Задания тестового характера по темам «Синтаксис простого предложения», «Синтаксис сложного предложения»

Задания тестового характера по темам «Синтаксис простого предложения», «Синтаксис сложного предложения». Предложенные задания способствуют повторению основных теоретических знаний и практических умений, развитию логического мышления учащихся. Работая над их выполнением, школьники практикуются в навыках сравнения, сопоставления, анализа языковых явлений. Данные задания могут послужить хорошим подспорьем для учителей русского языка, применяющих тестирование как метод оценивания уровня учебных. Пер...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задания тестового характера по темам

«Синтаксис простого предложения»,

«Синтаксис сложного предложения».


Предложенные задания способствуют повторению основных теоретических знаний и практических умений, развитию логического мышления учащихся. Работая над их выполнением, школьники практикуются в навыках сравнения, сопоставления, анализа языковых явлений.

Данные задания могут послужить хорошим подспорьем для учителей русского языка, применяющих тестирование как метод оценивания уровня учебных достижений учащихся старших классов.

Синтаксис и пунктуация простого предложения.

1. Выберите правильные варианты продолжения фразы: «По цели

высказывания предложения бывают…»

А простые;

Б вопросительные;

В восклицательные;

Г побудительные;

Д повествовательные;

Е отрицательные.

2. Выберите правильные варианты продолжения фразы: «По

эмоциональной окрашенности различают…»

А восклицательные предложения;

Б побудительные предложения;

В отрицательные предложения;

Г невосклицательные предложения;

Д вопросительные предложения.

3. Выберите правильные варианты продолжения фразы: «Главными членами предложения являются…»

А подлежащее;

Б дополнение;

В сказуемое;

Г определение;

Д обстоятельство.

4. Отметьте предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не

ставится тире:

А Бедность не порок.

Б Главный и неиссякаемый источник языка сам народ.

В Чтение книг полезное занятие.

Г Защищать свою страну долг каждого гражданина.

5. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

А Свет магически сверкал в свете шевелящихся звезд.

Б Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч.

В Особенно ясными стали для меня эти мысли после встречи с одним

лесником.

Г Он часто приезжал сюда фотографировать птиц.

6. Укажите, каким членом предложения является подчеркнутое слово:

Часть матросов со «Смелого» под командой Марченко ушла драться

с генералом Корниловым.

А часть сказуемого;

Б обстоятельство цели;

В дополнение;

Г обстоятельство причины.

7. Укажите предложения, в которых вместо многоточия необходимо

поставить запятую и тире:

А Маша, моя сестра…студентка технического вуза.

Б Поселок, который расположился у подножия горы…был широко

известным курортом.

В Эти витязи морские… все ведь братья мне родные.

Г Поле, дорога, обсаженная деревьями… всё было залито лунным

светом.

8. Укажите предложение с однородными определениями:

А Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных

вещей.

Б Длинная тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого

Мурзика бежала впереди нас.

В Розово и зыбко дневная явь отражается в снах.

Г Народная школа - в песнях и сказках, былинах и легендах,

обрядах и преданиях.

9. Укажите предложения, в которых необходимо поставить запятую:

А Светлыми звездами нежно украшена тихая зимняя ночь.

Б Только к вечеру усталые и голодные вернулись мы домой.

В Ни свет ни заря мы были на ногах.

Г Солнце краснея на глазах торопилось к горизонту.

10. Укажите предложение, в котором нет обособленного определения:

А Все эти слухи передаваемые из уст в уста скоро стали явью.

Б Утомленные работой и горячим солнцем они ворочались

вздыхали вскрикивали в тяжелой дремоте.

В Они сползали к освещенному фонарем месту как бы защищаясь от

темноты наступающей ночи.

Г Фонарь осветил его заспанное лицо густые вьющиеся волосы

прядками спадающие на лоб.

11. Укажите предложения, в которых есть вводные слова:

А Одичаешь знаете ли если будешь все время сидеть взаперти.

Б Знаете ли вы украинскую ночь?

В Не раз в дождливые осенние вечера мне бывало тоскливо.

Г Простой воспитанник природы так я бывало воспевал мечту

прекрасную свободы.

12. Укажите предложение, соответствующее схеме А: П! - а.

А А он говорил Посмотри как хорошо кругом и глаза светились в

полутьме аллеи.

Б Подойдите в спальню сказал он и оставайтесь там пока будете

совершенно знать урок.

В Вот и опять я дома подумал я Какой нежный и теплый вечер.

Г Я спросила Что невесел Иль не радует житьё?

Синтаксис и пунктуация сложного предложения

1. Укажите неверное утверждение:

А) Сложным называется предложение, которое имеет несколько

грамматических основ.

Б) Части сложного предложения связаны между собой по смыслу и

интонационно.

В) Части ССП соединяются противительными союзами.

Г) Запятая между частями ССП ставится не всегда.

2. Укажите сложные предложения (знаки не расставлены):

А) Аист то улетал за кормом на болото то стоял около гнезда охраняя

его от ветра.

Б) Когда облако пройдёт озеро опять заблестит.

В) Какой неприветливый и сердитый Тихий океан!

Г) Никто не может сказать сколько лет живут гейзеры.

3. Каким союзом соединены части ССП?

