Программа по русскому языку 9

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования - // приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004г.

- Примерной программы основного общего образования по русскому языку(2008г.) и авторской программы по русскому языку Л.А.Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А.Д. Дейкина (2011г.).

Программа реализована в учебнике Л.А.Тростенцовой, Т. А. Ладыженской , А.Д. Дейкина (2011). «Русский язык». 9 класс. М.: «Просвещение», 2013.

Количество часов по региональному базисному учебному плану- 70 часов, по плану МБОУ лицея с. Месягутово - 68 часов. Количество часов уменьшено, т. к. по учебному плану МБОУ лицей с. Месягутово в 9 классе предусмотрено 34 учебные недели.

Срок реализации программы - 2015 - 2016 учебный год.

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Цели обучения:

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)

Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы:

- знать/ понимать: роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка российской Федерации и средства межнационального общения.

- смысл понятий: устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения.

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально - делового стилей, языка художественной литературы.

- признаки текста и его функционально - смысловых типов ( повествования, описания, рассуждения).

- основные единицы языка, их признаки.

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктационные); нормы речевого этикета.

- читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения.

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации.

- воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение, конспект)

- создавать тексты различных стилей и жанров ( отзыв, аннотация, реферат. выступление, письмо, расписка, заявление).

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии, пунктуации.

- соблюдать нормы речевого этикета, уметь использовать средства общения.


Содержание тем учебного курса

Международное значение русского языка. (1ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах. (6 ч + 2)ч

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи.

Сложное предложение. (1ч)

Союзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения. (8 ч + 2 ч+2 ч.)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения.(11 ч+3ч.+6ч5)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения.(5 ч + 4 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи.(5 ч + 2 ч+4 ч.)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке и речи.(4 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи в 5 - 9 классах. (4 ч + 2 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

III.Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.


Содержание курса

Название раздела

Количество часов

Контрольные работы

Творческие работы

1

Международное значение русского языка.

2

Повторение изученного в 5 - 8 классах.

3

Понятие о сложном предложении.

4

Сложносочинённые предложения.

5

Сложноподчинённые предложения.

11ч

6

Бессоюзные сложные предложения.

7

Сложные предложения с разными видами связи.

8

Общие сведения о языке.

9

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию, культуре речи.

10

Итого

45ч

7 ч

16ч



Учебно - методическое обеспечение:

1.Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2004.

2.Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001.

3.Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.

4.Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.

5.Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвеще¬ние, 2006.

6.Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение, 2005.

7.Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005..

8.Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.

9.Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.

10.Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006.

11.Сенина Н. А. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация-2007 год: Предпрофильная подготовка / Н. А. Сенина, Т. А. Петрова. - Ростов н/Д: Легион, 2006.

12.С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М: Азбуковник,1999.

13.Орфографический словарь русского языка.М: «Дом славянской книги», 2012.

14.Орфоэпический словарь для школьников. М: «Дом славянской книги», 2010.

15.Словарь иностранных слов для школьников. М: «Дом славянской книги», 2010.

16.Фразеологический словарь русского языка для школьников. М: «Дом славянской книги»,2010.

17.«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

18.1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

19.Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

20.Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

21.Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

22.Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.

23.Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

24.Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 - 11 классы..

25.spishy-ru.ru/russkiy/185-rybchenkova-9/5301-skachat

26.uchimcauchitca.blogspot.ru/2010/08/9.html

27.fipi.ru/view/sections/223/docs/












Календарно - тематический план.


Содержание

Номер темы

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

Дата проведения фактически

Международное значение русского языка

1

1

3.09


Понятие о литературном языке

2

1

7.09


Повторение пройденного в 5 - 8 классах. Монолог и диалог.

3

1

10.09


Стили речи.

4

1

14.09


Просто предложение и его грамматическая основа

5

1

17.09


Предложения с обособленными членами.

6

1

21.09


Предложения с вводными словами, вставными конструкциями, обращениями.

