ИНТЕГРАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О.В.Попова

МБОУ БГО СОШ №3 г. Борисоглебск

ПОИСКИ И НАХОДКИ В ОБЛАСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Мы вступили в третье тысячелетие. Сегодня мы приходим к пониманию

того, что в связи с процессами, происходящими в мире, меняются и ценностные ориентации современного человека. Задача педагогики - соединить в восприятии ребёнка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира. Интеграция способствует формированию именно такого взгляда, пониманию сущности взаимосвязи явлений и процессов. На интегрированных уроках отрабатывается умение видеть главное, усваивать учебный материал на основе, на первый взгляд, совершенно несовместимых предметов, например, географии и литературы, математики и русского языка, литературы и химии и других. Это даёт свои положительные результаты, когда границы предмета расширяются, идёт связь с практическим применением полученных знаний в жизни.

Интегрированные уроки помогают школьникам обобщить полученные знания, развивают навыки исследовательской деятельности. Большое внимание отводится работе со справочной литературой, словарями, энциклопедиями, средствами ИТК. Это стимулирует аналитическую деятельность учащихся. Именно на этих уроках происходит формирование личности творческой, самостоятельной, коммуникабельной.

Безусловно, каждый урок не может быть интегрированным, так как к проведению его нужна большая подготовка как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся. Процесс этот очень интересен, он предполагает сотрудничество учителя и учеников.

Эффективными получились следующие интегрированные уроки:

литературы и истории в 11 классе по образу Петра Первого; литературы и английского языка по творчеству Байрона в 9 классе; литературы, биологии и

ОБЖ по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро» в 5 классе, литературы и музыки « Стихи и песни о Великой Отечественной войне».

Интегрированный урок - конференция литературы и географии для учащихся 6 классов «По следам Насти и Митраши» по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Урок отличается разнообразием форм и методов работы. Это и работа в группах (сотрудничество), и индивидуальная исследовательская работа учащихся с презентациями, и проектная деятельность, ИКТ, аналитический пересказ, языковой анализ текста. Учебные задачи были таковы: проанализировать текст сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца»; исследовать лесную флору и фауну; изучить народные традиции, представленные в сказке-были, показать взаимоотношения человека и природы, развивать навыки устной и письменной речи. Сдвоенный урок делился на следующие части:

Исследование №1. «Жанровое своеобразие произведения М.Пришвина».

Исследование №2. Исследование топонимов сказки-были: Слепая Елань, Палестинка, борина Высокая грива, Блудово болото и другие собственные имена. (Рисунки, карты, схемы, презентации)

Исследование №3. Северный крестьянский быт середины ХХ века.

Исследование №4. Северные ремёсла. Бондарство, резьба по дереву. Описание работ. ( Устные выступления, презентации)

Исследование №5. Ягодная аптека. (Презентация, выразительное чтение наизусть отрывков из произведения).

Исследование № 6. Жизнь болота. Флора и фауна.

Исследование №7. Народная мудрость. Правда жизни. Смысл названия произведения.

Контрольные уроки по какому-либо интегрированному разделу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачёт. Интересны собеседования по проблеме, решение задач проблемного характера, конкурс или аукцион. Интегрированные уроки - это не дань моде, они необходимы в школе, очень интересны и полезны учащимся.


ИНТЕГРАЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ





© 2010-2022