Конспект урока Владимир Высоцкий. Творческий портрет

Открытый урок по литературе. 11 класс. Тема « Владимир Высоцкий. Творческий портрет».                                                                Соплеменники, окажите честь, Зачеркните «был», напишите «есть»…                                                                                                                                                               Цели урока:       - познакомиться с основными творческими и жизненными идеалами В.С.Высоцкого;       - попытаться понять феномен ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по литературе. 11 класс.

Тема « Владимир Высоцкий. Творческий портрет».

Соплеменники, окажите честь,

Зачеркните «был», напишите «есть»…

Цели урока:

- познакомиться с основными творческими и жизненными идеалами В.С.Высоцкого;

- попытаться понять феномен неубывающей популярности поэта.

Задачи:

- определить основные нравственно-философские принципы и тематические направления поэзии Высоцкого;

- определить языковые, стилистические особенности творчества поэта.

Оборудование:

- тексты стихов, записи песен, книги Высоцкого и о нем, мультимедийное оборудование.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Основная часть.

Учитель: Говорят, что у каждого времени - каждые 15-20 лет - есть свой певец, который поет арию большинства. Высоцкий был таким певцом. В его творчестве каждый узнавал себя. Он был душой своего времени, его надеждой. С ним вместе ушла целая эпоха.

Звучит стихотворение Андрея Дементьева «Черный лебедь» (ученик):

Еще одной звезды не стало,

И свет погас.

Возьму упавшую гитару,

Спою для вас.

Слова грустны,

Мотив не весел,

В одну струну.

Но жизнь,

Расставшуюся с песней,

Я помяну.

И снова слышен хриплый голос.

Он в нас поет.

Немало судеб укололось

О голос тот.

А над душой, что в синем небе,

Не властна смерть.

Ах, черный лебедь, хриплый лебедь,

Мне так не спеть.

Восходят ленты к нам и снимки

Грустит мотив.

На черном озере пластинки

Вновь лебедь жив.

Лебедь жив…

Сегодня, 25 января, мы отмечаем День рождения великого маэстро. Кем был он больше всего? Актером? Певцом? Поэтом? Трудно определить однозначно. Бесспорно одно - он был личностью. А почему собственно был? Он и поныне с нами. Его песни звучат на разных радиостанциях, их поют в разных компаниях, мы смотрим фильмы с его участием, альпинисты называют его именем труднодоступные перевалы, астрономы - открытую ими малую планету. И не будем говорить «был» о Высоцком. «Соплеменники, окажите честь - зачеркните «был», напишите «есть»…

- сообщение ученика о жизни Высоцкого

Учитель:

Сегодня на уроке будут звучать стихи-песни поэта, высказывания о нем тех людей, которые его знали, которым посчастливилось жить с ним в одно время, чтобы мы с вами смогли понять: кто же такой Высоцкий? каким он был человеком?

Как понять обыкновенного человека? Конечно, по его поступкам. Как понять поэта? Конечно, по его стихотворениям.

Каждому из вас были предложены стихотворения В.С.Высоцкого, прочитав которые, вы должны ответить на вопрос: «Что можно сказать о поэте, авторе только на основании прочитанных стихотворений?» (основные тезисы выступающих необходимо записать)

1гр. «Песня о друге», «Вершина», «Это наши горы».

Звучит песня «Вершина» в исполнении учеников.

- Как бы вы определили тему этих стихотворений? (туристские)

-Какие ощущения вызывают песни? О чем поет Высоцкий? О чем заставляет задуматься?

Эти песни сплачивают коллектив, их хорошо петь под гитару у костра, они о дружбе, любви к природе. У автора возвышенное представление о жизни, он считает, что нужно быть заодно…

2гр. «Братские могилы», «Он не вернулся из боя».

Звучат наизусть стихотворения «Братские могилы» и «Он не вернулся из боя» в исполнении учеников.

- Как бы вы определили тему этих стихотворений? (военные)

-Какие ощущения вызывают песни? О чем поет Высоцкий? О чем заставляет задуматься?

