Урок-викторина по литературе в 5 классе на тему Царство басни

Цель: познакомиться с миром басен И.А.Крылова, выяснить, насколько учащиеся знают героев, сюжет и умеют определять иносказательный смысл басен.Задачи:1.познакомить с жизнью и творчеством И.А.Крылова (краткий обзор);2.учить выразительно читать басни;3.уметь находить в баснях мораль;4.познакомить с афоризмами из текста басен.1.Рассказать о становлении и развитии жанра басни.2.Учащиеся делают краткий обзор жизни и творчества И.А.Крылова.3.Проводятся конкурсы по знанию басен И.А. Крылова.4.Учащиеся ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 5 классе на тему «Царство басни»

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

М.Исаковский

Урок-викторина.

Цель: познакомиться с миром басен И.А.Крылова, выяснить, насколько учащиеся знают героев, сюжет и умеют определять иносказательный смысл басни.

Задачи:

-познакомить с жизнью и творчеством Крылова (краткий обзор);

-учить выразительно читать басни;

-уметь находить в баснях мораль;

-познакомить с афоризмами из текста басен.

Ход урока

1.Всупительное слово учителя.

Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. Учёные считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Гесиодом - это притча о соловье и ястребе, обращённая к жестоким и несправедливым правителям. Но, по преданию, основоположником басни считают легендарного Эзопа.

Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других античных авторов: к басенному жанру возвращались Гораций, Плутарх.

В 17 веке древний жанр был возвеличен французским писателем Ж. де Лафонтеном.

Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве И.А.Крылова.

2.Выступления учащихся (краткий обзор жизни и творчества И.А.Крылова).

3. «А ларчик просто открывался» (по басням Крылова)

1-й конкурс

1.Из какой басни эти строки?

Мартышка тут с досады и печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали…?

2.Как начинается басня «Ворона и Лисица»?

3.В чём заключается главный смысл басни «Ворона и Лисица»?

4.Из какой басни эти строчки: «Достали нот, баса, альта, две скрипки…»?

5.Сколько животных было в квартете? Перечислите их.

6.Продолжи фразу: «По улицам слона водили…»

7.Для чего Моська напала на Слона?

8.Как Слон отнёсся к нападению Моськи?

9.Кому принадлежат следующие слова: «Ты всё пела? Это дело…»?

10.Что было для Стрекозы готово в летнее время под каждым листиком?

11.Назовите героев басни «Свинья под Дубом».

12.Какой вред наносила Свинья Дубу?

13.Как начинается басня Крылова «Лисица и виноград»?

14.Почему Лисица не могла отведать винограда?

2-й конкурс.

Из каких басен Крылова взяты следующие цитаты?

1.У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем,

А вот о том, как в баснях говорят…

2.Не оставь меня, кум милый,

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Накорми и обогрей.

3.А Васька слушает да ест.

4.А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

5.Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука…

4.Мир басни Крылова

1-й конкурс.

Герои басен олицетворяют собой определённые качества. Какие качества олицетворяют Волк, Мартышка, Ягнёнок, Свинья?

2-й конкурс.

Объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова:

«Слона-то я и не приметил…»

«А воз и ныне там…»

«На задних лапках я хожу…»

«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку…»

«…Рыльце у тебя в пушку…»

«Когда в товарищах согласья нет…»

3-й конкурс.

Закончите крылатые выражения:

- Беда, коль пироги начнёт печи сапожник…

- А вы, друзья, как ни садитесь…

- Чем кумушек считать трудиться…

4-й конкурс.

Помоги герою басни найти свою пару:

Свинья

Моська

Повар

Ворона

Ягнёнок

Кукушка

Муравей

Фока

5-й конкурс.

Назовите поговорку, вышедшую из названной басни.

«Волк и Ягнёнок», «Лебедь, Щука и Рак», «Кот и Повар», «Квартет».

3.Выразительное чтение наизусть басен Крылова (чтение по ролям).

4.Подведение итогов урока. В чём поучительный смысл басен Крылова?





























© 2010-2022