Урок литературы в 7 классе «Песня о купце Калашникове»

В начале урока идёт обращение к историческим событиям 16 века. Затем происходит сопоставление материала изученного ранее с анализируемым произведением. Практическая работа: найти сходство и различие между былиной и «Песней». Рассуждение с помощью ответов на вопросы по тексту. Сделать заключение о поведении героев. Групповая работа: подготовка публичного выступления о характере главных героев. Найти похожие и разные черты между героями и ситуациями «Песни» и «Тарасом Бульбой». Выполнение задания:...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 8

Урок литературы в 7 классе


МОУ «Козьмодемьянская СОШ»

Карагайского района Пермского края

учителя Митрофановой С. В.

Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально-чувственной сферы.

Аудитория: 7 класс.

Тема урока: Историческая правда и художественный вымысел в «Песне о купце Калашникове…» М.Ю.Лермонтова.

Стратегическая цель: развитие нравственных качеств, личной ответственности за свои действия и поступки.

Задачи:

1. Проанализировать прочитанное.

2. Работать над устной речью.

3. Учить интерпретировать текст.

Проблема: проблема ответственности за свои действия и поступки.

Проблемный вопрос:

Кто несёт ответственность за поведение человека?

Варианты решения:

  1. посторонние люди;

  2. близкие и родные;

  3. он сам.

Оптимальный вариант: За всё, что человек совершает, ответственность лежит не на посторонних людях, не на близких и родных, а только на нём самом.

61

Комментарий хода урока

Развитие личностных качеств (значимых для предпринимательской деятельности) и психических процессов

Способы развития

  1. Приветствие учителя, пожелание успешной работы.

Аудиальный канал

Учитель посылает положительный настрой аудитории.

  1. Связь с историей.

- Какие события произошли в русской истории 16 века? Чем знаменит был царь Иван IV? Почему он прозван Грозным? Что такое опричнина? Чем опричники отличались от других подданных царя?

Глубина мышления

Память

Уместность речи

Учитель обращается к историческим вопросам, чтобы заинтересовать уч-ся.

Учащиеся вспоминают ранее изученный материал по истории.

  1. Работа с текстом произведения.

- Прочитайте 1 часть «Песни». На какие произведения ориентируется автор, рисуя картину пира? (На былины.)

Визуальный и кинестетический каналы восприятия

Выразительность

Обращение к личностному опыту учащихся

Учитель использует вопрос, направленный на сопоставление ранее изученного материала по литературе и анализируемого произведения.

Учащиеся отвечают на вопрос, абстрагируя от текста «Песни».


  1. Ученик читает отрывок из былины о Ставре Годиновиче.

- Сравните, в чём сходство «Песни» и

былины.

Умение сравнивать

Точность речи

Учитель даёт задание на сравнение.

Учащиеся сравнивают 2 объекта: «Песню» и былину - находят сходство и различие.

62

Сопоставьте сходные отрывки

из былины и «Песни». Что между ними

общего? На что обращено основное внимание у Лермонтова и в былине?

Можно ли говорить, что разница

объ­ясняется только изображением разных

периодов русской истории в произведениях?


  1. - Заканчивается первая часть «Песни» признанием Кирибееви­ча, но не сказал он царю «правды истинной», утаил, что полюбил замужнюю женщину. Хотя

разве сердцу прикажешь? Разве вино-­

ват Кирибеевич в своем чувстве? Ведь

недаром просит отпустить его «в степи

приволжские, на житье на вольное, на

казацкое», ведь и Алену Дмитриевну

просит обнять его «хоть единый раз на

прощание». Подумайте, какой ответ на

этот вопрос дает автор в тексте поэмы.

Опора на личностный опыт

Связность речи

Вопросно-ответный ход рассуждения.


  1. - Вторая часть поэмы переносит нас в мир купеческой Москвы. Мир, который живет по своим суровым законам.

Что вы узнали о быте и нравах Москвы XVI века из «Песни»?

Почему так сурово встречает купец жену?

Обращение к социально-значимому опыту учащихся

Логичность речи


Вопросно-ответный ход рассуждения.




63

Почему Алена Дмитриевна «затряслась, как листочек осиновый», увидев му­жа, ведь она ни в чем не виновата?

Почему купец Калашников решает идти биться с Кирибеевичем?


  1. - Что добавляет к нашему представлению о Кирибеевиче его встреча с Аленой Дмитриевной?

По тексту поэмы проследите, какие художественные средст­ва использует автор для создания характеров героев.

Обратившись к III главе, подготовьте рассказ о главных героях.

