Урок: Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять получ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: Шипящие согласные звуки.

Правописание буквосочетаний ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН .

Основные задачи: 1) закрепить навык правописания буквосочетаний ЖИ - ШИ; 2) повторить сведения о видах предложений по цели высказывания; о группах слов - названий предметов и слов - названий действий; 3) развивать речь учащихся при изменении слов - названий предметов по числам; при составлении словосочетаний и предложений.

Это важно! Правило «ЖИ - ШИ пиши с буквой И» безоговорочно может быть применено только для написания букв ударных гласных звуков (жизнь, шить и т. п.). Буквы безударных гласных звуков могут нуждаться в применении и других правил (ср.: он будет здесь проживать, ему надо прожевать пищу). В учебнике и рабочей тетради в основном подобраны примеры слов с ударными гласными.

Первый урок. 1) Игра «Помощник учителя»: Ребята, помогите мне определить тему сегодняшнего урока. Над правописанием какого буквосочетания мы сегодня будем работать? Прочитайте текст из упр. 108 и назовите тему.

На доске записывается тема урока, в тетрадях по памяти - стихотворные строки И. Сурикова (упр. 99). Изучаемая орфограмма подчеркивается.

2) Вопрос учителя: «Почему после твердых согласных Ж и Ш пишут не букву Ы, а букву И?» - позволяет еще раз напомнить о традиционном характере написания изучаемого буквосочетания.

3) Разграничение ударного и безударного написания буквосочетаний ЖИ и ШИ: А могут ли после букв Ж и Ш стоять другие гласные буквы, не только И? Ктототам говорит, что не могут. А вы как думаете? (На доске записаны словосочетания с пропуском гласных букв в словах: Ж_леть котенка, ж_вет в лесу; острые ш_пы у розы; ш_ровая молния.) Какие буквы надо вставить в слова? Как их проверить? (Жалко, жалость; жить, жизнь; шип; шар, шарик.)

4) Игра «Самый внимательный». Учитель читает слова, а учащиеся поднимают карточки с буквосочетаниями ЖИ или ШИ, если они есть в слове. Выигрывают те ребята, которые не допустили ошибок: пожалеть, пружина, шептать, пушистый, служить, стрижи, жевать, жалеть, пассажир, шиповник, тушить.

5) Орфографическая минутка. Записать на доске и в тетрадях слова дружить, жалеть, вершина, пушистый, шестой, жижа, сторожить, карандаши, шить, камыши.

Второй урок. 6) Отработка навыка правописания буквосочетаний ЖИ - ШИ на материале упр. 100, 101, 102; упр. 62 из РТ.

В упр. 100 надо проверить ударением слова шипеть, шиповник; вспомнить, что слова животное, жираф - слова с непроверяемым написанием.

7) Игра «Кто быстрее?» (упр. 54 из РТ).

8) Домашнее задание. Упр. 57 из РТ.

© 2010-2022