Конспект урока по русскому языку на тему Безличные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Безличные предложения»

Цели: дать понятие о безличных предложениях, их грамматических особенностях: учить отличать безличные предложения от других видов односоставных предложений.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

П. Подготовка к объяснению нового материала.

1 . Проверка домашнего задания.

- Расскажите, как вы поняли, чем различаются определенно-
личные и неопределенно-личные предложения. А в чем особенность
предложений с обобщенным значением?

2.Распределительный диктат.

- Распределите в два столбика предложения, которые я
буду читать:

Определенно-личные Неопределенно-личные
предложения предложения с обобщенным

значением

I) Постоим еще, Гриша. 2) Вижу горы и долины. 3) Без труда не вытянешь рыбку т пруда. 4) Вас просят к телефону. 5) Останешься с нами? 6) Стемнело.

  • Прочитайте предложения 1 -го столбика, 2-го столбика.

  • Какое предложение вы никуда не записали? Почему?

III. Объяснение нового материала.

- Последнее предложение (Стемнело} вызвало у вас затруд-

нения. В какую группу его следует определить? Рассуждайте. Нач ните с грамматической формы сказуемого, определите ее. (Про шедшее время, ед. ч., ср. р.)

  • Бывает ли такая грамматическая форма в определенно-
    личных или неопределенно-личных предложениях? (Нет.)

  • Что вы можете сказать о действии и лице, его совершив шем? (Такого лица нет, это действие совершается само по себе.)

  • Такие предложения, в которых действующего лица нет и
    быть не может, действие совершается само по себе, называют

без личными.

- Чем может быть выражено сказуемое в безличных предложениях? Что могут обозначать безличные предложения? Об этом вы узнаете из § 183, с. 234 в учебнике «Теория».

Особенно тщательно анализируется таблица.

- Сформулируйте особенности безличных предложений.
1 . Работа с учебником.

  1. Устное выполнение упражнения 217, с. 92, учебник
    «Практика».

  2. Письменное выполнение упражнения 225. Один из учащихся
    выполняет его, комментируя, на доске, а остальные ученики

- в тетрадях.

2.Объяснительный диктант.

- Запишите предложения и определите в них способ выражения
сказуемого.

1) Больше всего мне (не) хотелось сейчас расспросов. (Г, Бакланов) 2) Двенадцать лет назад нам так нравилось здесь. (Г. Бакланов.) 3)Нам непросто смотреть друг другу в глаза. (Г. Бакланов.) 4) Нет дороги н.. вперед и н.. назад. (А. Твардовский.) 5) Вальдшнепа н..где

не видно. (Г. Скребицкий.) 6) Сердца жаркого (не) залить вином, думу черную (не) запотчевать. (М. Лермонтов?) 7) Мне было весело вдохнуть в мою измуче(н, нн)ую грудь ночную свежесть тех лесов.(М. Лермонтов.) 8) Савельича со мною (не) было. (А. Пушкин.)

- Расскажите о правописании наречий с не и ни, приведите
примеры.

3. «Веселое» задание.

Упражнение в определении отличий безличных предложений от предложений других видов. Учащиеся хлопком в ладоши ин формируют о наличии безличного предложения.

Учитель диктует предложения:

I) В воздухе запахло свежей зеленью и прохладой. 2) Сегодня рисуем пейзаж. 3) Любишь кататься, люби и саночки возить. 4)Несмотря на поздний час, в комнате было совершенно светло. 5) У меня нет времени на пустые разговоры. 6) В часовой мастер ской отлично отрегулировали старинные часы. 7) Хорошо в жар кий день растянуться на зеленой травке у ручья. 8) Мне опять не здоровится.

IV. Подведение итога урока.

  • Какие предложения называются безличными?

  • Чем могут быть выражены сказуемые в безличных предло жениях?

Домашнее задание: § 183, упражнение 220 - устно; упраж нение 219. Принести учебник «Развитие речи».



© 2010-2022