Стихи пропитаны чувством жалости, тон трагический, для поэта жизнь не мила без друга, передается горе лирического героя. Отношение поэта к войне однозначно, он передает боль, которую пришлось вынести каждому человеку. На войне человек представал таким, каким являлся на самом деле. Слабый становился трусом, подлый - предателем, а война - мерилом нравственности человека.

3 гр. « Я не люблю…», «О фатальных датах и цифрах»

Звучит стихотворение «Я не люблю…» (в авторском исполнении)

- Как бы вы определили тему этих стихотворений? (философские)

- Какие ощущения вызывают песни? О чем поет Высоцкий? О чем заставляет задуматься?

Лирический герой распахивает душу перед читателем.

- Что из «не люблю» показалось вам самым неожиданным?

- Какие «не люблю» вы разделяете?

- Почему «червей сомненья», «почестей иглу»? «Вот только жаль распятого Христа»?

- Подберите синоним к выражению «в чести».

- В каком значении употреблен фразеологизм «отказали тормоза»? Почему он дается как контекстуальный антоним к «уверенности сытой»?

Много дает для понимания Высоцкого-человека анкета, заполненная им в 1978 году. (Приложение, презентация)

Подведем итог: «Каким человеком был Высоцкий?»

- Он чувствовал ответственность перед собой и людьми, он не просто человек, а человек-боец, в жизни он хотел дойти до самой сути, то есть докопаться до истины, он правдолюб, искренний человек, умеющий любить( «Я люблю - и значит, я живу»),в стихотворениях он утверждал добро и стремился к низвержению зла, он страстно любил жизнь и ненавидел все то, что мешает ей развиваться или угрожает ее существованию.

Учитель: Высоцкий словно предчувствует свою раннюю смерть, ужасные страдания. Каждое его стихотворение читается как последнее, все творчество проникнуто такими настроениями. Вот, например:

Сколько кануло, сколько схлынуло!

Жизнь кидала меня - не докинула.

Может спел про вас неумело я,

Очи черные, скатерть белая!

Или еще:

Когда я отпою и отыграю,

Чем кончу я, на чем - не угадать,

Но лишь одно наверняка я знаю -

Мне будет не хотеться умирать!

Те, кто знал Владимира Семеновича, говорили, что он был тих в жизни, добр к друзьям, деликатен, подчеркнуто незаметен в толпе. Станислав Говорухин, известный актер и режиссер, замечал, что « дружить с Высоцким было необыкновенным счастьем».

«Уметь дружить - тоже талант. Высоцкий, от природы наделенный многими талантами, обладал и этим» (С. Говорухин)

Все, кто знал его, отмечали его готовность прийти на помощь. Но это не значит, что он никогда ни в чем не отказывал. Отказывал - и очень часто, и очень даже обидно. Но когда дело касалось главных вопросов - здоровья, жизни, чести - на него можно было положиться.

Интересную историю рассказывала Людмила Гурченко:

- Познакомились мы с ним в 1962 году, в шумной разномастной компании, Володя пел, пел, что сам хотел, беспрерывно. Впечатление было как от разрыва снаряда. Больше всех мне понравилась песня «Но тот, кто раньше с нею был…». Однажды в 10 вечера раздался звонок.

- Привет, это Абдулов. Тебя уже выписали? Через час мы с Володей будем у вас.

У меня позади операции, сейчас гипс на бедре, боли, снотворное, уколы, бессонница, ну просто измучилась, а главное - иссякла вера в свои силы. Втайне я молилась, чтобы гости куда-нибудь завеялись. В 11 их не было, и я успокоилась. Тут одна важная деталь. Ниже этажом под нами жили соседи, которые уже в 23.03. звонили по телефону и требовали прекратить движение, если кто-то прошел на каблуках. Звонили, приходили возмущаться лично. Мама, сделав все по хозяйству, пошла к себе домой (чего не могла простить себе никогда!). Именно в тот вечер, в 12 часов ночи, пришел В.Высоцкий и, конечно, с гитарой.

