- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вороненко М.Н. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование. 11 класс русский язык
| ||||
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 | 1 полугодие - 49 часов. Синтаксис и пунктуация. |
1 |
|
|
2 | Словосочетание. | 1 |
|
|
3 | Строение предложения. | 1 |
|
|
4 | Основные виды простого предложения. | 1 |
|
|
5 | Главные члены предложения. | 1 |
|
|
6 | Второстепенные члены предложения. | 1 |
|
|
7 | Односоставные предложения. | 1 |
|
|
8 | Двусоставные и односоставные предложения. | 1 |
|
|
9 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
|
|
10 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
|
|
11 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 |
|
|
12 | Полные и неполные предложения. | 1 |
|
|
13 | Тире в неполном предложении. | 1 |
|
|
14 | Соединительное тире. | 1 |
|
|
15 | Интонационное тире. | 1 |
|
|
16 | Простое осложнённое предложение. | 1 |
|
|
17 | Подготовка к контрольному диктанту. | 1 |
|
|
18 | Контрольный диктант №1 по теме: «Простое предложение». | 1 |
|
|
19 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
|
|
20 | Предложения с однородными членами. | 1 |
|
|
21 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Подготовка к сочинению. | 1 |
|
|
22 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение. | 1 |
|
|
23 | Анализ сочинения -рассуждения. | 1 |
|
|
24 | Однородные и неоднородные определения. | 1 |
|
|
25 | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях. | 1 |
|
|
26 | Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий. | 1 |
|
|
27 | Контрольное тестирование. | 1 |
|
|
28 | Обособление приложений.
| 1 |
|
|
29 | Обособленные обстоятельства.
| 1 |
|
|
30 | Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий. | 1 |
|
|
31 | Обособление дополнений. Подготовка к сочинению.
| 1 |
|
|
32 | Сочинение по тексту ЕГЭ. | 1 |
|
|
33 | Анализ сочинения. | 1 |
|
|
34 | Уточняющие члены предложения.
| 1 |
|
|
35 | Пояснительные члены предложения. | 1 |
|
|
36 | Присоединительные члены предложения. | 1 |
|
|
37 | Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий. | 1 |
|
|
38 | Тестирование.
| 1 |
|
|
39 | Знаки препинания при сравнительном обороте.
| 1 |
|
|
40 | Знаки препинания при сравнительном обороте.
| 1 |
|
|
41 | Знаки препинания при обращениях.
| 1 |
|
|
42 | Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий. | 1 |
|
|
43 | Знаки препинания при обращениях. Подготовка к контрольному диктанту.
| 1 |
|
|
44 | Контрольный диктант №2 по теме: «Обособленные члены предложения». | 1 |
|
|
45 | Анализ контрольного диктанта.
| 1 |
|
|
46 | Вводные слова и вставные конструкции. | 1 |
|
|
47 | Вводные слова и вставные конструкции. | 1 |
|
|
48 | Знаки препинания при вставных конструкциях. | 1 |
|
|
49 | Знаки препинания при вставных конструкциях. | 1 |
|
|
1
2 полугодие - 53 часа.
Междометия.
1
2
Знаки препинания при междометиях.
1
3
Знаки препинания при утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах. Подготовка к диктанту.
1
4
Контрольный диктант № 3 по теме: «Вводные конструкции»
1
5
Анализ контрольного диктанта.
1
6
Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий.
1
7
Понятие о сложном предложении.
1
8
Сложносочиненное предложение.
1
9
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
1
10
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
1
11
Сложноподчиненное предложение.
1
12
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
1
13
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
1
14
Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий.
1
15
Тестирование.
1
16
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
1
17
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
1
18
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
1
19
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
1
20
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Подготовка к диктанту.
1
21
Контрольный диктант № 4 по теме:
«Сложное предложение».
1
22
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Анализ диктанта.
1
23
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Подготовка к сочинению.
1
24
Сочинение по тексту ЕГЭ.
1
25
Анализ сочинения.
1
26
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.
1
27
Период. Знаки препинания в периоде.
1
28
Сложное синтаксическое целое и абзац.
1
29
Тестирование.
1
30
Способы передачи чужой речи.
1
31
Знаки препинания при прямой речи.
1
32
Знаки препинания при диалоге
1
33
Знаки препинания при цитатах.
1
34
Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий.
1
35
Сочетание знаков препинания.
1
36
Факультативные знаки препинания.
1
37
Авторская пунктуация.
1
38
Контрольное тестирование.
1
39
Язык и речь.
1
40
Правильность русской речи.
1
41
Типы норм литературного языка.
1
42
О качествах хорошей речи.
1
43
Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий.
1
44
Сочинение по тексту ЕГЭ.
1
45
Анализ сочинения.
1
46
Стилистика. Научный стиль.
1
47
Официально-деловой стиль.
1
48
Публицистический стиль.
1
49
Разговорный стиль.
1
50
Художественный стиль.
1
51
Лингвистический анализ текста.
1
52
Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий.
1
53
Подготовка к ЕГЭ. Разбор заданий.
1
Итого:
102 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Настоящая рабочая программа разработана применительно к примерной программе среднего общего образования по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, учебник Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина «Русский язык. 10-11 классы»
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.
Учащимся важно дать ключи к пониманию основных процессов, происходящих в языке, познакомить их с языкознанием как наукой, дать представление о ведущих отечественных лингвистах, внесших вклад в развитие науки о языке.
На изучение предмета в 10 классе отводится 102 часа ( 3 часа в неделю).
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, требования к уровню подготовки выпускников, содержание разделов и тем,
учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся 10 класса. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
В содержании рабочей программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Цели обучения русскому языку .
Курс русского языка в X классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в Х классе : 1 час- федеральный компонент, 1 час- региональный компонент, 1 час дан за счет школьного компонента.
Требования к уровню достижений учащихся
знать
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
-
уметь
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Содержание разделов и тем.
Культура речи
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи. Норма литературного языка.
Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические,
Словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Из истории русского языкознания: М.В.Ломоносов, А.Х.Востоков, Ф.И.Буслаев, В.И.Даль, Я.К.Грот, А.А.Шахматов, Л.В.Щерба, Д.Н.Ушаков, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Введение
Основные принципы русской пунктуации. Основные синтаксические единицы. Пунктуационный анализ.
Словосочетание. Виды синтаксической связи. Виды связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетаний.
Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненное и неосложненное предложения.
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочиненное предложение.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие. Скобки. Кавычки.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Стилистика
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Анализ текстов разных стилей и жанров.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Название раздела
Количество часов
1
Культура речи
7
2
Синтаксис и пунктуация
3
3
Простое предложение
52
4
Сложное предложение
25
5
Предложения с чужой речью
4
6
Употребление знаков препинания
3
7
Стилистика.
8
Итого:
102
Учебно-методическое обеспечение.
Гольцова Н.Г., Шамшин И. В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2014.
Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Русское слово, 2013.
Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
Гольцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ: учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2013.
Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2013.
Меркин, Б. Г. Русский язык: подготовка к ЕГЭ: дидактические и справочные материалы, тесты / Б. Г. Меркин, Л. Г. Смирнова. - М.: Русское слово, 2014.
Пучкова Л.И. ЕГЭ 2015. Русский язык. Типовые тестовые задания. - М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Легион, 2015.
Технические средства обучения.
Компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Экранно-звуковые пособия
Презентации к урокам
Интернет-ресурсы