7

1

24.09


Р.р. Контрольное изложение с продолжением по теме «Повторение изученного». Подготовка

8

1

28.09


Р.р. Контрольное изложение с продолжением по теме «Повторение изученного». Написание изложения

9

1

1.10


Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения. Основные виды предложений.

10

1

5.10


Строение сложносочинённых предложений.

11

1

8.10


Сложносочинённые предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами.

12

1

12.10


Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

13

1

15.10


Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения с общим второстепенным членом.

14

1

19.10


Синтаксический и пунктационный разбор сложносочинённого предложения.

15

1

22.10


Контрольный диктант и его анализ.

16

1

26.10


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

17

1

29.10


Р.р. Обучающее сочинение - рецензия на литературное произведение. Подготовка

18

1

5.11


Р.р. Обучающее сочинение - рецензия на литературное произведение. Написание сочинения

19

1

9.11


Понятие о сложноподчиненном предложении

20

1

12.11


Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.

21

1

16.11


Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении

22

1

19.11


Р.р. Обучающее изложение с элементами сочинения. Подготовка

23

1

23.11


Р.р. Обучающее изложение с элементами сочинения. Написание сочинения.

24

1

26.11


Виды придаточных предложений. Придаточные определительные.

25

1

30.11


Придаточные изъяснительные.

26

1

3.12


Р.р. Обучающее сжатое изложение с элементами сочинения.

27

1

7.12


СПП с придаточными обстоятельственными.

28

1

10.12


СПП с придаточными обстоятельственными места и времени.

29

1

14.12


СПП с придаточными обстоятельственными причины, условия. цели и следствия.

30

1

17.12


СПП с придаточными обстоятельственными образа действия, меры, степени, сравнительными.

31

1

21.12


Контрольный диктант и его анализ.

32

1

24.12


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

33

1

28.12


Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

34 - 35

2

14.01-18.01


Практическая работа по теме " Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

36

1

21.01


Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»

37

1

25.01


Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения»

38

1

28.01


Р.р. Обучающее сочинение по теме «Что значит подвиг?»

39

1

1.02


Р.р. Обучающее подробное изложение текста «С.И. Ожегов»

40

1

4.02


Бессоюзные сложные предложения

41

1

8.02


Запятая и точка с запятой в БСП.

42

1

11.02


Двоеточие в БСП.

43

1

15.02


Тире в БСП.

44

1

18.02


Р.р. Обучающее сочинение по картине Н.М. Ромадина « Село Хмелёвка». Подготовка

45

1

22.02


Р.р. Обучающее сочинение по картине Н.М. Ромадина « Село Хмелёвка». Написание сочинения

46

1

25.02


Синтаксический и пунктационный разбор бессоюзного сложного предложения.

47

1

29.02


Р.р. Обучающее изложение с элементами сочинения. Подготовка

48

1

3.03


Р.р. Обучающее изложение с элементами сочинения .Написание сочинения

49

1

7.03


Сложные предложения с различными видами связи.

50-51

2

10.03-14.03


Практическая работа по теме "Сложные предложения с различными видами связи".

52

1

21.03


Р.р. Контрольное подробное изложение текста. Подготовка

53

1

24.03


Р.р. Контрольное подробное изложение текста. Написание изложения

54

1

4.04


Р.р. Публичная речь

55

1

7.04


Р.р. Научный и официально - деловой стиль речи.

56

1

11.04


Р.р. Употребление в речи сложных предложений с разными видами связи

57

1

14.04


Р.р.Тезисы статьи на лингвистическую тему.

58

1

18.04


Контрольный диктант по теме "Сложное предложение"

59

1

21.04


Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

60

1

25.04


Общие сведения о языке

61 -64

4

28.04-2.05


Систематизация изученного по фонетике.

65

1

5.05


Систематизация изученного по лексике.

66

1

9.05


Систематизация изученного по грамматике и правописанию.

67

1

12.05


Систематизация изученного по культуре речи

68

1

16.05


8


© 2010-2022