Урок литературы на тему У лукоморья дуб зеленый 4 класс

Урок изучения нового материала с применением технологии КМ, ИКТ. Основной формой деятельности была групповая форма. Дети выполняли задания опережающего характера, творческие виды деятельности. Самооценивание велось по критериям. При знакомстве с автором учитывали ранее изученные его произведения . Дети при словарной работе над выражениями и словами применяли свои знания русского языка по теме "Синонимы", учились выделять основные части произведения.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 4 классе

Учитель: Кец Ирина Егоровна

Тема: А.С. Пушкин «У лукоморья…».

Цель урока: помочь ребенку стать читателем-исследователем, подвести его к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова, знакомство с новым произведением А.C. Пушкина, новым видом жанра (поэма);

Задачи:

  • Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.

  • Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание.

  • Воспитательные:

    • прививать любовь к чтению, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.

    • формировать коммуникативные навыки работы в группах;

    • развивать позитивную самооценку учащихся.

Современные технологии, модули:

НППО, ОдО, ОО,

  • игровые технологии;

  • технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности

  • информационно-компьютерные технологии

  • тип: изучение нового материала

  • формы: фронтально-коллективные, групповые

  • методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Ход урока

1.Оргмомент

-Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в сказочное путешествие. Чтобы оно было интересным и увлекательным, мы разделимся на группы.

Деление на группы

-У каждого на парте лежит геометрическая фигура. Объединитесь в группы по цвету и геом. признакам фигуры. (1гр. -желтые листики, 2гр.-синие, 3гр-красные, 4гр-зеленые. Садимся за парты, где такой лист лежит)

2. Проверка домашнего задания

- Что было задано на дом?

(подготовить сведения о Пушкине) Слайд №1, портрет Пушкина.

А) сообщения по биографической справке стр.41.

Итак, что вы узнали об А.С. Пушкине?

«Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению.

На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии».Слайд №2

Б)Вопросы по запоминанию биографии даны для каждой группы по два.

Где родился Пушкин?

Как звали его отца?

Почему А.С.Пушкин рано начал интересоваться литературой?

В каком возрасте начал писать стихи?

Кто был особенно близок Пушкину?

Что стало источником его творчества?

Сколько лет прожил поэт?

3. Актуализация знаний. Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина

-Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?

Названия произведений распределите по группам

1-2 группы: выбрать стихотворения, 3-4 группа: выбрать сказки,

Работа учащихся в группах.

Задания

1 «Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…»"


2)"Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
"Кабы я была царица:"

3)Но царевна молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла


4)"Гонимы вешними лучами,
с окрестных гор уже снега
сбежали мутными ручьями
на потоплённые луга.

5)"Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила".

6)"Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку:"

7)«Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце,

Снег лежит.»

- Как распределили произведения по группам? Каждая группа делает отчет.

-Какие жанры произведений Пушкина выделили?

ЖАНРЫ произведений А.С.Пушкина: СТИХИ СКАЗКИ

4. Постановка ТЦ

-Дети, как вы думаете, какая у нас тема урока?

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым произведением "У лукоморья дуб зелёный:"

Слайд 3

5. Изучение нового материала

- Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?

(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)

- Это вступление к поэме "Руслан и Людмила".

- Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова. слайд №4

ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

- Ребята, поэма это для вас новый вид жанра произведений А.С.Пушкина

(Учитель открывает третью группу слов на доске - ПОЭМА)

- А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?

(ответы детей)

Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик:

Слайд №5- Лукоморье (поэт. устар.), морская лука - морской залив, бухта, изгиб морского берега.

6. Работа над произведением

А) Первичное восприятие текста.

-Дайте мы отправимся в лукоморье.

Садитесь удобнее, внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?

Чтение учителем

Беседа по первичному восприятию:

Каким изобразил поэт лукоморье?

(Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.)

Что особенно понравилось и почему?

(Высказывания детей)

Учитель:

Какие вам встретились трудные непонятные слова? Как они называются?

(Дети называют устаревшие слова)

Учитель:

Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова "дол", "видений", "брег", "чредой", "витязь" и другие, автор окутывает слушателя "седой" стариной, сказочностью, волшебством.

7. Словарная работа Слайд №6

(на партах лежат карточки). Подобрать синонимы к данным словам из слов, употребляемых нами в речи. Члены групп по очереди зачитывают подобранные синонимы

Лукоморье

Неведомые (дорожки)

Невиданные (звери)

:и дол видений полны:

Брег песчаный

Витязь

Чредой

Мимоходом

Пленяет

Темница

Над златом чахнет

8. Физкультминутка

9. Работа над структурой и эмоциональным строем текста

А) беседа

Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?

Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк.

Учитель:

Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С. Пушкин? ( где и когда происходят события сказочного мира.)

Что вы можете сказать о второй части?

Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса. (Высказывания детей)

Б)Чтение произведения учениками из групп

В)Беседа по содержанию прочитанного

Что делает кот?

Леший? Русалка?

Когда прихлынут волны?

Сколько витязей выходят на берег?

Кого пленяет королевич?

Кто несет в облаках богатыря?

Где тужит царевна? Кто ей служит?

Какие еще персонажи в отрывке? Что делают?

10.Работа в группах

Написать 10 чудес из отрывка (леший, русалка, избушка, тридцать витязей из вод, королевич, колдун, царевна, ступа с Баой Ягой, царь Кащей, невиданные следы)

Каждая группа зачитывает свои названия чудес.

11. Итог урока

Учитель:

С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

Что особенно вам понравилось?

Ученики:

Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

Рефлексия

Выберите по цвету листик , который соответствует вашим знаниям по теме.

А) Если все было понятно, то к нашему 1-му дереву прикрепите желтый лист

Б) материал интересный, но некоторые моменты непонятны (оранжевый)

В) было трудно, многое незнакомо (красный)

Ученики выходят каждый со своим листиком

Самооценивание

Учитель оценивает ответ одного ученика по критериям. (Слайд №7)

-Оценивать работу на уроке буду по данным критериям:

1) Активность в группе.

2)Аргументированные, полные ответы.

3) Выразительное чтение

4) Поведение на уроке

Далее предлагает каждому оценить свои знания по этим же критериям баллом. (поднимают карточку с цифрой)

12.Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок. Нарисовать одно из чудес.

© 2010-2022