. Достоевского. Прежде всего, он известен широкой публике как автор комедии "Ревизор". Она ставилась на сцене разных театров сотни раз. И сегодня, если посмотрим афиши различных театров страны и мира, то увидим непременно «Ревизора». Это один из самых успешных и популярных спектаклей и сегодня.

В чём же секрет её бессмертия? Почему проблемы, затронутые автором, актуальны и в настоящее время? Не узнаем ли мы среди действующих лиц героев сегодняшнего века? Чему учит нас великий сатирик? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе изучения комедии.

6. Объявление домашнего задания. (Слайд 23)

1. Подготовить сообщение: "Образ Городничего", "Образ Хлестакова" (по таблице).

Таблица "Характеристика образа"

Внешность

Характер

Речевые

Поступки


© 2010-2022