Но тот, кто раньше с нею был,

Меня, как видно, не забыл…

Не забыл, помнит, что это моя любимая песня. Вот спасибо. Он пел до 3 часов утра. Каблуком своего остроносого сапожка он бил в пол в такт ритму. Наш дом сотрясался от раскатов его неповторимого голоса. Он ничего не спросил меня о травме. Он просто в первый день своего приезда из Парижа пришел туда, где был особенно нужен. В три часа ночи я шепнула Маше, которая с огромным интересом глазела на легендарного Высоцкого: «Посмотри с балкона, горит ли свет у соседей внизу?» - «Мама, во дворе все окна и балконы настежь. И у всех горит свет».

Учитель: Год назад на экраны вышел фильм о поэте «Спасибо, что живой…». Давайте посмотрим отрывок из него. Это клиническая смерть Высоцкого.

Просмотр отрывка из фильма «Спасибо, что живой…».

Сегодня 1 канал будет показывать этот фильм. Посмотрите его, домашнее задание будет связано с фильмом.

Ровно через год поэта не стало. Когда он умер, многие ведомства оказались захваченными врасплох. На высоте оказалось, пожалуй, только МВД. В Москве шла Олимпиада, был прекрасный день, на стадионах вовсю раздавали медали, и, казалось, всем было не до того. Только к 12 дня под окнами кирпичного кооперативного дома на Малой Грузинской собралось человек 30. Стояли молча, окаменев.

Через несколько часов вышла «Вечерка» с «рамкой». Спасибо «Вечерке», она была одна. Рамка выглядела скромно, всего несколько строк. «С глубоким прискорбием…артист Театра на Таганке…». Что ж, все верно. «Рамка» не место для эмоций. Документ. Чего не заслужил, того не перечислишь.

Чего же он не заслужил? Одного места среди 10-тысячного писательского Союза - как раз за пару недель руководство рассматривало его заявление и не сочло. Значит, не поэт, и поэтические почести не положены. Не композитор - ну это он и сам несколько раз говорил. Что не народный - это, конечно, факт. Даже после Гамлета, Дон Хуана не заслужил, представьте, и заслуженного. Просто артист.

У тех, кто слышал песни Высоцкого при его жизни, у последующих поколений другое мнение…

Слава поэта не только не увядает, она растет, а его поэтический дар признан! Владимир Высоцкий и жил, как поэт, и умер, как поэт, сорвавшись на самой высокой ноте.

Звучит стихотворение «Посмертный монолог» (в исполнении учителя):

Меня не съели свиньи - бог не выдал -

Я просто взял и вышел в никуда.

Я столько раз играл свою погибель,

Что умер без особого труда.

Меня не одолели яд и шпага,

И прочие орудия убийств.

Я столько раз живой вставал из праха,

Что мне и мертвому кричали «Бис!»

И публика на площади гудела,

Толкаясь и досадуя слегка

На то, что задержали вынос тела

Чрезмерно после третьего звонка.

Теперь меня печатают посмертно

Изящными столбцами, как меню, -

Так будто бы звучат аплодисменты

Эффектному финалу моему.

Я пережил и двадцать шесть, и тридцать,

Свой тридцать третий и тридцать седьмой…

Стихи мои! Я вам мешал пробиться,

Наверное, лишь тем, что был живой.

Сегодня, действительно, много говорят о Высоцком, издают о нем книги, поют его песни … И это заслуженно.

Звучит песня В.С.Высоцкого «Райские яблоки» в исполнении группы «Баста» (на фоне - презентация фотографий поэта).

Домашнее задание:

1. Подготовить устный отзыв на фильм «Спасибо, что живой» и ответить на вопрос: « Что нового вы узнали о Высоцком из фильма? Какие черты характера он раскрыл?»

2.Написать сочинение - рассуждение на одну из тем:

- «Если бы в русской литературе не было Высоцкого, что бы она утратила?»

- «В чем секрет популярности Владимира Высоцкого?»

- «Каким я представляю себе Высоцкого?



© 2010-2022