- Преподавателю
- Русский язык и литература
- » Горные кедры» ( по картине Т. В. Ряннеля)
» Горные кедры» ( по картине Т. В. Ряннеля)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Непомнящих А.М. |
Дата | 08.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
« Горные кедры» ( по картине Т.В.Ряннеля)
Каждого, кто впервые приезжает в Сибирь, пленяет ее неповторимая красота. И действительно, Сибирь, а Красноярский край в особенности, вобрал все разновидности ландшафта.
Тема сибирского пейзажа волновала многих художников. Но ближе всего к ее решению подошли красноярские живописцы. Эта тема нашла отражение и в работах Тойво Васильевича Ряннеля.
В работе над картинами художник избрал сюжеты, которые далеким светом отражают порыв души человека, стремление к его высокой цели - к совершенству.
Художественная правда - это отражение правды жизни, в которой волей автора выявлена ее сущность: выстоять, выстоять, выжить, противостоять окружающей силе стихии - все это свойственно и Человеку, и Природе.
Природа в его картинах одухотворена - живет с нами и волнует нас - это горное озеро « Сердце Саян» - куда стекают ледники и туманы, превращаясь в реки, это и таинство горных ущелий, где идет медленный круговорот превращений, обновления жизни. Это и выстоявшие все бури горные кедры.
« Я брал в основу своих сюжетов притчи и легенды - не зря же они выжили века в душе и памяти народной. Значит, это непреходящие вечные темы», -говорил художник.
Ярким примером философичности творчества Ряннеля является картина « Горные кедры», написанная в 1959 году.
Этой картине посвятил свои стихи сибирский поэт Казимир Лисовский:
Насквозь исхлестанные ветром,
Косыми прутьями дождя,
Стоят величественно кедры,
Корнями в скалы уходя.
Стоят на горном перевале,
Стоят всем вьюгам вопреки!
Стоят и их никто не свалит,
На то они сибиряки!
Остро, драматично изображен пейзаж « Горные кедры». На скалистой гряде высятся полуистерзанные порывами ветров и дождей три могучих кедра. Они прочно вцепились своими узловатыми корнями в каменистый грунт и как стражи, выделяющиеся своей мощью на общем фоне, вызывают разные ассоциации. Для одних - это аллегория о трех богатырях, охраняющих недра Сибири. Другие отождествляют их со стойкостью людей, которые, не страшась трудностей, стоят «насмерть» и принимают на себя, как эти кедры, первыми удары судьбы.
Я воспринимаю его кедры как символ мощи, олицетворение земли сибирской. Это картина о героях, это люди. Художник сближает три могучих кедра, кадрирует их, вырывая из общей массы таежного пейзажа. Сам пейзаж динамичен. И эту динамичность придает ему и характер формы кедров, и беспорядочное нагромождение каменных глыб, и неспокойное, с разрывами облаков, небо.
Ряннель - певец Сибири, певец сибирского характера, мужества, силы, которая отличает сибиряков. Его картина - веское доказательство богатых возможностей пейзажа в выражении сложных мыслей и чувств нашего современника.