Не встречались ли вы раньше с героем, судьба и характер которого напоминают характер и судьбу Кирибеевича? (Андрий.) Сопо­ставьте этого героя с Кирибеевичем, укажите черты сходства и различия.

Реалистичность мышления

Умение анализировать

Умение распределять роли в группе и работать в команде

Умение сравнивать

Умение выделять главное

Выразительность, связность, логичность речи

Учитель предлагает ответить на поставленные вопросы с опорой на текст.

Учащиеся делают выводы по поводу поведения одного из главных героев, опираясь на отрывки из произведения. Работая в группе, распределяют роли и готовят публичное выступление о характере главных героев.

Опираясь на ранее прочитанные произведения, находят черты сходства и различия с героями других произведений.


  1. - В повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» вершит суд над Андрием его отец. Вспомните его слова, обращенные к сыну: «Я тебя породил, я тебя и убью», в «Песне» же суд над Кирибеевичем вершит купец Калашников. Подумайте, почему автор наделяет его таким правом.

Умение сравнивать

Умение анализировать

Учитель предлагает найти сходство в ситуациях из разных произведений.

Учащиеся размышляют о том, почему один человек наказывает другого.


  1. - Вот сошлись на кулачный бой два наших героя, встретились, наконец, в честном бою.

Аналитичность мышления, аргументированность

Учитель предлагает найти в тексте отрывки, подтверждающие ответы на вопросы.

64

Найдите сцену, где герои кланяются перед боем. Кому и чему кланяется каждый из них? Почему?

На чьей стороне симпатии автора? Докажите, почему он оправдывает Калашникова, хотя тот нарушил правила кулач­ного боя - ударил в висок.

Толерантность

Логичность речи

Ученики доказывают с помощью отрывков из текста свои ответы.

Пытаются понять позиции одного человека (автора) по отношению к другому (гл.герою).

  1. - Кто вершит суд над Калашниковым? Зачем в эту сцену вве­ден грозный царь Иван Васильевич? Справедлив ли его суд? Почему Калашников не открыл царю всей правды?

Умение анализировать

Связность, точность, логичность речи

Вопросно-ответный ход рассуждения

  1. - Подумайте, почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно.

Кто и почему победил в поединке?

Реалистичность,

аналитичность мышления

Обращение к социально-значимому опыту уч-ся

Учитель предлагает уч-ся вспомнить подобные ситуации в жизни.

Учащиеся отвечают на вопрос, опираясь на свой опыт и текст произведения.

  1. - Мы прочитали с вами удивительное произведение - «Песню

про купца Калашникова».

Каков жанр этого произведения? Подумайте, почему свое произведение автор называет «Песней». Как это должно прояс­нить авторскую позицию?

Подумайте, почему каждая глава начинается и заканчива­ется упоминанием о гуслярах.

Ясность, краткость, точность, уместность речи

Вопросно-ответный ход рассуждения.

65


  1. - Прочитайте заключительные строки «Песни». Почему в финале ни слова не говорится о могиле Кирибеевича?

Аналитичность мышления

Интуиция

Учитель даёт задание на интуицию и понимание авторской позиции.

Учащиеся отвечают на вопрос, опираясь на всё, сказанное ранее на уроке.


  1. Подведение итога урока:

- Применимы ли к героям «Песни» заключительные строки баллады «Бородино»:

«Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри, не вы».

Почему так часто в своем творчестве

М. Лермонтов обраща­ется к истории?

Системность мышления

Умение грамотно аргументировать

Учитель предлагает подвести итог всему сказанному ранее в виде сопоставления 2-х произведений Лермонтова.

Учащиеся сопоставляют произведения, рассуждают о взаимосвязи литературы и истории.


  1. Рефлексия.

- Итак, в произведении поставлен вопрос об ответственности человека за свои поступки. За что наказан Кирибеевич? За что наказан Калашников?

Продолжите предложение:

- Сегодня на уроке я задумался (-лась) о …

Рефлексивность мышления

Учитель задаёт вопросы репродуктивного характера, направленные на осознание учащимися проблемы ответственности человека за свои поступки.

Учащиеся оценивают полезность урока и своё эмоциональное состояние.

  1. Домашнее задание:

Составить «Кодекс чести» современного молодого человека.

Креативность

Обращение к личностному опыту уч-ся

Самостоятельность мышления


Учитель предлагает задание, направленное на развитие

логического мышления и творческих способностей.

66

Учащимся не требуется альтернативных заданий, так как и девушки, и юноши заинтересованы данной темой каждый со своей позиции.


  1. Оценивание.

Умение оценивать

Учащиеся обсуждают в группе и дают оценку каждому члену. Учитель даёт словесный комментарий отметкам.







67

© 2010-2022