Я бросился обратно, пытаясь отыскать первоначальное место, однако

вокруг был уже другой, ещё более обильный малинник.

А) соединительным;

Б) противительным;

В) разделительным.

4. Определите тип простых предложений, входящих в состав ССП, по

составу:

Месяца не было, но небо вызвездилось, и над деревней перекинулась

исполинская полоса Млечного Пути.

А) первая часть - односоставное предложение, а 2 других части -

двусоставные предложения;

Б) две части - односоставные предложения, а третья часть -

двусоставное предложение;

В) все три части - двусоставные предложения;

Г) все три части - односоставные предложения

5. Нужно ли поставить запятую в данном ССП?

Здесь Пушкина изгнанье началось

И Лермонтова кончилось изгнанье.

А) да;

Б) нет, т.к. здесь есть общий второстепенный член предложения.

6. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения

(знаки не расставлены):

А) В сенях пахло свежими яблоками и висели лисьи и волчьи шкуры.

Б) В квартире пахло свежими булочками а из окна доносились

звонкие голоса.

В) Сердито бился дождь в окно и ветер дул печально воя.

Г) Ночью просторы черны и холмы кажутся сплошь затянутыми

лесами.

7. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени:

А) Прежде чем попасть в музеи, многие экспонаты провели долгие

столетия в заточении в виде потаённых сокровищ.

Б) Петрушка два раза слетел с коляски, так что необходимо было

привязать его верёвкой к козлам.

В) А сколько радости приносит елка на Новый год, когда, наряженная,

сияющая свечами, вносит она в комнату смолистый запах леса.

Г) Бабушка моя чрезвычайно обрадовалась, оттого что никак меня не

ожидала.

8. Укажите пословицы, в которых первая часть указывает на время или

условие того, о чем говорится во второй части:

А) Правда что лихота: всегда наружу выйдет.

Б) Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

В) Есть рожь в амбаре - есть грош в кармане.

Г) Пашню пашут - руками не машут.

9. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания в

бессоюзном сложном предложении:

А) Деревья стояли, неподвижно опустив белые ветви, заросли сирени, с

двух сторон балконной двери, прогнулись под снегом.

Б) Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви; заросли сирени, с

двух сторон балконной двери, прогнулись под снегом.

В) Деревья стояли неподвижно опустив белые ветви; заросли сирени, с

двух сторон балконной двери, прогнулись под снегом.

Г) Деревья стояли неподвижно, опустив белые ветви; заросли сирени с

двух сторон балконной двери прогнулись под снегом.

10. Укажите сложное предложение с различными видами связи:

бессоюзием и подчинением:

А) Темный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса

световые.

Б) Поставь над собой и сто учителей - они окажутся бессильными,

если ты сам не заставишь себя учиться.

В) Побелели земля и крыши, а деревья стояли, как кружевные: все

веточки облепило снегом.

Г) На рыхлом снегу очень часто можно видеть следы белок: четыре

лапки отчётливо отпечатываются на белой поляне.

11. Установите соответствие между предложением и его характеристикой:

А) простое двусоставное нераспространенное предложение;

Б) предложение с обособленным приложением;

В) бессоюзное сложное предложение;

Г) предложение с обобщающим членом при однородных членах предложения.

1) Лес кончается.

2) Внизу высохшие болота-мшары, поросшие мелким лесом: березняком,

осинами, ольхой.

3) Здесь последний привал.

4) День уже перевалил за половину, он густо звенит, как будто рой

невидимых пчёл.

5) Где-то там, в двух километрах отсюда, среди мшар, скрывается Чёрное

озеро - государство темных вод , коряг и огромных желтых кувшинок.

12. В приведенном тексте отметьте предложения, которые соответствуют

данным характеристикам:

А) простое предложение с однородными частями составного

именного сказуемого;

Б) сложносочиненное предложение;

В) сложноподчиненное предложение с одним придаточным;

Г) сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением.

1) Роса была холодная, обильная.

2) Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по

темной воде расплывались медленные круги.

3) Тонкая хвоя лиственниц все время сыпалась сверху, хотя ветра не было.

4) На лиственнице около костра трещала какая-то птица.

5) Казалось, что эта птица - здешний лесной парикмахер, что она стрижет

хвою, щелкает ножницами, сыплет эту хвою вниз.

Ключи для проверки работ

Синтаксис и пунктуация простого предложения

1 - Б , Г, Д 7 - А, Г

2 - А , Г 8 - Г

3 - А , В 9 - Б, Г

4 - А 10 - В

5 - В 11 - А, Г

6 - А 12 - А

Синтаксис и пунктуация сложного предложения

1 - В 7 - А, В

2 - Б, Г 8 - В, Г

3 - Б 9 - Г

4 - А 10 - В

5 - Б 11: А - 1; Б - 5; В - 4; Г - 2

6 - А, Г 12: А - 1; Б - 2; В - 3; Г - 5


Использованный материал:

1. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., «Просвещение», 1986

2. Е.Н.Гладченко. Сборник диктантов для средней школы. Киев, «Абрис», 1999

3. Л.В.Педченко, Л.А.Кравцова. Готовься к экзаменам. Киев. Мастер-класс, 2007


© 2010-2022